Вернуться на предыдущую страницу

      Архив

No. 1, 2001

   

КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

* * *

Еремей Парнов. НАСТУПИТ ЛИ БУДУЩЕЕ?" — М.: Терра, 1999. — 624 стр.

Еремей Парнов избрал предметом своего фундаментального энциклопедического исследования тайну прорицания. Что ж, и впрямь очень своевременно: отбоя нет и не предвидится от самочинных магов, астрологов и шутов от наук, набросившихся на растерявшееся население с лукавыми словесами, советами, угрозами. И так тошно.
Оказывается, не в первый раз. Пророчество как таковое, по Еремею Парнову, есть неотъемлемая принадлежность цивилизации и сопровождала ее, цивилизацию, всегда. То есть не было мало-мальски значимого периода в истории, где бы не заправлял наряду с властителями "мудрый провидец" или даже небольшой отряд "мудрых провидцев". Разумеется, в книге рассказывается и про великих пророков, и про Григория Распутина, и про Вольфа Мессинга, и про многих других.
Еремею Парнову не откажешь в кропотливости. Труд "Есть ли будущее?" можно было бы запросто снабдить подзаголовком "То, что вы хотели спросить о человечестве, но почему-то не спросили". Автор храбро бросается распутывать (и с какой дистанции!) клубки взаимоотношений отдаленных эпох. Начав повествование с краеугольных камней, координат нашего бытия (где находится Рай, куда исчезла Атлантида и т.д.), он доходит и до наших дней (футурологи и прогносты 90-ых годов 20 века).
Не все главы книги равнозначны. Некоторые откровенно информативны. Однако везде Парнов сумел проникнуться любовью или ужасом к эпохе. Его труд рассчитан на активное художественное сопереживание.

Сергей АРУТЮНОВ

 

* * *

Сергей Бирюков. Книгура. Тамбов; Halle, 2000 ("Библиотека Академии Зауми". Серия первая). 16 с.

"Книгура" — так называется книга Сергея Бирюкова, открывающая новый проект АЗ — "Библиотеку Академии Зауми". Проект возник, естественно, в Тамбове, на родине АЗ, серия первая будет представлять тамбовских авторов, затем должно произойти расширение. "Книгура" С. Бирюкова представляет его вещи конца 90-х годов, особый раздел образован группой пьес. Автор продолжает свои эксперименты со словом, ищет и находит самые разные варианты бытования слова, вплоть до его исчезновения и все-таки присутствия.

Любовь ТИХОМИРОВА