Вернуться на предыдущую страницу

No. 1 (44), 2016

   

Юбилей


ПРИНОШЕНИЕ  ВЛАДИМИРУ АЛЕЙНИКОВУ

Владимир Алейников — поэт милостью Божьей. Его стихи — это пламя слов. Мы можем отпрянуть от них, когда в их нутре сгущается жар неопровержимой истины. Можем погреться от их умиротворяющего, лучистого тепла. Можем обжечься их раскатистым, страстным огнем.
В стихах Алейникова создается своя, целостная и в то же время противоречивая реальность. Прикоснуться к ней — значит найти новый импульс к осознанию нашей непростой русской жизни.

Алексей ПАРИН

Владимир Алейников был центральной фигурой среди смогистов потому, что именно Алейникову более всех удалось воплотить изначальный пафос новой эстетики, больше других в ней самоопределиться.
Отличительной чертой смогистов и, в частности, Алейникова является великая вера в таинство поэзии, во всесильность ее собственной, не поддающейся осмыслению, жизни. Гармония знает больше, чем тот, кто реализует ее — вот несформулированный, но основополагающий тезис поэтической традиции, главным выразителем которой стал Алейников.
Владимир Алейников, вне всякого сомнения, самый одаренный поэт своей плеяды, а может быть, изначально, один из самых одаренных поэтов своего времени.
Я считаю Владимира Алейникова очень большим поэтом.

Александр ВЕЛИЧАНСКИЙ

Масштаб созданного Владимиром Алейниковым поражает. Год за годом, месяц за месяцем, день за днем, час за часом он создает единую гигантскую стихо-фреску. Ее не окинуть вот так запросто одним взором. Необходима адекватная работа воспринимающего. То есть надо пройти вместе с поэтом час за часом, день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Войти в этот поэтический тоннель, фосфоресцирующий изощренной образностью, идти, иногда заслоняя глаза от слишком яркого света, лавируя в прихотливой ритмической структуре стиха. Стих по Алейникову предстает аналогом нерушимой гармонии.

Сергей БИРЮКОВ

Владимир Алейников — самый музыкальный русский поэт за весь период после Батюшкова.

Геннадий АЙГИ

Феноменальный поэт Владимир Алейников, его стихи сравнимы с явлениями природными, каждое стихотворение — словно геологическая складка в горной гряде, которую не то что обойти, охватить взглядом трудно. Читать его от стиха к стиху — все равно что путешествовать по неизведанной стране. Такова же и проза его, толщу которой нет-нет да и пробивают неиссякаемые ручьи стихов. Алейников не помещается в нашем времени, слишком велик, слишком космичен!

Булат АЮШЕЕВ

Плотничает мужик, ставит избу, возвращается домой в сумерках, сетует: «Почто, Господи, ночь для нас завел, наработаться вдоволь не даешь?»
Так же и наш Владимир — день-деньской в работе, прилаживает слово к слову, образ к образу, мысль к мысли. Не дает себе роздыху. Природа тщательно замесила это его фантастическое трудолюбие с великим поэтическим даром и великой любовью к родной земле и людям. Его стихи и проза легко читаются вслух, нигде не споткнешься, не затянешь выдоха, все органично, приспособлено к человеку, масштабно ему. Поразительно глубока философская составляющая его работ. Талантливое соединение философии и поэзии — это редкое явление и названия этому соединению пока нет.

Евгений МИХЕЕВ

К тем справедливым, самым высоким словам, которые говорят в адрес Владимира Алейникове, я бы добавил определение «Маг», потому что Владимир Алейников — поэт мистический, поражающей своей редкостной, глубокой интуицией. В любом его стихотворении вы увидите это, попадете в «сады поэзии», сквозь листву которых струится дивная музыка.
Я чувствую волнение, когда читаю эти стихи — слова всегда расположены верно, эти «крайние звенья цепи интуиции», а она сама, эта «цепь», соединяет их, пройдя глубокими слоями подсознательного, отобрав из «генетических и языковых словарей», из «словарей опыта, картин, запахов, ощущений» кратчайший путь между двумя словами — так свет находит кратчайшую тропу в неоднородной оптической среде.

Михаил ГОРЕВИЧ

Поэт, художник, прозаик, эссеист Владимир Дмитриевич Алейников начинал в 1960-е как один из основателей легендарного СМОГа — одной из самых ярких и значимых поэтических групп неподцензурного, несоветского искусства, прошел путь от юношеского авангардизма до зрелого твердого стиля и продолжает свою поэтическую работу уже в качестве живого классика русской литературы второй половины ХХ и начала века ХХI-го. Его поэзия возникла на пересечении самых актуальных устремлений нового русского поэтического слова, сразу задала высший уровень художественного напряжения (а в поэзии нужен только такой уровень) и поддерживает его по сей день, воплощая нашу эпоху в поэтической музыке, которая звучит постоянно в его стихах и источник которой остается чистым и незамутненным уже более полувека. Этот источник — конечно, уникальный талант поэта, удивительный настрой его души, резонирующий со всем миром и заставляющий его звучать в наших душах, заставляющий звучать наши души. Вот истинное предназначение поэзии, и Владимир Алейников не позволял и не позволяет нам забыть об этом и в самые глухие к поэзии времена.

Владислав КУЛАКОВ