Вернуться на предыдущую страницу

No. 2 (53), 2022

   

Павел Манылов, «Папа» (Городская проза) М.: ACT, 2023


Говоря об этой книге, автор отзыва о ней не погрешил против истины, и на обложке не зря красуется обещание «цепкого писательского взгляда, без лишних красивостей и сантиментов». И действительно, роман Павла Манылова «Папа» вполне можно назвать энциклопедией жизни в двухтысячных. Да и не только в упомянутую эпоху, ведь со времен девяностых в провинции, о которой речь в романе, мало что изменилось, и главному герою, пятикурснику Косте Счастливцеву, ввязавшемуся в сомнительную историю, предстоит в этом не раз убедиться. Он вырос в семье врачей, где все было основано на доверии, дружбе и любви родителей, но не может и не хочет вести такую жизнь, как они. Даже попробовав отцовского хлеба на работе реаниматологом, Костя с иронией наблюдает, как тот за копейки спасает человеческие жизни, а потом заглушает стресс алкоголем. Костин отец, которого все по-дружески называют Семёныч, всеми уважаемый кардиолог «скорой помощи», не приемлет законов новой жизни – откровенной коммерции в медицине, кумовства, неуважения. И поэтому диалог с сыном часто получается такой: «— Ты барыга, а я врач. Вот и вся разница между нами. Ты карман свой лишь хочешь набить, а я жизни спасаю, — ответил Семёныч и как-то сник, опустив взгляд в пол».

На самом же деле, Костя даже не представляет, через какие соблазны и риски ему придется пройти в его стартовом бизнесе. И, если бы не отец, неизвестно, чем бы все закончилось… Даже если за «лихой» период девяностых в романе «отвечает» другой герой, а именно — отец Костиной девушки Костыльков — владелец ликероводочного завода, прошедший и войну кланов, и передел территорий, и дружбу с влиятельными политиками. Хотя, как оказалось, подобный жизненный опыт работает не всегда и не для всех, и, по сюжету, вновь создаваемая государственная структура «Росспирт» объединяет под своим крылом все предприятия, производящие алкогольную продукцию, предлагая Костылькову продать завод.

Понятно, что наш олигарх не желает продавать своё детище, но сознает, что воевать с государством невозможно. Он советуется с другом и начальником своей службы безопасности Игорем Клейном, или Моцартом, как его зовут в определенных кругах. Тот советует Костылькову быть более прагматичным и все-таки подумать о продаже. «Может, действительно продать? – мучится выбором его визави. - Воевать с государством - это бред. Но, я уверен, можно как-то договориться. Государство — это миф. Всегда есть конкретные фамилии, которые заинтересованы в том или ином исходе». Даже без спойлера ясно, что решение будет непростым, ведь Костыльков отдал две трети жизни своему заводу. И сцена захвата его предприятия силами спецназа, достойная экранного боевика, наилучшим способом это подтверждает. Но в отличие от своего антипода, Костиного отца, который ради принципов готов уйти с любимой работы — хотя бы таксовать, что он периодически и делает, когда в семье заканчиваются деньги – детище Костылькова, его завод — практически единственный серьёзный актив. Если он его потеряет, то лишится всего. Если успеет продать, то сможет начать новый бизнес. «Нужно начать торговаться… Дать принципиальное согласие на продажу, но тянуть время, объявив свою цену».

Как бы там ни было, но роман Манылова тем и примечателен, что по-новому решает не только проблему «отцов и детей», и роль его главного героя, пятикурсника Кости, то и дело становится решающей также в «финансовой» судьбе его близких. Так, например, именно он, не желая того, заставляет крутого бизнесмена Костылькова познакомиться и с сумой, и с тюрьмой, после чего действие романа приобретает совсем иной характер. Семейная драма, балансирующая на грани боевика и триллера, переходит в формат романа воспитания, и кто кого в нем воспитывает — решать читателю.

По сюжету же случилось так, что после того, как наш Костя устроился на работу торговым представителем крупной дистрибьюторской компании, он в очередной раз посетил казино. Там он проигрывает все  деньги, но знакомится с гостем из Москвы, щеголеватым Артуром, который, изобразив внезапную симпатию к сообразительному пареньку, предлагает Косте дополнительный заработок. И речь о продаже контрафактной водки, якобы доставшейся в качестве возвращенного долга. Но вот незадача — и про то, что водка «паленая», и про то, что она с завода Костылькова, Костя не знает.

И снова мудрый автор делает сюжетный поворот, и роман обретает «воспитательный» характер, ведь, на самом деле, в казино наш молодой герой пришел для того, чтобы преумножить капитал и купить недорогой подержанный автомобиль. По требованию его нового начальства торговый представитель фирмы должен ездить по близлежащим районам на собственной машине. Выручает же непутевого сына все тот же папа, который соглашается и ездить с ним на семейной «шестерке» (поскольку Костя водить начал недавно), и помогать с реализацией. Да и не только с ней, ведь порядки в районе оказались в духе девяностых, которые в этих краях будто и не уходили в небытие. Как в дальнейшем сложился «семейный» тандем, и к чему привела жизненная позиция максималиста Костю — об этом лучше узнать из неожиданного финала этой необычной книги.