Будетлянин
ВОЛНА ВХ: ПАМЯТИ ВЕЛИМИРА
Весной 2012 года в Татарстане впервые прошел Международный Хлебниковский фестиваль «ЛАДОМИР». С 12 по 15 апреля немногочисленный, но мощный поэтический десант брал штурмом литературные площадки Казани и Елабуги. Отличительными чертами фестиваля, организованного казанским поэтом Лилией Газизовой при поддержке Министерства культуры, Союза писателей Республики Татарстан, Союза писателей XXI века, Елабужского музея-заповедника и Фонда «Канафер», являются его многогранность; насыщенность и интенсивность короткой, но емкой программы.
Участниками «Ладомира» были не только поэты, но и редакторы, издатели, журналисты, культуртрегеры, ученые, музыканты, художники. Состоялись презентации новых номеров казанских и московских журналов «Казань», «Современная поэзия», «Дети Ра», «Юность», петербургских антологий «Собрание сочинений» (поэзия СПб. 2009—2012 гг.) и «Велимир Хлебников: Венок поэту»; был организован круглый стол «Самовитое слово в XXI веке»; прошла встреча с поэтами из разных городов, выступавшими в разные годы в московском литературном салоне «Булгаковский дом»; в культурном центре «Дом Аксенова» была развернута выставка художника из Улан-Уде Аркадия Перенова, посвященная Будетлянину. Из стихотворений поэтов, приехавших на фестиваль, сложилась небольшая подборка «хлебниковских» (по духу, прежде всего) текстов, которую мы и предлагаем читателям «Футурума».
Сергей БИРЮКОВ
Белый ворон
Траурный марш
вас не вдохновляет. Но если другая музыка не звучит, если путей иных не зная, ты, музыкой объемлемый и все же молчишь… Все зеленое — зеленеет, как бы само собой, без усилий. Итак, он идет по дороге, итак, он летит по дороге и пыль не касается его одежд. По законам природы — законам творения он единственный и незнакомый искусству полому и ремесла сапожника он не знает, увы! Это Вселенная перед ним, где Лобачевский и Эйнштейн пересекаются с Евклидом, где луг зеленого творения нас любит в нашей неразумени. И голосами неосенними зовет грядущее потрогать и молока, горчащего слегка, попить, сдувая пену теплую. И вишня в этот миг призывно глядела черными очами, нас призывая заменить то, что назвали мы речами. Так слепяще-белый ворон оказывал свой белый норов. И опускался он на пашни, и думал, ногу поджимая, и виделся в поступи отважной вдали, как будто поджидая, на опоздавших на столетье очами черными взирая. И травинку взявши в клюв, наиграл концерт для фортепьяно Скрябина А. Н. Он путь держал скорей к Востоку, где горы высились верблюдом, где мир дрожал живым истоком и где иначе пели люди, где буквы Х и М сходились в битве и Б искало путь не зла… Так слепяще белый ворон оказывал свой белый норов. Пока мяукали здесь кошки, за хвост поймать его хотя, и пять иль шесть ворон из стаи покрасились скорее в белый цвет, чтобы тем самым взять приоритет, он дул в травинку, намекая, что за семь бед один ответ, предчувствуя, что почва созревает. Он поводил глазами, не говоря, что никогда, а понимая, что навеки. И, плюнув косточкой от вишни, и постигая грусть букашки смотрел он очесами Вишну, воробушкам отдав сухие крошки. Весной он к северу тепло Елене матовой приносит, лицо напоминает, что светло и снисхождения не просит. Мир может хрустнуть вдруг на сгибе и слово легко войной оскорбить, решительно он равенство поставит — творить-любить. Когда ему: — На в лоб, болван! — почтительнейше произносят. …………… ……………… …… ……………… …… Симметрия начала и конца, как будто неоконченность стихии, И чтимый прочно за отца, он попадает вдруг в витии. А его уже на другом берегу ожидают нетерпеливо и лодка направляется сюда. Вот носом в берег ткнулась, но пока он сесть в нее забыл. Он увлекается внезапным взлетом вверх, паденьем вниз. Воздух сечет крылом и, опершись о воздух, летит на юг, где зиму зимовать, как будто бы не замечая явно, что поле там внизу покрыто черным вороньем. И вишни вытек глаз. Но белый ворон отряхнулся арбуз разрезал астраханский и в небо сразу устремил свой глаз и птичий и тарханский. Он замечал движенье там: пониже птицы, выше тучи. Он словно тайны прошептал и зоем отозвались кручи. И лебеда пала в ноги. Лопух закрыл свой взор листом. Тяжелые воспряли боги, чтоб раптом умереть потом. И вишня цвет свой потеряла, чтоб завязь дать, и как дитя листвой зеленою играла и кожей нежною светя. Перекрывая дикий зной, иссушающую жажду, выдохнул как будто зой: — Жа-жду! Жа-жду! Жа-жду! На окраине разверстой ночи светилась точка, отдаляясь. Чиркнул спичкой и обжег пальцы. Так слепяще-белый ворон оказывал свой белый норов. Из пункта Б к пункту Х шел человек, не теряя из виду пространство точки на часах на опоздавших на столетье горела вишня черными очами и выпь вопила черными ночами в сухих болотах новгородских. Другие же за благо посчитали придти с обратной стороны. Как нежной матери сыны, которая их била больно, они сказали, что довольно, они ушли, остались сны. Как мамонты вмерзают в лед и муха тонет в янтаре. Полетом в космос называя вращение в пустом сосуде, зачем ошиблись мы, не зная, что в нас живут иные люди? Зато небесных пахари миров, троянских не приняв даров, внутри себя растили космос и звездный наклонился колос. Так оказывал свой норов белый ворон. Закрыв глаза, он созерцал внутри себя моря и страны и книгу вечности листал — она из камня и металла. Каких-то крохотных примет ему хватало. Другие же за благо посчитали. На веки их не сели звезды, входили дважды в ту же воду, которая цвела и тина мутная всплыла… Меж тем шел по дороге Гуль-мулла, читал пески и черноземы, сосны стремительную высь, единственный и незнакомый, не разумеющий: «Вернись!» И слоем почвы плодородным…
Лилия ГАЗИЗОВА
* * *
Левая бровь удивляется выше, чем правая.
Кожа на левом локте грубее… На левую руку люблю Водружать подбородок свой, Когда долго на что-то смотрю Или слушаю сосредоточенно… Левой глажу собак и рисую. Слева — четырехкамерное. И легкое слева, В него, как и в правое, впрочем, Дым сигаретный Без устали втягиваю. Слева — все, что мне нужно для жизни. Быть хочу левой своей половиной! Слева ложись от меня, мой любимый! И я прошепчу нежно-нежно на ушко Слова свои левые… Самые левые…
Евгений СТЕПАНОВ
ЗВЕНЬ
разом: логос-разум — мрынь
грынь или даже — стынь стынь зау! — логос-ребус — жень шень вау! — логос-мелос — звень звень даже если это трень-брень даже если это дрянь-хрень только все же это звень-звень только все же это звень-звень!
Андрей НОВИКОВ
ХВВ
Ногу за ногу заложив,
Велимир сидит. Он жив. Д. Хармс
Он больше века ум тревожит
и сторожит. Поступит жизнь с тобою строже, но надо жить. А мир, что зримо им построен, стоит как Рим. Как будто бы незримых трое следят за ним. Ему служило солнце словно как хлеб и кров. И было только слов уловом его добро. А путь знаком в ночи, как «Отче…», как букв мешок. И он один лишь сеял очи и шел, и шел. Как нерасчетливый наследник, открыв сезам, он жил как сам не как последний, и умер сам. Пример, который служит знаком стремиться ввысь Смотри — а он еще меж нами, среди живых.
Ганна ШЕВЧЕНКО
Хлебникову
опавшие листья по дому
с прожилками спелых стихов он ловит сачком незнакомым пчелу недоказанных слов его потолок протекает сочит чердака глубину и эта капель предвещает ближайших столетий весну ядро симфонической пушки снесло надоевший чердак теперь его радостный Пушкин звучит не о том и не так шарманка на скомканной крыше поет с ускореньем юлы он скоро допишет допишет диктант сумасшедшей пчелы
* * *
9 ноября 1885 года (как пишут умные буквы учебников),
в Калмыцкой степи, в семье орнитолога, родилась птица по имени Хлебников. Он говорил Человечеству: «Я — житель вершин! Спою вам прекраснейшие слова! Давайте в ладонях растить эдельвейсы, чтоб лучами текла голова! Давайте из глаз удалим светонепроницаемую пленку!» А Человечество отвечало: «Агу!», и мочилось в пеленки.
Нури БУРНАШ
Памяти Хлебникова
ISBN, ISBN, ISBN — едет издатель в мягком вагоне;
ИНН, ИНН, ИНН — телефон завкадрами на вибрации; МS-DOS, МS-DOS, — дышит карманник, уйдя от погони; IT, IT, IT — во дворе надрывается сигнализация; Баю-баюшки-ПБОЮЛ — сына укачивает торговка; MA-AIL — качели детские в сугробе; Skype, skype, skype — скребет дорогу дворник, ловко Стерев метлой смешное слово — бобэоби.
Андрей КОРОВИН
Письмо Хлебникову
милый Хлебников
как ваше здоровье вы в Москве не уехали никуда говорят Л. родила тройню неужто правда ну и дела выпросил вашу фотографию у М. романтик с грустными больными глазами это вы Хлебников не обижайтесь я люблю вас за муху которая не захлебнется в чернильнице за подушки набитые вашим почерком милый Хлебников мне очень хочется чтобы вы жили теперь здесь чтобы набивали рукописями свои подушки чтобы удивлялись прохожие и старушки глядя на странного человека с больными глазами чтобы теперь жили вы Хлебников вы сами
Арсен МИРЗАЕВ
* * *
В. Х.
…и ворон-Аполлон
и бабочка-Психея и Будда в птичьем гаме и Бегемот в нирване лягушек всероссийский хор — единый смертных разговор Из мини-цикла ракоходных посвящений
* * *
Велимиру Хлебникову
…а МЕР дерево — о ВЕРЕ дрема.
* * *
Я нем, женун, унежь меня.
Нужен нежун. А Велимир им иль — Ева?.. У, метеор! — кто откроет ему Ра дверь — Ев дар?..
Елена ПЕСТЕРЕВА
* * *
Вечер. Тени.
Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В. Хлебников
долго сумерки ложатся
и качаются впотьмах деревянная лошадка золотая бахрома мы не старые живые скоро станут холода и метели кочевые поведут свои стада чтоб небесные овечки в нашей осени паслись и сухой пятиконечный пережевывали лист а покуда ветер тонок вечер долог голос тих в тайных сумерках медовых скоро нам не будет их |