А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Николай ГРИЦАНЧУК (Москва) — поэт, художник. Член Союза литераторов России.



Страницы: 1 2 3


МЕТАФОРА ТОЧКИ

Начнем с того, что понятия "точка" не существует, но, тем не менее, зная об этом, мы несуществующим понятием пользуемся. И нельзя сказать — хорошо это или плохо: это правильно, в том смысле, что помогает нам выживать. Но существуют очевидности, которые также всегда вокруг нас, но из-за своей прозрачности (как воздух) не всегда и не всеми замечаемы. Я имею в виду буквоцифровой алфавит и то, что он кодирует.
На бумаге — это стихочисла. Странный термин, согласен, но уточняю — "странно очевиден", как очевиден для меня ответ на вопрос — что кроется за словосочетанием "стихочисла"? Надеюсь, и вы, прочитав несколько страниц текста, определитесь с ответом на этот вопрос. Уверен — ответы совпадут.
В поисках нам помогут книги нескольких авторов, их я буду цитировать, а местами пересказывать.
Постепенно мы, способные узреть, прозреваем и вспоминаем, постигая буквально азбучную истину: звездное небо над нами — созвездия и луна, а днем — солнце, их перемещения и изменения — это основные сюжеты Библии.
Буквами (звездный код), озвучившими небо, написан "некий текст", предназначенный для человека и читаемый только человеком. А основа земного буквенного алфавита — лунный код, графическое отображение фаз луны. Именно такие выводы сделал поэт Константин Кедров, осознав множество событий и текстов, в частности, поэму Низами "Сокровищница тайн". В поэме речь идет о происхождении арабского алфавита, уходящего корнями в библейские времена. Логика подсказала — можно попытаться сопоставить все стадии фаз луны с древнееврейским алфавитом, ведь в нем ровно двадцать восемь букв. Следующий шаг — сопоставление лунных фаз с древнерусской азбукой, у которой, по мнению Кедрова, те же истоки. "И вот что получилось...

Букв около тридцати. Все они могут быть днями одного месяца. Три дня луна отсутствует на ночном небе, это Ь Ъ Ы. В каждой фазе семь дней — семь букв. ... Это дает некоторые основания для предположения, что каждой букве древних алфавитов соответствовали определенные очертания луны в течение месяца: двадцать восемь букв и двадцать восемь дней. ... небо как раз и есть развернутый свиток, где огненными письменами созвездий пишется вся история мироздания". (К.А. Кедров)
Но вглядитесь пристальней, просматривается продолжение. Вспомним несколько общеизвестных фактов, обратимся к цифрам. Известно, что в Греции, в третьем веке до нашей эры, вытеснив другие, распространилась система нумерации, названная ионийской. В ней цифры обозначались буквами алфавита, а для отличия цифр от букв, составлявших слова, писали черточки над цифрами. Следует иметь в виду, что древнегреческий алфавит имел на три буквы больше, чем нынешний, поэтому буквоцифр в нем — двадцать семь. Соответственно числа 1 — 9 обозначались первыми девятью буквами алфавита, числа 10 — 90 — следующими девятью буквами, числа 100 — 900 — последними девятью буквами.

В древности подобными алфавитными нумерациями пользовались евреи, арабы и другие народы Ближнего Востока. Многие славянские народы также пользовались для записи чисел алфавитной нумерацией. У русских, в частности, для записи чисел использовались буквы, бывшие в греческом алфавите, и числовые значения возрастали в порядке следования букв.

Правда у нас, в конце концов, возобладала "арабская нумерация", пришедшая из Индии окольными путями. В Индии это поместная нумерация. Цифры в ней — начальные буквы соответствующих числительных на санскрите. Индийские цифры постепенно видоизменились в "арабские цифры", существующие и по сей день. Обо всем этом пишет М.Я. Выготский. Поэтому мы вправе обоснованно утверждать, что графическое отображение лунных фаз — не только буквенный алфавит, точнее — буквенно-цифровой. Действительно, буквоцифр в древнегреческой системе нумерации двадцать семь, в древнеславянской — тоже двадцать семь, в древнеиндийской поместной, от 1 до 1000, — двадцать восемь. Движение луны по зодиаку также можно соотнести с поместной нумерацией, где одна и та же цифра обозначает разные числа в зависимости от местоположения, а трехдневное отсутствие луны может обозначаться точками, означающими пропуски (ранее пустующий разряд). Напомню, речь идет не о словесном описании. Без сомнения, буквеннно-цифровой алфавит — единое целое. Искомые знаки — буквоцифры (если едины — буквы и цифры, значит, одно целое образуют слова и числа — основа одна). Можно, условно, сказать, что слово ( "гласноизрекаемое") — это наш земной мир, где существует атмосфера, звук, а числа ("безгласно и беззвучно изрекаемые") — все остальное. Но в силу единства число при определенных условиях свободно трансформируется в слово и — наоборот. Реализация этой возможности — существующий аппарат, преобразующий язык жестов через компьютер в звуки. Числослово — это единство, устраняющее недостатки слова и числа по отдельности: "Если изъясняться точно, то нельзя вообще ничего сказать" ( Р. Рассел)", "...наши предсказательные возможности ограничены квантово-механическим принципом неопределенности... мы не умеем находить точные решения уравнений, описывающих теорию" (С. Хокинг), но "надо в опоре на раннее значение слова и его изменение увидеть круг вещей, на который слово указывает. Надо задуматься над тем, как внутри этой бытийной области движется названная в слове вещь. Только тогда слово заговорит — заговорит взаимосвязью значений..." (М. Хайдеггер). "Элемент непредсказуемости возникает лишь при попытках интерпретации волны на основе представлений о положении и скорости частицы... нет ни положений, ни скоростей частиц, а существуют только волны. Есть надежда, что в теориях гетерогической струны... бесконечности сократятся" (С. Хокинг) Числослово напоминает свет, ведь математик в зависимости от задачи может, для расчетов, считать свет волной или частицей, также и мы можем избирательно отдавать предпочтение слову или цифре и этим определить временное главенство того или другого в числослове. Связь света, человека и числослова неразрывна: без человека и света буквоцифровой алфавит невозможен.
Какую все же Вселенную описывает словочисловой язык? Ответ на этот вопрос содержит наиболее полную информацию о числослове. Видимый ответ лежит на поверхности, его мы видим — язык описывает наш мир, действительное пространство-время. Но в таком варианте числослово, например, согласно теории относительности, бессильна описать сингулярность в точке Большого взрыва, а значит, числослово ничем не лучше слова и цифры по отдельности. Выход, видимо, в модели, где сингулярностей нет, и такая модель Вселенной была создана, с учетом идей Линде, Хокингом. Делая расчеты с использованием мнимых чисел, введя условие отсутствия границ, он создал модель Вселенной с мнимым пространством-временем. Почему-то ошибочно думают, что отрицательные числа на числовой прямой и есть область мнимого пространства-времени. Нет, в противном случае, имея в виду мнимое пространство-время, мы все равно говорим о действительном пространстве-времени. Не надо забывать, что расчеты с мнимыми числами, так же как и с отрицательными, — всего лишь технический прием, позволяющий упростить и ускорить расчеты, но полученные результаты все равно согласуются с теми результатами, которые могли быть получены в результате действий с положительными и вещественными числами. И еще: когда говорят, что мнимое время неотличимо от направлений в пространстве, обычно полагают — возможно обратное движение во времени, из настоящего в прошлое. На самом деле в мнимом пространстве-времени просто "нет времен", "между противоположными направлениями мнимого времени нет существенной разницы", там нет прошлого, настоящего и будущего и поэтому невозможно движение в прошлое. Впечатление возможности движения в прошлое возникает, наверное, оттого, что мнимое пространство-время рассматривается в отрыве от других составляющих стрелы времени. В модели с мнимым пространством-временем при условии отсутствия границ нет сингулярностей и все прочитывается.
Но возникает иного рода проблема, возникает вопрос — в какой Вселенной мы живем? Хокинг предлагает решить ее простым переименованием: действительное пространство-время назвать мнимым, а мнимое — действительным. В конце концов, не в названии суть, важно, какая из теорий больше фактов описывает. Но существует и второй путь — создание модели, которая была бы лишена недостатков ее составляющих, но в то же время сохранила бы все плюсы предшествующих моделей. И подобных моделей было создано немало, одна из них — теория твистиров Пенроуза, где уравнения теории относительности решались в области комплексных чисел. "Его пространство твистиров имеет восемь измерений, по одному вещественному и одному мнимому на каждое из четырех обычных пространственно-временных измерений". Наиболее простой аналог подобной модели — это само комплексное число, которое состоит из суммы действительного и мнимого чисел. Именно такую модель описывает числослово.
Из вышесказанного очевидно, что слово и число равнозначны и едины. Об этом говорит и возможность появления вначале цифрового алфавита и только потом, как производное от цифрового, — буквенного. В наше время господствует десятеричная система счета, совсем недавно была и пятеричная, и двадцатиричная. Все они вели родословную от количества пальцев на руках и ногах. Почему бы не предположить, что вначале появились цифры, возникшие из потребности вести счет, а уж потом буквы, зримо созданные с помощью тех же пальцев или насечек. "Примерами могут послужить... начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева... магические руноподобные символы, датируемые шестнадцатым тысячелетием до н. э., и сами руны — древнейшая система письменности" (А. Платонов). Немало исследователей (фактов очень мало) склонны считать первичным значением термина "руна" cлова, означающие "прорез", "борозда", "реза". Неудивительно, что, когда речь идет о существовании дохристианской письменности у славян, глагол "чьтеху", из текста древнеболгарского писателя Черноризца Храбра, допускающий два различных толкования, прочитывают и как "читали", и как "считали". В зависимости от прочтения суждения разделились. Мне кажется, правы и те, и другие: древние славяне вполне, и не только они, могли и читать, и писать, и считать "черты" и "резы". Многие скажут: усмотреть нечто, напоминающее алфавит, можно где угодно, и будут правы. Кто знает, что подтолкнуло человека к созданию алфавита (кириллице, глаголице) — лунные фазы или изменчивые облака, и где человек подсмотрел, а может, вообразил, основные сюжеты Библии и литературы. Но дело в том, что действительно и алфавит, и сюжеты Библии, и многое другое, еще не выявленное, находится вокруг нас везде: в складках одежды, в лунных фазах, перемещениях звезд, рельефе местности, обобщающих законах микро- и макромира, извилинах дорог и рек. Так и должно быть, потому что Вселенная создана сообразно человеку и не существует без человека, и эта связь — намертво. По Линде: "...речь может идти не о причинном воздействии, а лишь о корреляции свойств наблюдателя и свойств мира, который он наблюдает..." То есть, с учетом идеи Вернадского о ноосфере, коллективный планетарный человеческий разум, а в его рамках и отдельный человек, в каждый момент времени выбирают ту историю развития Вселенной, в которой человечество выживает. Человек сам является фундаментальным законом: такие свойства, как неопределенность и двойственность, придает Вселенной именно человек. Сам факт существования человечества говорит о том, что коррекция истории происходит.
Двадцатый век объединил пространство и время, видимо, двадцать первый, продолжая обобщать, соединит разум и пространство-время. Если брать более широко, именно разум-пространство-время описывает числослово. Кажется, пришло время в очередной раз расширить "изначальный словарь нечеткостей", следует добавить еще несколько нечеткостей — числослово и разум-пространство-время, что позволит человеку, после осознания сильного антропного принципа, сделать следующий шаг в обретении самого себя. Во все времена находились люди, существовавшие вне рамок обособленности, они-то первыми и обрели разум-пространство-время. В этом смысле показательны строчки японского поэта Басе, написавшего: "Из сердцевины пиона медленно выползает пчела... О, с какой неохотой!" Бесспорно, осознание из ряда вон выходящего требует немало усилий, поэтому не случайно цветок и элементарная частица названы одним словом — пион. Идет освоение, привыкание. Неопровержимый факт: клетки человеческого тела обмениваются между собой квантами света. И на это тут же, незамедлительно отзывается поэт, по совместительству биофизик: "Я думаю, во мне светло". Круг замкнулся: "Когда между системами существует физическое взаимодействие в элементарной квантовой области, они неделимым образом связываются в единое целое, так как в квантовом переходе квант энергии... принадлежит одновременно двум системам в момент их взаимодействия и не может быть представлен как нечто третье между ними... Между ними устанавливается особая корреляция, сохраняющаяся и тогда, когда физическое взаимодействие выключается и системы оказываются на значительном пространственном удалении одна от другой: теперь они уже никогда не могут быть отделены одна от другой в абсолютном смысле именно в силу физической неделимости в субквантовом уровне их исходного состояния, рожденного квантовым взаимодействием..." (И.Цехмистро)
Следствие общности на квантовом уровне — единство цифры и слова, отраженное человеком. В самом деле, математические действия — это выявление отношений между числами, реализованное неисчезающее взаимодействие, где, по сути, на первом месте не результаты взаимодействий, а то, что возникает в ходе этих взаимодействий. Не конкретное действие, скажем вычитание, а как бы знак вычитания — минус: воплощение первоначальной отрицательной потенциальности. Знак количества и знак действия одновременно, точнее — знак количества и знак качества, поскольку в числослове единое число — не только "число математическое", но и, в такой же мере, "число метафизическое". Похоже, взаимодействуют и слова: главенствуют не сами слова и их сочетания, а то, что возникает над ними, — смыслы. Подобное находим и в человеке: "наука и религия зиждется на вере", мы верим во Христа (а можно верить в математическую точку). Полюби ближнего как самого себя — главная заповедь Христа. Но даже если человек никого не любит кроме себя, его любовь такого же высокого порядка, как и любовь к ближнему: на любом человеке лежит печать первородного греха, поэтому любя самого себя, он любит — слабого и грешного. Бог есть Любовь. Значит, все мы, хотим мы этого или нет, верим в Бога. Вера в Бога независима от наших желаний. Вероучение Христа — Библия, изложена языком, а поскольку мы верим, значит, считаем, что язык описывает верно. Получается, язык, основанный на вере, порожденный человеком, язык науки и веры — точен. Из этого вывода вытекает интересное следствие — дилеммы "быть или не быть" — не существует: "или" предполагает выбор или отказ от него, на самом деле в "или" невозможность или отсутствие выбора. По аналогии с частицей, одна из интерпретаций, выбор, предположим, "быть" не исключает "не быть", потому что выбравший "быть" знает о существовании выбравшего "не быть", а это равнозначно отсутствию выбора, — фактически проблема выбора не решена. Другими словами, с точки зрения квантовой механики, в момент выбора возникают два Гамлета — один выбирает "быть", другой "не быть", возникают параллельные миры. Выбор "быть" порождается выбором "не быть". Выходит Гамлет, выбирая, допустим, "быть", выбирает одновременно два взаимоисключающих решения. О неоднозначности толкований наблюдателя и верующего, а Гамлет наблюдатель и верующий, говорит еще один пример. Допустим, Гамлет выбирает из двух миров или не выбирает: "платоновского космоса, однажды рожденного, впоследствии существующего вечно, и христианского — (падший) мир, обреченный погибнуть", "...с научной точки зрения не может идти разговор об одном "истинном " мире, а о другом — "ложном". Речь просто идет о двух разных мирах. Бог Моисея не порождает космоса и человека, Бог Платона не творит его (в моисеевом смысле). Главный вывод поэтому таков: разная природа богов создает разные миры (разные представления о боге ведут к различным объяснениям происхождения и судьбы мира)" (А. Павленко). Фактически мы верим в вероучение языка; "...в это все можно верить, но этого ничего нам не дано" — как ни странно, но и это реальность. Любое новое понятие — следствие предшествующих взаимодействий на квантовом уровне. Числослово (слово и число) — "синтетическая сила". Поэтому возраст человека сравним с возрастом Вселенной, поскольку несет в себе в закодированном виде всю полноту информации о ней с момента возникновения, создания.
Многое из того, о чем мы говорили выше, присутствует в текстах, которые вы прочтете ниже. Вы спросите: если это стихи, то где же привычные размер, ритм, рифма. Все существует, но в несколько видоизмененном виде (рифма — совпадение гребней и впадин на волне, а антирифма — их несовпадение). Атрибуты стиха — такая же условность, как и математическая точка, главное, чтоб присутствовало то, что позволяет называть автора поэтом, — поэзия. "Живописные развалины" современной поэзии кажущиеся, потому что сегодняшняя неопределенность — это форма постепенного возврата к "единству разумного и чувственного", к тому литературному времени, но в других обстоятельствах, когда не существовало рационального восприятия мира отдельно от чувственного. Когда разумное и чувственное проявляется по отдельности — нам, рационалистам, так кажется — это напоминает скорость и положение точки в пространстве: "чувство всегда "чувственно" определенно, но неопределенно "рационально" (А. Павленко). Чисто технически — стихотворение это или нет — определить можно по характерным признакам стихотворного текста, но с другой стороны, чувственный текст определить невозможно, иначе придется признать, что чувственное — рационально. Выходит, поэзия неопределима. Если мы попытаемся все же дать ей имя, то это будет попыткой перевести чувственное в рациональное, и в этом случае поэзия уходит в область мнимого. А поэзия, видимо, — истина, воспринимаемая непосредственно. Что касается рифмы — созвучия в конце строк — то для меня это гармония числа и звука, ею буквально пронизано все вокруг. В прямом и переносном смысле. Даже там, где звука не должно быть — в клетке, например — он есть. В струнной теории частицы, сгустки энергии, имеющие только одно измерение — длину, в пространстве-времени создают странные конструкции из полых труб, напоминающие гигантский орган. И как в духовых инструментах, в них также возникает звук — звучание разум-пространства-времени, которое избранные, например Козырев, могли слышать. По Козыреву, именно время — это ветер, принуждающий звучать орган Вселенной, время — реализованное решение Бога.
Но понимание рифмы как созвучия давно не единственное. В одном из вариантов рифма — не только новый смысл, возникающий при рифмовке, но и отсутствие смысла. В масштабе разум-пространства-времени рифмуются космологические теории и философские категории, числа и слова, смыслы. В ряде стихотворных опытов осуществлена попытка продвинуться в понимании рифмы дальше, за субстрат рифмы, к ее субстанциональности — рифме в чистом виде: "мышление бытия есть изначальный способ стихослагания" (М. Хайдеггер). Выше мы ограничились тем, что заключили: числослово отражает комплексную модель Вселенной. Но если продолжить, то она описывает и любую другую теорию объединения, их общую основу. Попробуем отдернуть занавес планковских размеров за 10-43 — и мы ничего "не увидим". Можно предположить: вероятно, Вселенная возникла из небытия, "ведь то, что не существует, не нуждается в причине для своего существования… Небытие как самопричина отрицает само себя. Небытие небытия есть бытие. Для этого порождения не нужно ничего, кроме небытия" (А. Чанышев). И рождается бытие в ходе прочтения цитаты, поскольку небытие выявляется определением. Дальше мы наблюдаем квантовую "пену", появление "нового вакуума", раздувание скалярных полей, фазу единства взаимодействующих сил, суперсимметрию, то есть аб + ба =0. Или, если остановиться на этом этапе описания Вселенной, то можно записать: словочисло + числослово = числослово + словочисло. И последний, самый длительный период развивающейся Вселенной — отделение взаимодействующих сил и возникновение частиц. Одно из соответствий между моделью развития Вселенной и числословом мы уже выявили — это оборачиваемость числослова. В простом случае это прочитываемость, перевод буквенного алфавита и слов в цифры и числа, и обратно. Есть и другие. Рассмотрим еще одно соответствие — анаграмму. Анаграмма — это тот случай, когда мы как бы охватываем одним взглядом все возможные варианты возникновения новых слов из букв первоначального слова. Анаграмма — частный случай оборачиваемого числослова, описывающий все возможные варианты движения частицы из точки А в точку В. В свою очередь, палиндром, можно сказать, — самый короткий путь при движении из одной точки в другую, который можно представить прямой линией. И читается палиндром линейно — слева направо и наоборот. Но прямая линия — прямая только в том случае, если мы, условно, находимся в двухмерном пространстве. Но если мы, условно, видим эту линию, находясь в трехмерном пространстве, то перед нами окружность. В силу того, что палиндром обладает своеобразным дуализмом, можно сказать: палиндром в трехмерном пространстве — напоминает круговые траектории движения планет, в искривленном пространстве-времени они же — прямые линии. Обозревая палиндром, в действительности мы движемся по прямой, которая как бы прочерчена по сфере и в конечном итоге замыкается в окружность. Если окружность замыкается — прочитывается точный палиндром, в случае несовпадения "начала" и "конца" — возникает новый смысл. Линейные палиндромы — доказательство и отражение существования начального упорядоченного состояния Вселенной. Но поскольку беспорядок со временем увеличивается, большинство палиндромов должны быть "хаотическими". И такие палиндромы, мы знаем, существуют. Палиндромические состояния, бесспорно, существовали до возникновения языка, они и определили неисчерпаемость и безграничность форм палиндрома.
Мы не говорим о хаосе, но без разговора о нем в дальнейшем нам не обойтись. В последнее время возникновение пространства-времени связывают с раздуванием — фаза, предшествующая возникновению, — пустого пространства и пустого времени, говорят о независимости пространства и времени от вещества и излучения. Можно ли сегодня, с учетом этих идей, построить новую совокупную структурную модель вещества и того, что предшествовало веществу и излучению, наподобие "математической физики" Платона? Можно ли выделить и символически обозначить первоэлемент, "квант" числослова, поскольку числослово — отражение картины мира? Безусловно. Графический символ числослова — круглый квадрат. Абсурдное, на первый взгляд, сочетание, результат взаимодействия динамических систем. Но это отдельная тема. На этом и остановимся.
Думаю, после всего сказанного и вы сделали те же выводы, что и я. И между нами — взаимопонимание.

8 сентября — 10 октября 2002 г.

 

P.S. Мне кажется, споры о главенстве слова по отношению к числу или наоборот — бесплодны, гораздо интересней и важней их предыстория, приближающая нас к недостижимому единству бытия. Видят предысторию по-разному. И мы вполне можем предположить, что вначале звук, обозначающий предмет, совмещал в себе одновременно и "имя" предмета, и его "количество" — предшественника числа в значении "целое". По мере расселения человека, возникшей при этом потребности хранить и передавать большие объемы информации на расстояние, — из знаков-символов, в свою очередь обозначающих имя предмета и их количество в значении "множество", постепенно, минуя стадию идеографического письма, образовалась слоговая, а затем и буквенная фонетическая письменность. При этом, похоже, если мы согласимся с тем, что число вне человека, — счет преобладал над чтением, поскольку пиктографической письменности предшествовала система "учетных фишек" — результат фиксации счета определенных товаров. Со временем возникла необходимость разделить чтение и счет, при реализации этой потребности в письменностях, основанных на буквенных алфавитах, развитие системы двойственных знаков повело к их разделению: для количественных величин стали использовать Знаки как Числа, а помыслы свои и суждения выражать Знаками-Словами" (А. Зиновьев), произошло разделение числа и слова, частичная утеря числового в слове и наоборот, а на определенном этапе и утеря числом части своей составляющей — метафизичности (платонизм, пифагорейство). В литературе, надо признать, на разных исторических отрезках попыток вспомнить, восстановить былое единство числа и слова было немного. В русской поэзии подобные попытки — единичны, а после Владимира Казакова, использовавшего цифры в заумных текстах, до недавнего времени был и вовсе, по понятным причинам, провал. Но ситуация, кажется, медленно, несоизмеримо медленно, но изменяется. Нынешние стихотворцы, видимо, еще скажут свое слово, и слово будет более весомым, чем то, что мы слышим. А пока любые попытки следует приветствовать, рано или поздно они принесут плоды.
Частенько авторы (примеры ниже), не мудрствуя лукаво, — вольному воля (и правильно) — пробуют числами писать как словами (что возможно исполнить в технике силлабо-тонического стихосложения), воспользовавшись, например, замечательным рецептом Евгения Скляревского (сетевой журнал "Арбуз"). Он пишет: "...продекламируйте нараспев:

128 49
138 45
13 30 29
12 8 35
16 9 19
2801
4 8 112
5 9 000 1

Ну как? Почувствовали ритм? Попробуйте сами сочинить — получите огромное удовольствие от приобщения к поэзии цифр через цифровую поэзию... можно сообщить, что цифровая поэзия служит идеальным средством обучению теории стихосложения. Мелодичность стиха, как известно, обусловлена чередованием ударных и безударных гласных, наименьшая ячейка из них называется стопой. В зависимости от характера первого слога (то есть с ударением он или без ударения) различаются пять родов стоп с особыми названиями:

— Ямб (1 — для сисадминов поясню — один, ударение на втором слоге)
— Хорей (8 — восемь, ударение на первом слоге)
— Дактиль (1000 — тысяча, ударение на первом из трех слогов)
— Амфибрахий (13 — тринадцать, ударение на втором из трех слогов)
— Анапест (50 — пятьдесят, ударение на последнем из трех слогов).

Теперь вы можете разобрать примеры посложнее:
— Трехстопный ямб 12 22 ...
— Четырехстопный ямб 12 20 22...
— Пятистопный ямб 4 42 4 2 1...
— Трехстопный хорей 100 40 1 (или 141)...
— Четырехстопный хорей 48 39... (для тех, кому все еще трудно, — "Наша Таня громко плачет")
— Трехстопный дактиль 1000 300 4...
...почитатели цифровой поэзии, как это бывает в искусстве, разбились на два лагеря. Первые, представители "чистого" направления, допускают использование только цифр, как в наших примерах. Вторые, так называемые "либералы", используют дроби (типа "три целых семь десятых" или "четыре сорок пятых", недесятичные, естественно, после сокращения), знаки, обозначающие действия и даже функции. Например:

Sin(19)
+корень из 5
Atg(18)
+ интеграл 6"

(И как верно подмечает автор) — "Непреодолимой трудностью в распространении цифровой поэзии является непереводимость шедевра на другой язык, причем, прочитать его сможет каждый иностранец, знакомый с арабскими цифрами, но ритм, поэзия пропадут..."

Приведем еще несколько примечательных примеров цифровых (числовых) стихотворений:

Цифровые лимерики:

2 (Два)
Подавальщицы Галя да Валя
Ресторан основали в по-2-ле.
Кавалеры по 2
Прибывали в по-2-л,
Только есть там е-2 ли давали.

В. Гурвич.


14.000.000 300
===============

1 13 29
0 29 35
6 8 40 9 9
5 7 13 25

0 9 9 48
7 300 40 73
15 20 8 8
17 200 33

5.000 30 19
16 200 77
0 50 119
14 17 7

5.000.000 38
16.000 50
6.000.000.000 60
1
11
108

С уважением,
Михаил Рахунов (Чикаго, США)

 

Privet! Moe stixotvorenie na anglijskom:

23 507
13 4 7 85
5 9 100 3 11
3000 4 45


11 87 13
14 5 89 16
903 3 7 30
100 90 17

Mykhalych Uch

 

Все примеры из сетевого поэтического альманаха "Полторы трубы".

 

Еще несколько примеров:


Маяковский:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Есенин:

14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Веселые:

2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

7 14 100
02 00 13
37 08 5
20 20 20!

Грустные:

511 16
5 20 337
712 19
2000047

(ссылка)

 

Код Озвучка

01 27 37 (Ноль один — двадцать семь — тридцать семь)
100 (сто)
177 5 60 (сто семьдесят семь — пять — шейсят)
1 (единица)
В ночной тишине
В ожиданье консоли висят.

На вопрос: почему консоли висят? — автор отвечает:
Консольный принтер.
Ну, его повесили. Выставили запрос прерывания
(Ноль Один - Двадцать семь-тридцать семь,
Сто, Стосемьдесят семь-пять-шейсят.)
и повесили в ожидание (единица).

Морж


Пример из литературного журнала "Яхта "Лопе де Вега":

минимализм

00000000
00000001
00000000
00001111

Написал omant 15.04.2002 в 18.57

хокку

127 148 230.
14 12, 20?
0...

Написал omant 15.04.2002 в 20.24

Примеры со страницы http://www.dirty.ru/comments/1289


Я=33;
Я*Я*Я*
Я*Я*Я*Я*
Я*Я*Я*Я*Я*
Я*Я*Я*Я*Я*Я*
Я*Я*Я*Я*Я*Я*Я*
Я*Я*Я*Я*Я*Я*Я*Я=
=33(в степени 33)=человечество;
человечествоБ=6;
ответ: 6ой, 6орьба, 6ритва.

бьютсябьются
борятся, режутся.

Евгений Бобнев

Вариантов немного. Нам показалось, вместо детального анализа следует ограничиться несколькими общими замечаниями по поводу прочитанного. Очевидно, что выявление в составе слов числительных и попытки создания за счет этого приема второго, более глубокого количественного изобразительного ряда — неубедительны. Единственное, что в этом можно усмотреть, — то, что, действительно, "появились Слова, утратившие свой числовой, вещественный смысл... А с другой стороны, многие числа словно растворились, исчезли в Слове" (А. Зиновьев). Это явление предопределила слиянность имени и числа в одном вещественном знаке-символе, на более глубоком уровне — в квантовой модели сознания, еще глубже — классической корреляции квантовых частиц. Можно говорить и об отвлеченных (абстрактных) свойствах цифр по отношению к числам. Но и в этом случае в абстрактных цифровых стихах останутся следы числовых закономерностей — разнообразие визуальных начертательных элементов, соотносимых с буквами санскрита (арабские цифры), а через них — связь с пиктографическими рисунками, отражающими результат счета.
Также нельзя не согласиться с тем, что цифры, читаемые как числительные (ямб, например), эмоционально окрашены. Видимо, работают стереотипы — поэтическая классика. Во-вторых, эмоциональная окрашенность зависит от числовых характеристик текста. "Оказалось, что достаточно знать всего лишь две, максимум три согласные буквы, занимающие лидирующее положение в распределении, чтобы с необычайной точностью предсказать эмоциональное восприятие стихотворения человеком!" (Мазный Г.Л., Деревцова В.Н., Каминская С.В.) Но числовые стихи, как мы видим, не только эмоционально окрашены, но и гармоничны, что естественно, — поскольку "в основе конструкции русского классического (силлабо-тонического) стиха лежит принцип золотого сечения, понимаемый нами — вслед за А.Ф. Лосевым — как универсальный закон художественной формы" (О.Н. Гринбаум). Далее Гринбаум, объединяя гармонию и эмоциональное состояние, основываясь на своих исследованиях онегинской строфы, пишет: "Ритмико-гармоническое исследование строфической природы поэтического ритма романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", помимо специальных стиховедческих проблем, позволяет выдвинуть в качестве гипотезы тезис о прямой взаимозависимости гармонического ритма стиха и психофизиологического восприятия поэтического текста". В данном случае принцип "золотого сечения" реализован в числах Фибоначчи.
Пожалуй, и все. Стоит добавить — в общем ряду заметно стихотворение Евгения Бобнева (автора с серьезным, ответственным отношением к тому, что он делает), утверждающее: метафора — это не только перенос значений между взаимодействующими понятиями и именами, но и то, что стоит справа от знака "равно".
Как известно, поэтическое вне рамок формального. Поэтика цифровой поэзии могла бы основываться, например, на символике, магии чисел или (что реализовано, воплощено во многих текстах) на двойственной природе буквенных алфавитов, где большинство букв имели и численные значения. (В частности, именно двойственная природа чисел подтолкнула Ивана Панина к исследованиям числовых закономерностей библейских текстов.) Но в таком случае термин "стихочисла" (стихосимвол — образующий элемент стихочисел) иерархически, содержательно более глубок и емок, чем словосочетание "цифровые стихи".
Поскольку мы говорим о цифровых стихах, существующих в сети интернет, мы вправе их рассматривать и в качестве образцов сетевой литературы, если определяющим признаком сетевой литературы считать сам факт ее размещения в сети. Но с такой точкой зрения невозможно согласиться. В нашем понимании суть сетевой литературы — создание художественной реальности, существующей в едином поле знаковых систем (языков, включая языки культуры, искусства, науки), созданных человеком. И поэтому — почему сетевому стихотворению на данный момент не быть, например, таким:


http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=1600 / ^ /
http://www.psy.msu.ru/illusion/distortion.html / .. ~ вертикальные и т.д./
http://www.ntv.ru/ / ) ^ список программ /
http://cartoons.copris.com/ferz/index.htm / / ) ^ /
http://www.futurum-art.ru/ / >< 15 сек /

Это сетестихотворение состоит из ссылок на страницы в интернет в определенной последовательности. Справа в скобках партитура прочтения (точка — начало, две точки — середина, три точки — конец, знак ) — видеть, знак "(" — слышать, <> — промежуток, интервал, ~ — фрагмент, t — время, >< — длительность, ^ — все, целиком, от и до). На страницах живопись, музыка, звучарные, вербальные и визуальные тексты и т.д. Соотношение иконического и индексального ссылок и определяет "окраску" основного текста. Полноценное сетестихотворение может выглядеть следующим образом. Вне сети оригинал сетевого стихотворения не существует, и в полном объеме (содержательном, значащем) его можно воспринять также только в сети. Бумажный вариант данного сетевого стихотворения — это перечень ссылок, предназначенных для исполнения в сети.
Когда фрагментарные сетестихотворения приобретут целостный вид, тогда появится возможность записывать их на другие носители и демонстрировать вне сети.
Как видите, использован прием, лежащий на поверхности, но потенциал сетевой поэзии практически безграничен. Существует множество подходов, поле деятельности безгранично, и, необходимо сказать, прообразы сетестихотворений в разнообразных формах фактически существуют не первый год. Например, прекрасные образцы анимационной поэзии, созданные в содружестве с поэтами, представлены художником Игорем Ревякиным на странице http://cartoons.copris.com/ferz/index.htm.
Как единство числа и слова воплощено в двойственной функции графического знака, а объединяющий формальный принцип сетевой поэзии — в синкретизме, так и объединяющая основа стихочисловой и сетевой поэзии воплощена в тексте. Текст, понимаемый более широко, текст — как результат кодирующего многообразия всех знаковых систем посредством конечного набора (алфавита) элементов (символов), приспособленных эволюцией для хранения и передачи информации. Подобная трактовка текста в контексте биосемиотики — науки, изучающей многоуровневую совокупность знаковых систем живого, включая знаковые системы, созданные человеком, — снимает почти все возникающие противоречия в синергетическом пространстве "междисциплинарных художественных сред" (Д. Булатов), переходных, синкретических форм в культуре, науке, искусстве и, в частности, в поэзии. Залог — общие для всех знаковых систем способы хранения и передачи информации — того, "что остается инвариантным при любом перекодировании или переводе сообщения". (К. Шеннон)

23 февраля 2004 г. — 1 марта 2004 г.

 

 

 

* * *

РИФМА

1

математическая точка

1

белая точка

комментарий: нововременная наука, основанная на "здравом разуме", долгое время служила единственной мерой и выявителем реального мира, Обладала монопольным правом давать толкования наблюдаемым фактам и результатам экспериментов. При этом решительно отметались ненаучные знания (мифы, предрассудки, неявные знания). Но с течением времени, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что основание нововременной науки — песок. Песок, образованный множеством математических точек, не имеющих пространственных размеров. Нечто, выявленное и ограниченное только словом, точнее, "оболочкой слова", при фактическом отсутствии содержания. Поэтому возможна только вера в точку, подобно вере в Бога. А это говорит о религиозности, как неотъемлемом свойстве науки. Таким образом, наука "это одна из многих форм мышления... и не обязательно самая лучшая" (П. Фейерабенд). Иными словами, математическая точка — истина-понятие, не требующая доказательств. Математическую точку легко представить белой точкой на белом фоне, в нашем случае — белый лист бумаги. И так же, как математическая точка послужила точкой опоры для науки, так и белая точка — опора всему тому, что потенциально содержит чистый белый лист. Если предположить, что плоскость листа бесконечна, то белая точка в каком-то смысле обладает большей емкостью, чем математическая точка. Можно представить и бесконечный черный лист бумаги, в таком случае все вышесказанное верно для белой точки — еще одна иллюстрация совпадения максимума и минимума. Предположим, мы удалили с листа словосочетания "белая точка" и "математическая точка", но они все равно останутся, просто перейдут в невыявленную форму. Абсолютное исчезновение невозможно, поскольку мы говорим о том, что существовало. Нельзя сказать, что слепорожденный "видит" тьму, он не видит ничего. А для кого-то точки не исчезнут потому, что их и не было. Все изложенное, оба варианта — общеизвестны и возможны. И, похоже, выбор не за нами, точнее, не все варианты. Многое прояснит, это все очевидней, уровень микромира, если ограничить или вовсе отказаться от понятия точки, заменив их геометрическими объектами, описываемыми матрицами. В результате зеркальная геометрия, некоммутативная геометрия — прямое объяснение свойств палиндромов и панторифмы.

 

 

 

* * *

РИФМА

1

математическая точка

1

белая точка

комментарий: нововременная наука, основанная на "здравом разуме", долгое время служила единственной мерой и выявителем реального мира, Обладала монопольным правом давать толкования наблюдаемым фактам и результатам экспериментов. При этом решительно отметались ненаучные знания (мифы, предрассудки, неявные знания). Но с течением времени, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что основание нововременной науки — песок. Песок, образованный множеством математических точек, не имеющих пространственных размеров. Нечто, выявленное и ограниченное только словом, точнее, "оболочкой слова", при фактическом отсутствии содержания. Поэтому возможна только вера в точку, подобно вере в Бога. А это говорит о религиозности, как неотъемлемом свойстве науки. Таким образом, наука "это одна из многих форм мышления... и не обязательно самая лучшая" (П. Фейерабенд). Иными словами, математическая точка — истина-понятие, не требующая доказательств. Математическую точку легко представить белой точкой на белом фоне, в нашем случае — белый лист бумаги. И так же, как математическая точка послужила точкой опоры для науки, так и белая точка — опора всему тому, что потенциально содержит чистый белый лист. Если предположить, что плоскость листа бесконечна, то белая точка в каком-то смысле обладает большей емкостью, чем математическая точка. Можно представить и бесконечный черный лист бумаги, в таком случае все вышесказанное верно для белой точки — еще одна иллюстрация совпадения максимума и минимума. Предположим, мы удалили с листа словосочетания "белая точка" и "математическая точка", но они все равно останутся, просто перейдут в невыявленную форму. Абсолютное исчезновение невозможно, поскольку мы говорим о том, что существовало. Нельзя сказать, что слепорожденный "видит" тьму, он не видит ничего. А для кого-то точки не исчезнут потому, что их и не было. Все изложенное, оба варианта — общеизвестны и возможны. И, похоже, выбор не за нами, точнее, не все варианты. Многое прояснит, это все очевидней, уровень микромира, если ограничить или вовсе отказаться от понятия точки, заменив их геометрическими объектами, описываемыми матрицами. В результате зеркальная геометрия, некоммутативная геометрия — прямое объяснение свойств палиндромов и панторифмы.

 

 

* * *

10-43

10-42

E = mc2

1050

1040

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13...

 

комментарий: известно, что комплементарной цепочке ДНК должны были предшествовать полимерные цепи, содержащие только один тип звеньев — D(правой) ориентации, как следствие асимметрии молекулярной основы жизни — нарушения зеркальной симметрии в предбиологический период. То есть хиральность ДНК, РНК, ферментов и среды, в которой они находятся, — обязательное условие жизни в силу того, что именно это свойство обеспечивает передачу биологической информации. Проведя аналогии между буквенным (обозначение звука и количества) и нуклеотидным алфавитом ДНК, между письменными и генетическими текстами, их структурами, можно попытаться дать объяснение "правословию (в нашем случае) "— направленности письменных, отражающих вербальное текстов, соотношению однонаправленных слов и точных палиндромов, рифме и т.д, на их общей основе — хранению и передачи информации.
В данном случае стихотворная ткань — космогоническое взаимопроникновение, обогащение, метафоричность, обратные связи предположений и выводов.

 

   * * *

0 ↔ 0

↕      ↕

0 ↔ 0

0  ≠  0

 

комментарий: нуль — "ничто" (понимаемое как отсутствие предмета, в потенциально занимаемом им объеме), в свое время, единственный знак, обозначавший отсутствие цифры. Знак <<      >> и понятие "чистое поле" и т.д. (М. Эпштейн) в другой знаковой системе — буквенной — соотносим с "ничто". В данном случае направление пробелов так же семантически значимо, как значимы и сами знаки. Объединяет их одно — текст, бытийствующий в пространстве семиосферы, понимаемой как совокупность знаковых систем и коммуникаций, существующих и совпадающих с ноосферой, что, фактически, говорит о существовании суперпозиции — единстве знаковых систем, единстве слова и числа.
Р. S. И то, что натуральный ряд чисел продолжается до бесконечности только в одну сторону (при счете), и то, что в основных древних алфавитах одни и те же знаки кодировали звуки и количество предметов, и то, что умение писать — довольно молодая функция мозга, присущая левому полушарию, где и локализуются сравнительно недавно благоприобретенные функции, и которое управляет правой рукой (праворукость), — все эти факты, мне кажется, наряду с другими, отчасти объясняют линейность нашего письма.
Может быть, более полно объяснить линейность письма мы бы смогли, если бы разобрались — что происходит при отображении пространства-времени двумерными знаками на плоскости и при их чтении. Возможно, в основе понимания лежала бы голографическая модель Вселенной.

 

* * *

∙ ≠ ∙

∙ ≠ несуществующему

≠ = несуществующему

∙ = 0 = ∞

≠  → 0 и ∞

 

комментарий:

1. Точка не совпадает с точкой, как ничто в силу отсутствия.
2. Точка не равна несуществующему, как вера не равна отрицанию.
3. Отрицание равно отрицаемому.
4. Не равно неравное неравному.
5. Вера через точку перелома стремистя к бесконечности.
6. Не равно, содержащее асимметрию, потенциально содержит бесконечность.

 

 

* * *


Размещение

1

+ = -
+ или вдруг
- превратилось в +
+ = +
или = вдруг
или или вдруг
или + - вдруг
или - вдруг

 

1

выбор выбора возможен
возможность возможности выбора
нет или нет
нет или нет

 

2

выбор возможен
или или вдруг
вдруг или или
или вдруг вдруг
вдруг вдруг или

 

комментарий:

1

1. Принято считать — отрицательная энергия связана с притяжением, а положительная — с веществом. Но не наоборот. Полная энергия Вселенной равна нулю.
2. Возможен выбор добра или надежда на то, что добро уравновесит зло.
3. Допустим, зло перевоплотилось в добро.
4. Добро равнозначно самому себе.
5. В таком случае возможность выбора и надежда на осуществление выбора равны.
6. При более близком рассмотрении возможен выбор выбора или надежды.
7. Если следовать логике, то происходит выворачивание, напоминающее излучение и испарение черной дыры. Энергия равна нулю, добро и зло в нейтральной форме.
8. В нашей Вселенной неопределенность (возможность выбора) закон, а не надежда.

1

1.2. Если выбор невозможен или не существует возможности выбора, то выбор выбора возможен, как и возможность возможности выбора. Подобие — решение алгебраических уравнений.
3. Выбор между не симметричен.
4. Выбор между не логичен, но лишена ли логики последовательность выбора.

2

1. Бесконечный выбор возможен при отсутствии выбора.
2.3 Миры, где царят отказ от выбора и надежда на выбор, не жизнеспособны.
4.5 Отказ от выбора не решает проблему выбора. Не вдруг и не или...

 

 

* * *

+ = 0 = -

+ - = 0

+ = = -

= =

=

 

 

* * *

-1 = 1-

-1- = 1

-1- = -1

-1- = -1-

1- = 1-

 

 

* * *

∞ - - - - - - - - - 1 - 1 - 1

∞ + + + + + + + + + 1 + 1 + 1

∞ - - - - - - - - - 1 - 1 - 1

∞ + + + + + + + + + 1 + 1 + 1

 

 

* * *

0 → 0 = 0 = = = = = ... 0

0 = 0

0 = = 0

0 = = = 0

0 → ∞

0 ≠ 0

 

 

* * *

0 : 0 : 0 = 1

1 : 0 = ∞

 

 

* * *

1 = 1

2 = 2

3 = 3

4... = 4

5.. = ..5

6. = ....6

7 = ...... 7

 

 

* * *

- 0 +

- 0 -

0 0 -

+ 0 -

+ 0 +

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

 

 

* * *

памяти Дмитрия Авалиани

Всмотритесь пристальней. Как колдовской
Пейзаж в окрестностях струится.
И в облаках, в рельефе под листвой
Просматриваются чьи-то лица.

И зрение, как радуга в слюде.
Чисты, тверды цвета глазури.
И головными болями везде
Предполагаемый характер бури.

А палочкой напишем на песке —
Волна сморгнет, так океан читает.
Сквозь тело проплывают на быке
И в космосе, как будто глаз, сверкают.

Но наши души к откликам глухи.
Мы, вероятно, знали, но забыли.
Ковшом Медведицы хорошие стихи,
Бывало, вместе с вьюгой пили.

Как птиц, жалеем сквозняки.
И по коре зачем-то пальцем водим.
И солнцу обрываем лепестки.
И по луне лунатиками бродим.

И то ли снится, то ли наяву —
Два горизонта в бездне берегами.
Как сироты, приткнулись к божеству...
Нас гладит, словно теплый камень.

 

НОВЫЕ СТИХИ

* * * 

угоним эскалатор из метро
свобода
в путь
глотнуть

 

* * *

в соль превратилась пыль столбом

 

* * *

А хил лес

Ахил лес

лес Ахил

 

* * *

стол
распахнутая книжка
текстом вниз

 

* * *

обезглавленная осень
просинь

 

* * *

желтый мрамор
черный шрифт
нимф

 

* * *

асимметрия
ассоль

 

* * *

мне снился страшный сон —
под водой
в воздушной полости рта
с трудом дышалось
и сердцебиение раз услышанное
тонуло
легко

 

* * *

когда-нибудь
не переживу
осень
или весну

 

* * *

Лето.
Дождь.
Купола пузырей.

 

* * *

над волейбольной сеткой лебедь рук

 

* * *

про дать


* * *

мир сошел с ума
наша остановка

 

* * *

красный крест и полумесяц

 

* * *

кипа телефонных справочников с торца
словно доски ковчега – начала или конца

 

* * *

голубой экран

 

* * *

зычный Логос

 

* * *

ошибка сделана гекзаметром

 

* * *

один
а как же Бог?

 

* * *

вечер
звезды
янтарные соты домов

 

* * *

алкоголичка
бедная собака

 

* * *

укромная мысль

 

* * *

передернуло затвором

 

* * *

сало стало ало

 

* * *

последние капли,
всхлипы листвы,
подобно рыбам на берегу.
блики, просвет чешуя,
йодная сетка лучей




Страницы: 1 2 3