Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

Ноябрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15
16

17

18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
   

8.11.2003

НА ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ
В Белграде состоялась международная научная конференция ''Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова''

Напомню, что Николай Федорович Федоров — основоположник русской космической философии, оказавший воздействие на многих своих современников, таких как Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев, на других крупнейших русских философов и писателей более позднего времени, например, на Андрея Платонова. Обо всем этом лучше всего прочитать в многочисленных работах Светланы Семеновой, которой принадлежит честь второго открытия Федорова. Еще в 1982 году, во вполне советское время, ей удалось выпустить в издательстве ''Мысль'' том произведений философа, к сегодняшнему дню стараниями С. Семеновой и ее дочери Анастасии Гачевой вышло уже четырехтомное собрание сочинений. Федоровские конференции постоянно проходят в России. И вот впервые такая масштабная конференция состоялась в Сербии.
Организовала ее профессор Корнелия Ичин, воспитанница легендарного русиста Миливое Йoвановича, которую без преувеличения можно назвать княгиней сербской русистики. Прекрасно, что эту инициативу поддержал филологический факультет Белградского университета (декан факультета — профессор Ратко Нешкович).
В течение трех дней философы, литературоведы, языковеды, ученые-естественники из Сербии, России, Польши, Германии, Израиля и Франции заинтересованно обсуждали узловые моменты федоровского наследия.
При этом сама конференция была естественным образом вплавлена и в современную всемирную ситуацию и в местную атмосферу. Мистическим образом моя первая поездка в Белград совпала с чтением книги Ксении Голубович ''Сербские притчи'', подаренной мне автором за неделю до полета, — наиболее яркое из того, что мне доводилось читать о сербах и Сербии на русском языке. У меня была возможность сравнить свои впечатления с впечатлениями от чтения книги. И они во многом совпали, тем более что мне удалось встретиться с некоторыми из героев книги. И главное — с отцом Ксении.
А как раз тема отцов, тема предков, тема памяти — центральная для философии Федорова. Космос понимался им как одушевленный и как одушевляемый. Космическая философия на самом деле служит концентрации одушевленности земного. Литература как уловитель космических энергий и как сосуд памяти, собирание разомкнутых частиц прошлого, настоящего и будущего. Взаимодействие с другими искусствами — кино, живопись, графика. А также техниками — радио, телевидение, интернет. Доклад, например, Владимира Хазана назывался ''Поэзия как техника без машины (некоторые заметки о радиоволновости поэзии)''.
Перечисление всех докладов заняло бы слишком много места, поскольку их было сорок! С текстами можно будет ознакомиться, когда выйдет сборник конференции, а это должно быть скоро.
Сейчас же снова к центральной теме Федорова — отцы и память. На конференции присутствовали живые примеры. Это внук и правнучка замечательного мыслителя Владимира Кожевникова — последователя и друга Николая Федорова, издателя его трудов. А также внук философа, ученого, богослова П.А. Флоренского П.В. Флоренский.
Дмитрий и Александра Кожевниковы выступили как восстановители истории, которая оказалась сохраненной благодаря семейной памяти. П.В. Флоренский, носящий имя деда, выступил как толкователь важнейших положений русской философии ХХ века — проективность (Федоров), пневматосфера (Флоренский), ноосфера (Вернадский).
Память как важнейший феномен бытия обнаруживала себя буквально на каждом перекрестке, когда мы шли по городу и Бобан Чурич ярко повествовал о родном городе, отмечая особенно его русское прошлое, т.е. 20-е —
40-е годы ХХ века, когда Югославия приняла поток русских беженцев. Память о них запечатлена в архитектуре Белграда (многие здания были построены по проектам русских архитекторов). Или уже в финале конференции, когда потомок русских эмигрантов Алексей Арсеньев водил нас по одному из центров русской эмиграции — городку Сремски Карловцы. И тут возникали имена Митрополита Антония (Храповицкого), барона Врангеля (чья ставка находилась именно здесь) и мало кому известные имена граждан Российской империи, нашедших упокоение на сербской земле. Алексей Арсеньев всех помнит отнюдь не метафорически. Он проделал титаническую работу, многие годы общаясь с теми, кто остался в живых, и описывая русские кладбища в Сербии, восстанавливая могилы. Это было не обычной экскурсией, входящей в "культурную программу"' любой конференции, а живым подтверждением уместности федоровской конференции именно здесь, в этом месте.
Точно так же необычен был вечер, построенный в Русском Доме Корнелией Ичин : от музыки композитора-космиста Скрябина, исполненной пианистом Младеном Петровичем, к слайд-фильму из семейного архива Кожевниковых, к немым фантастическим фильмам начала прошлого века, разреженных чтением автора этих строк.
Сам зал Русского Дома напитан памятью. Казалось, что здесь еще сохраняются голоса Бунина и Бальмонта, Гиппиус и Мережковского, Игоря Северянина и Федора Шаляпина... В этом году как раз исполнилось 70 лет со дня открытия Дома. А сама идея создания культурного организма под названием "Русский дом", оказывается, была реализована уже в 1903 году. Это был год кончины Н.Ф. Федорова.
Николай Федоров работал над обоснованием философии, которую называл "философией общего дела". Конференция, прошедшая в Белграде, позволила приблизиться к пониманию феномена этого выдающегося мыслителя.

Сергей БИРЮКОВ