8.11.2003
НА
ЗЕМЛЕ И В КОСМОСЕ
В Белграде состоялась международная научная конференция ''Космизм
и русская литература. К 100-летию со дня смерти Николая Федорова''
Напомню,
что Николай Федорович Федоров — основоположник русской космической
философии, оказавший воздействие на многих своих современников,
таких как Лев Толстой, Федор Достоевский, Владимир Соловьев,
на других крупнейших русских философов и писателей более позднего
времени, например, на Андрея Платонова. Обо всем этом лучше
всего прочитать в многочисленных работах Светланы Семеновой,
которой принадлежит честь второго открытия Федорова. Еще в 1982
году, во вполне советское время, ей удалось выпустить в издательстве
''Мысль'' том произведений философа, к сегодняшнему дню стараниями
С. Семеновой и ее дочери Анастасии Гачевой вышло уже четырехтомное
собрание сочинений. Федоровские конференции постоянно проходят
в России. И вот впервые такая масштабная конференция состоялась
в Сербии.
Организовала ее профессор Корнелия Ичин, воспитанница легендарного
русиста Миливое Йoвановича, которую без преувеличения можно
назвать княгиней сербской русистики. Прекрасно, что эту инициативу
поддержал филологический факультет Белградского университета
(декан факультета — профессор Ратко Нешкович).
В течение трех дней философы, литературоведы, языковеды, ученые-естественники
из Сербии, России, Польши, Германии, Израиля и Франции заинтересованно
обсуждали узловые моменты федоровского наследия.
При этом сама конференция была естественным образом вплавлена
и в современную всемирную ситуацию и в местную атмосферу. Мистическим
образом моя первая поездка в Белград совпала с чтением книги
Ксении Голубович ''Сербские притчи'', подаренной мне автором
за неделю до полета, — наиболее яркое из того, что мне доводилось
читать о сербах и Сербии на русском языке. У меня была возможность
сравнить свои впечатления с впечатлениями от чтения книги. И
они во многом совпали, тем более что мне удалось встретиться
с некоторыми из героев книги. И главное — с отцом Ксении.
А как раз тема отцов, тема предков, тема памяти — центральная
для философии Федорова. Космос понимался им как одушевленный
и как одушевляемый. Космическая философия на самом деле служит
концентрации одушевленности земного. Литература как уловитель
космических энергий и как сосуд памяти, собирание разомкнутых
частиц прошлого, настоящего и будущего. Взаимодействие с другими
искусствами — кино, живопись, графика. А также техниками — радио,
телевидение, интернет. Доклад, например, Владимира Хазана назывался
''Поэзия как техника без машины (некоторые заметки о радиоволновости
поэзии)''.
Перечисление всех докладов заняло бы слишком много места, поскольку
их было сорок! С текстами можно будет ознакомиться, когда выйдет
сборник конференции, а это должно быть скоро.
Сейчас же снова к центральной теме Федорова — отцы и память.
На конференции присутствовали живые примеры. Это внук и правнучка
замечательного мыслителя Владимира Кожевникова — последователя
и друга Николая Федорова, издателя его трудов. А также внук
философа, ученого, богослова П.А. Флоренского П.В. Флоренский.
Дмитрий и Александра Кожевниковы выступили как восстановители
истории, которая оказалась сохраненной благодаря семейной памяти.
П.В. Флоренский, носящий имя деда, выступил как толкователь
важнейших положений русской философии ХХ века — проективность
(Федоров), пневматосфера (Флоренский), ноосфера (Вернадский).
Память как важнейший феномен бытия обнаруживала себя буквально
на каждом перекрестке, когда мы шли по городу и Бобан Чурич
ярко повествовал о родном городе, отмечая особенно его русское
прошлое, т.е. 20-е —
40-е годы ХХ века, когда Югославия приняла поток русских беженцев.
Память о них запечатлена в архитектуре Белграда (многие здания
были построены по проектам русских архитекторов). Или уже в
финале конференции, когда потомок русских эмигрантов Алексей
Арсеньев водил нас по одному из центров русской эмиграции —
городку Сремски Карловцы. И тут возникали имена Митрополита
Антония (Храповицкого), барона Врангеля (чья ставка находилась
именно здесь) и мало кому известные имена граждан Российской
империи, нашедших упокоение на сербской земле. Алексей Арсеньев
всех помнит отнюдь не метафорически. Он проделал титаническую
работу, многие годы общаясь с теми, кто остался в живых, и описывая
русские кладбища в Сербии, восстанавливая могилы. Это было не
обычной экскурсией, входящей в "культурную программу"'
любой конференции, а живым подтверждением уместности федоровской
конференции именно здесь, в этом месте.
Точно так же необычен был вечер, построенный в Русском Доме
Корнелией Ичин : от музыки композитора-космиста Скрябина, исполненной
пианистом Младеном Петровичем, к слайд-фильму из семейного архива
Кожевниковых, к немым фантастическим фильмам начала прошлого
века, разреженных чтением автора этих строк.
Сам зал Русского Дома напитан памятью. Казалось, что здесь еще
сохраняются голоса Бунина и Бальмонта, Гиппиус и Мережковского,
Игоря Северянина и Федора Шаляпина... В этом году как раз исполнилось
70 лет со дня открытия Дома. А сама идея создания культурного
организма под названием "Русский дом", оказывается,
была реализована уже в 1903 году. Это был год кончины Н.Ф. Федорова.
Николай Федоров работал над обоснованием философии, которую
называл "философией общего дела". Конференция, прошедшая
в Белграде, позволила приблизиться к пониманию феномена этого
выдающегося мыслителя.
Сергей
БИРЮКОВ