21.12.2003
ФЕСТИВАЛЬ
СВЕРХЛЮБИТЕЛЬСКОГО КИНО "SТЫК — 2003"
С
18 по 21 декабря в доме Ханжонкова проходил фестиваль сверхлюбительского
кино "Sтык
— 2003" (см. также сайт
оргкомитета фестиваля). Сверхлюбительское кино противостоит
кино профессиональному практически во всем — кроме, пожалуй, использования
видеотехники. Более того — сверхлюбители сознательно преступают
все границы, так или иначе признаваемые сегодняшним зрителем.
Насилие и порнография на экране (работы Аллы Шмаковой, Владимира
Епифанцева, чей ролик "Тайд или отсечение" можно было
в свое время увидеть и по телевидению), дрожащее изображение,
невнятный, слишком громкий или слишком тихий звук, иногда демонстративно
непрофессиональная игра актеров, часто переход в другую эстетическую
сферу — видеоарт, нередко — сближение художественного и социального
действия (в этом отношении показательно, что на "Sтыке"
был показан документальный фильм об Эдуарде Лимонове, сочувственно
встреченный публикой, а в один из дней директор фестиваля Сергей
Сальников распространял номер газеты "Завтра" с обзором
"независимого кино России") — все это сознательный выбор
художников, заставляющий зрителей либо уйти, либо пытаться понять
эту иную эстетику. Уже в этом — большая заслуга сверхлюбителей:
их провокативные кинотексты (как и фестиваль в целом) — это художественная
рефлексия над традиционными эстетическими механизмами, в которую
вовлекается и зритель.
С другой стороны, фестиваль не был бы сверхлюбительским,
если бы интересные фильмы не соседствовали бы на нем с плохими
и совершенно (на мой взгляд) бездарными. Но поскольку речь идет
об авангардном нарушении всяческих границ, главенствует прагматика:
качество фильмов важно в меньшей степени, чем реакция на них.
А реакция фестивальной публики была, как мне кажется, совершенно
адекватной. Подавляющее большинство — молодежь, очень шумная и
очень непосредственно реагирующая на то, что происходит
на экране: восхищенный смех, когда матерятся, полуживотные крики,
когда показывают сексуальный акт или избиение; менее провокативные
в этом смысле фильмы вызывали и меньший интерес.
Удачи фестиваля — фильмы Светланы Басковой "Голова"
и Константина Селиверстова "Смежные комнаты", впрочем,
они интересны в значительной мере как раз тем, что можно найти
и в нелюбительском кино.
Талантливый новаторский фильм "Цикута" представил Александр
Шапиро. Фильм начинается с монолога его автора о времени в кино,
о том, что в кино все, что живо, — настоящее, и наоборот; а переживание
фильма становится живым и затягивающим переживанием запечатленного
времени.
Никита
СИРОТКИН