Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Декабрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4
5
6
7

8

9

10

11

12
13
14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25
26

27

28
29
30
31

   

21.12.2003

ФЕСТИВАЛЬ СВЕРХЛЮБИТЕЛЬСКОГО КИНО "SТЫК — 2003"

С 18 по 21 декабря в доме Ханжонкова проходил фестиваль сверхлюбительского кино "Sтык — 2003" (см. также сайт оргкомитета фестиваля). Сверхлюбительское кино противостоит кино профессиональному практически во всем — кроме, пожалуй, использования видеотехники. Более того — сверхлюбители сознательно преступают все границы, так или иначе признаваемые сегодняшним зрителем. Насилие и порнография на экране (работы Аллы Шмаковой, Владимира Епифанцева, чей ролик "Тайд или отсечение" можно было в свое время увидеть и по телевидению), дрожащее изображение, невнятный, слишком громкий или слишком тихий звук, иногда демонстративно непрофессиональная игра актеров, часто переход в другую эстетическую сферу — видеоарт, нередко — сближение художественного и социального действия (в этом отношении показательно, что на "Sтыке" был показан документальный фильм об Эдуарде Лимонове, сочувственно встреченный публикой, а в один из дней директор фестиваля Сергей Сальников распространял номер газеты "Завтра" с обзором "независимого кино России") — все это сознательный выбор художников, заставляющий зрителей либо уйти, либо пытаться понять эту иную эстетику. Уже в этом — большая заслуга сверхлюбителей: их провокативные кинотексты (как и фестиваль в целом) — это художественная рефлексия над традиционными эстетическими механизмами, в которую вовлекается и зритель.
С другой стороны, фестиваль не был бы сверхлюбительским, если бы интересные фильмы не соседствовали бы на нем с плохими и совершенно (на мой взгляд) бездарными. Но поскольку речь идет об авангардном нарушении всяческих границ, главенствует прагматика: качество фильмов важно в меньшей степени, чем реакция на них. А реакция фестивальной публики была, как мне кажется, совершенно адекватной. Подавляющее большинство — молодежь, очень шумная и очень непосредственно реагирующая на то, что происходит на экране: восхищенный смех, когда матерятся, полуживотные крики, когда показывают сексуальный акт или избиение; менее провокативные в этом смысле фильмы вызывали и меньший интерес.
Удачи фестиваля — фильмы Светланы Басковой "Голова" и Константина Селиверстова "Смежные комнаты", впрочем, они интересны в значительной мере как раз тем, что можно найти и в нелюбительском кино.
Талантливый новаторский фильм "Цикута" представил Александр Шапиро. Фильм начинается с монолога его автора о времени в кино, о том, что в кино все, что живо, — настоящее, и наоборот; а переживание фильма становится живым и затягивающим переживанием запечатленного времени.

Никита СИРОТКИН