Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Ноябрь 2004 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
18
23
24
25
26
27
28
29
30
     
   

23.11.2004

ЗАМЕТКИ, НАВЕЯННЫЕ КНИГОЙ АКАДЕМИКА



Юрий Степанов, "Протей: очерки хаотической эволюции", М., "Языки славянской культуры", 2004.

"Подумаешь тоже работа, беспечное это житье — подслушать у музыки что-то и выдать, шутя, за свое" (А. Ахматова). "De la musique avant toute chose" (П. Верлен). И т.д. и т.п.
Поэзия завидует музыке и хочет походить на нее. Поэзия завидует изо, и появляются в литературоведении термины "визуальная поэзия", "смешанная техника" (последний полностью заимствован из живописи). Только единицы, истинно великие поэты (например, Борис Пастернак, профессиональный музыкант и сын художника) обходятся (обходились) незамысловатыми (в нынешних условиях примитивистскими) силлабо-тоническими возможностями и превращают поэзию и в музыку, и в живопись.
Поэзия зачастую начинается там, где набор средств находится в жестких рамках — в рамках стихотворных размеров.
Академик Юрий Степанов в своей новой — незаурядной! — работе "Протей: очерки хаотической эволюции" (М., "Языки славянской культуры", 2004) внимательно разбирает творчество трех знаковых французских поэтов — Стефана Маларме, Артюра Рембо и Поля Валери. Ю. Степанов: "Рембо… не заботит и сам синтаксис. Как бы торопясь к "сути дела", он не замечает необходимой внешней связи слов. Он называет это "les mots en liberte — слова, отпущенные на свободу". (с. 163).
Ю. Степанов трактует авангард (этот термин, кстати, был введен в 1910 году А. Бенуа в статье о выставке "Союза русских художников") как противопоставление… "Авангард может иметь место в любую эпоху в противопоставлении академизму той же эпохи". (с. 159).
А кому (и чему) противостоит большинство современных пиитов? Академичные верлибры Куприянова и К, речитативные версэ бодрых активистов группы "Вавилон" — это и есть сейчас академизм в определенном смысле этого слова. Современный верлибр, страстно сливаясь воедино с дурной прозой, перестает быть авангардным явлением, каким он был в начале минувшего века — в эпоху, когда свободным стихом пользовался, например, Александр Блок.
Ю. Степанов: "Стиль — это приспособление индивида к среде". (с. 98). Здесь он опирается на суждения академика А. Соболевского. Это напоминание в современных условиях представляется мне существенным и актуальным, т.к. "приспособившихся" к ныне популярным Вс. Некрасову, Г. Айги, С. Бирюкову, Ры Никоновой и т.д. пруд пруди, но поэтов от этого больше не становится.
Очень интересно рассуждение Ю. Степанова о поисках Рембо, в частности о строке как о сердцевине его поэтики. "Наша гипотеза (интуиция) состоит в том, что предмет его поисков — именно п о э т и ч е с к а я  с т р о к а (и строфа). Не "форма поэзии", тем более не поэзия в целом, а то, что в ее центре — строка". (с. 161).
И этот тезис чрезвычайно злободневен, т.к. понятие строки во многом определяет в настоящее время различие между поэзией и прозой. Разбить текст на строки можно как угодно. Только этого мало. Поэзии нет без строки как лексической единицы (понятие М. Цветаевой), без хаоса, без абсурда, без подсознания, без души.
Книга академика Степанова, слава Богу, не академична. Это книга поэта. Ибо только поэт может так понять суть поэзии.

Евгений СТЕПАНОВ