12.9.2004
ВЫСТАВКА
СЛАВОМИРА МРОЖЕКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Один англичанин,
побывавший в Польше в середине ХIХ века, отметил, что в этой стране
героев гораздо больше, чем бухгалтеров. На выставке Славомира
Мрожека "Рисунки старые и новые", открывшейся в арт-центре
"Пушкинская 10", я спросил у Марека Войчеха Хмужиньского,
директора Варшавского музея карикатуры, как обстоят дела с балансом
героев и бухгалтеров в нынешней Польше. И он, весело улыбаясь,
ответил, что теперь все в порядке.
Востребованы люди самых различных профессий: поэты, художники,
музыканты, менеджеры, бухгалтеры, официанты. Что же касается героев
и прочих пассионарных личностей, то они не перевелись. Многие
из них работают в средствах массовой информации. Сеют со страниц
газет и с телеэкранов разумное, доброе, вечное. А еще пан Хмужиньский
добавил, что если я хочу узнать о польских героях всю правду,
то мне стоит внимательно присмотреться
к карикатурам Славомира Мрожека. Этот выдающийся драматург, писатель
и художник знает все о храбрецах слова и дела. И я тотчас же последовал
совету уважаемого знатока карикатуры.
Выставку рисунков Славомира Мрожека поддержало Генеральное консульство
республики Польша в Санкт-Петербурге. Именно оно выбрало для экспозиции
арт-центр "Пушкинской 10". Все карикатуры, а их более
двухсот пятидесяти, аккуратно размещены в пяти залах музейного
флигеля. Ко всем польским текстам сделаны тщательные переводы.
Есть несколько фотографий самого Мрожека и несколько шаржей. Жаль,
что художник не приехал на
открытие, но на то были веские причины. Мрожек не любит пышных
сборищ, и к тому же он был в Питере два года тому назад.
Не могу сказать, что юмор польского художника лежит на поверхности.
Каждую
карикатуру надо рассматривать внимательно. И вообще, необходимо
усилие ума, чтобы уловить тот или иной парадокс. Как теперь говорят,
прикол. Чаще всего юмор возникает на пересечении изображения и
слова. Рисунок у Мрожека прост и выразителен. Художник запечатлевает
самое главное: условного героя и, если надо, место действия. Допустим,
ему надо изобразить поляков, которые пришли в кафе, чтобы выпить
вина или водочки. Никаких лишних подробностей: Мрожек рисует стол,
за которым стоят, слегка пошатываясь, два мрачноватых типа...
Где же юмор? Он в реплике, которую произносит один из "собутыльников".
Но, прежде чем прочитать текст, я успеваю изучить внешний облик
участников действия. Какие-то они опустившиеся. Может быть, лет
двадцать тому назад они и были героями, но сейчас они не внушают
доверия. И все же симпатии художника на стороне "выпивох".
Между прочим, никакие они не алкаши, а слегка забитые жизнью романтики.
И не водку они заказывают официанту, а два цветка розы!
Если сказать, что Славомир Мрожек посмеивается над поляками, то
это значит ничего не сказать. Его карикатуры — зеркало, в котором
каждый видит себя не с лучшей стороны. Или, говоря другими словами,
романтики у Мрожека нагловаты, политики — прагматичны, герои —
трусоваты. А любящие — чуть-чуть скептичны. С помощью иронии и
самоиронии художник восстанавливает нормальный порядок вещей.
Возвращает полякам тот мир, в котором есть место любви, страху,
ошибке, подвигу, но нет места демагогии и лжи во спасение.Вот
характерный рисунок. Сын спрашивает у отца: "Папа, что такое
возвращение к природе?"
Многие из нас на подобный вопрос дадут "среднестатистический
ответ": дескать, возвращение к природе — это выезд в лес,
по грибы, по ягоды. Но мрожековский "папочка" говорит
своему сыну всю правду: возвращение к природе — это похороны.
В таком ответе есть черный юмор. Он не всем придется по вкусу,
но без него, по мнению Славомира Мрожека, нельзя. Черный юмор
— это лучшее лекарство от демагогии и мании величия.
Известный польский поэт и нобелевский лауреат Чеслав Милош (1911
— 2004), размышляя о творчестве своего друга и коллеги, отметил,
что герои Мрожека — это по большей части убогие страдающие люди.
И добавил, что сам художник из-за этого больше всего мучается.
Но рисунков грустных все равно не стирает и строк печальных не
смывает.
Доля правды в таком утверждении есть. А всю правду можно узнать
опять-таки из карикатуры. Между прочим, это хит нынешней выставки.
Мало сказать, что люди страдают и мучаются, надо назвать саму
болезнь, локализовать ее. Мрожек это делает, он рисует пациента,
который приходит к врачу и на вопрос доктора "На что жалуетесь"
смело отвечает — на ИДЕАЛЫ!!!
Вот, оказывается, в чем загвоздка. Так и хочется воскликнуть,
перефразировав классика: Польша, ваши сыны прекрасно больны! И
от этой болезни они никогда не вылечатся...
Михаил
КУЗЬМИН
cпециально для журнала "Футурум АРТ",
Санкт-Петербург