Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Сентябрь 2004 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
   
1
2
3
4
5
6
7

8

9

10

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
     
   

12.9.2004

ВЫСТАВКА СЛАВОМИРА МРОЖЕКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Один англичанин, побывавший в Польше в середине ХIХ века, отметил, что в этой стране героев гораздо больше, чем бухгалтеров. На выставке Славомира Мрожека "Рисунки старые и новые", открывшейся в арт-центре "Пушкинская 10", я спросил у Марека Войчеха Хмужиньского, директора Варшавского музея карикатуры, как обстоят дела с балансом героев и бухгалтеров в нынешней Польше. И он, весело улыбаясь, ответил, что теперь все в порядке.
Востребованы люди самых различных профессий: поэты, художники, музыканты, менеджеры, бухгалтеры, официанты. Что же касается героев и прочих пассионарных личностей, то они не перевелись. Многие из них работают в средствах массовой информации. Сеют со страниц газет и с телеэкранов разумное, доброе, вечное. А еще пан Хмужиньский добавил, что если я хочу узнать о польских героях всю правду, то мне стоит внимательно Славомир Мрожекприсмотреться к карикатурам Славомира Мрожека. Этот выдающийся драматург, писатель и художник знает все о храбрецах слова и дела. И я тотчас же последовал совету уважаемого знатока карикатуры.
Выставку рисунков Славомира Мрожека поддержало Генеральное консульство республики Польша в Санкт-Петербурге. Именно оно выбрало для экспозиции арт-центр "Пушкинской 10". Все карикатуры, а их более двухсот пятидесяти, аккуратно размещены в пяти залах музейного флигеля. Ко всем польским текстам сделаны тщательные переводы. Есть несколько фотографий самого Мрожека и несколько шаржей. Жаль, что художник не приехал на открытие, но на то были веские причины. Мрожек не любит пышных сборищ, и к тому же он был в Питере два года тому назад.
Не могу сказать, что юмор польского художника лежит на поверхности.
Каждую карикатуру надо рассматривать внимательно. И вообще, необходимо усилие ума, чтобы уловить тот или иной парадокс. Как теперь говорят, прикол. Чаще всего юмор возникает на пересечении изображения и слова. Рисунок у Мрожека прост и выразителен. Художник запечатлевает самое главное: условного героя и, если надо, место действия. Допустим, ему надо изобразить поляков, которые пришли в кафе, чтобы выпить вина или водочки. Никаких лишних подробностей: Мрожек рисует стол, за которым стоят, слегка пошатываясь, два мрачноватых типа...
Где же юмор? Он в реплике, которую произносит один из "собутыльников". Но, прежде чем прочитать текст, я успеваю изучить внешний облик участников действия. Какие-то они опустившиеся. Может быть, лет двадцать тому назад они и были героями, но сейчас они не внушают доверия. И все же симпатии художника на стороне "выпивох". Между прочим, никакие они не алкаши, а слегка забитые жизнью романтики. И не водку они заказывают официанту, а два цветка розы!
Если сказать, что Славомир Мрожек посмеивается над поляками, то это значит ничего не сказать. Его карикатуры — зеркало, в котором каждый видит себя не с лучшей стороны. Или, говоря другими словами, романтики у Мрожека нагловаты, политики — прагматичны, герои — трусоваты. А любящие — чуть-чуть скептичны. С помощью иронии и самоиронии художник восстанавливает нормальный порядок вещей. Возвращает полякам тот мир, в котором есть место любви, страху, ошибке, подвигу, но нет места демагогии и лжи во спасение.Вот характерный рисунок. Сын спрашивает у отца: "Папа, что такое возвращение к природе?"
Многие из нас на подобный вопрос дадут "среднестатистический ответ": дескать, возвращение к природе — это выезд в лес, по грибы, по ягоды. Но мрожековский "папочка" говорит своему сыну всю правду: возвращение к природе — это похороны. В таком ответе есть черный юмор. Он не всем придется по вкусу, но без него, по мнению Славомира Мрожека, нельзя. Черный юмор — это лучшее лекарство от демагогии и мании величия."Папочка, что такое проза жизни?" — "Мамочка".
Известный польский поэт и нобелевский лауреат Чеслав Милош (1911 — 2004), размышляя о творчестве своего друга и коллеги, отметил, что герои Мрожека — это по большей части убогие страдающие люди. И добавил, что сам художник из-за этого больше всего мучается. Но рисунков грустных все равно не стирает и строк печальных не смывает.
Доля правды в таком утверждении есть. А всю правду можно узнать опять-таки из карикатуры. Между прочим, это хит нынешней выставки. Мало сказать, что люди страдают и мучаются, надо назвать саму болезнь, локализовать ее. Мрожек это делает, он рисует пациента, который приходит к врачу и на вопрос доктора "На что жалуетесь" смело отвечает — на ИДЕАЛЫ!!!
Вот, оказывается, в чем загвоздка. Так и хочется воскликнуть, перефразировав классика: Польша, ваши сыны прекрасно больны! И от этой болезни они никогда не вылечатся...

Михаил КУЗЬМИН
cпециально для журнала "Футурум АРТ",
Санкт-Петербург