Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Август 2007 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
             
   
02.08.2007

* * *


На таких людях как Вячеслав Александрович Воронков держится русская земля. Многие годы он был руководителем Горисполкома Сочи, сделал для людей множество добрых дел. Строил, давал жилье очередникам и "барачникам", провел газ, поддерживал культуру.
И сейчас 83-летний В.А. Воронков "в строю". Как и прежде помогает людям, не закрывает глаза на беспорядки.
Знаю Вячеслав Александрович несколько лет, мне посчастливилось быть редактором и издателем его замечательной книги "Сочи и сочинцы", которая вышла в свет в 2004 году. Это действительно великий человек, для которого интересы родного города превыше всего.
И вот получил от Вячеслава Александровича тревожную статью в редакцию, которую читать просто больно. Печатаю эту статью без купюр. Полностью разделяю тревогу своего старшего товарища и учителя В.А. Воронкова.

Евгений Степанов,
Член Союза писателей Москвы,
Член Союза журналистов Москвы.




СПАСИТЕ "ФЕСТИВАЛЬНЫЙ"!

Кто остановит преступный ход ликвидации объектов культуры в городе-курорте?
Неужели это правда, что в Сочи сносят киноконцертный зал "Фестивальный"?
Сознание отказывается поверить в то, что вечером 31 июля услышал с экрана телевизора: сносят "Фестивальный"!!!
Несколько дней назад на этом же экране телевизора пришлый человек, назначенный на должность Главного архитектора, что-то невнятно говорил о ненадежности конструкций Зала, о его непригодности к эксплуатации… Но не хотелось верить в то, что такое возможно!
Оказывается, это правда. Вслед за "Родиной", "Спутником", вслед за зелеными парками, скверами наступает черед "Фестивального". Поговаривают о неких реконструкциях "Органного зала", Детской музыкальной школы, все городские строительные "новации" в тайне, в сокрытии от общественности… Вместо них, говорят, будут построены высотки.
Не могу ходить по сегодняшнему центру, который не узнать: пресловутые бетонно-высотные "инвестиции" в город для богатых калечат наш родной курорт… Не могу забыть двух женщин, которые, рыдая, наблюдали снос "Спутника". Я их понимаю. Возможно, здесь назначали им, еще молодым сочинкам, первые свидания их, сегодня уже поседевшие мужья…
При сносе "Спутника" общественность потребовала опубликовать официальные заключения о якобы ненадежности конструкций здания, то же необходимо сделать сегодня при решении вопроса о сносе "Фестивального". Но даже если это так (хотя мы обоснованно и твердо можем сказать, что это не так), разве можно сносить Зал?! Это недопустимо. Ведь никому не приходит в голову сносить Большой театр в Москве, который построен века назад. Его реконструируют за многие миллиарды.
Новые высотки планируют поставить буквально рядом с главным историческим сочинским храмом Михаила Архангела, что разрушит архитектурный ансамбль. В то же время из СМИ фарисейски звучат слова заботы о православном наследии.
Скажут ли работники культуры России свое слово поддержки нашему славному Залу?! Убежден, что скажут. Ведь его подмостки видели И. Кобзона, А. Пугачеву, Ф. Киркорова, В. Леонтьева и многих других. Или Министерство культуры снова поддакнет "новаторам Сочинского градостроительства"?
Промолчат ли наши депутаты Государственной Думы?
Не вступится ли за очаг культуры российская молодежь?
Тяжело на душе…

В.А. Воронков,
Руководитель Сочинского Горисполкома в 1955-77 г.г.,
участник Великой Отечественной войны,
почетный Гражданин города Сочи,
Герой Труда Кубани.




Из воспоминаний В.А. Воронкова, руководителя Сочинского Горисполкома в 1955-77 гг.

Наш "Фестивальный"

Сочи в 60-70-х гг. становился все более привлекательным курортом для отдыха и лечения. Однако предстояло решать задачи по расширению материальной базы культурной жизни, увеличению сценических площадок.
В 1960-х годах мы задумались о создании крупного концертно-театрального зала. Какой он должен быть, где его расположить? Как сделать любимым местом культурного досуга горожан и гостей курорта? Хотелось видеть на его подмостках лучших звезд мирового искусства, которые на воздушных яхтах стали бы приходить в порт Сочи. (Так романтично тогда мне все это представлялось!)
Проектирование поручили лучшей на то время специализированной проектной организации СССР — "Гипротеатру" (главный архитектор В.А. Шульрихтер, инженер-конструктор М.Л. Берлин). Расположить зал решили в Турецком овраге — так называлось это место в центре города. Строительство потребовало больших подготовительных инженерных и монтажных работ. (Строило это сооружение СУ-5 треста "Сочиспецстрой" и трест "Южстальконструкция".) Применялись лучшие отделочные материалы, имевшиеся тогда в стране, кое-что удавалось приобрести за лимитированную валюту. (Интересно отметить, что до сих пор в зале используются кресла, изготовленные венгерскими мебельщиками 25 лет назад.)
На склонах оврага амфитеатром располагались зрительские места. И началось строительство…
Буйная творческая мысль авторов-проектантов значительно опережала технические возможности имевшихся на то время материалов. Так, пролет главного зала шириной в 73,5 метра мог быть перекрыт фермами из особого металла, способного также вынести коррозийную нагрузку агрессивной приморской среды. А такой металл можно было найти только в оборонной промышленности, которая производила сверхзвуковые скоростные бомбардировщики. Каково! Предстояло решать фактически "неподъемный" вопрос: или бомбардировщик, или наш зал — и это во времена советско-американской конфронтации. Вы, конечно, можете себе представить, каких это стоило нам нервов!..

В изготовлении ферм зала мы задействовали секретный Институт легких сплавов, Куйбышевский и Воронежский заводы, занимавшиеся спецсплавами на базе алюминия, и т.д. По моему заданию выезжала на завод начальник Управления культуры Горисполкома Е.А. Жигуленко. Попросил скромную элегантную женщину надеть свою Звезду Героя Советского Союза и прихватить векселя на санаторные путевки для заводчан. Говорю ей: "Поезжай, ты с этими тяжеловесами-заводчанами сделаешь то, что я не смогу…" Смогла, а иначе не было бы ажурных ферм, создавших открытый обширный объем помещения, — пришлось бы ставить частокол несущих колонн в нашем зале "Фестивальный".
В августе 2005 года в городе появилась реклама: "Патриция Каас в Сочи, в "Фестивальном". Я не очень большой театрал, далеко не часто бываю на концертах, но всплыли в памяти из советских, "закрытых" времен гортанные, чарующие, совсем французские женские образы — Мирей Матье, Эдит Пиаф...
Вспомнил недавний доброжелательный рассказ о Каас моего доброго знакомого, поэта, издателя Евгения Викторовича Степанова, и уже не раздумывал, стоит ли идти на концерт.
И не ошибся.
И вот — мы в "Фестивальном", в его уютных креслах, в его торжественной и чрезвычайно дружелюбной атмосфере. Фантастический объем зала, с его переходами, террасами кресел... В полгоризонта — открытое море, блики зашедшего солнца. Сцена, декорации и Мать-Природа как продолжение сцены — все в едином торжестве жизни…
Тысячная громада зала заполняется, зрители интуитивно чувствуют единение. Луч с проходящего катера пролег как узенькая лунная дорожка, между морем и сценой. Мне показалось, что он коснулся певицы и привнес дополнительный заряд к той энергетике, которую она, элегантная, хрупкая, столь щедро выплеснула залу, вставшему ей навстречу.
Шоу началось. Казалось, все вокруг заполнилось цветомузыкой, красками и звуками. Яркие всполохи декорированных красным ферм, мерцание моря, совсем рядом проплывающая яхта в огнях... Я физически почувствовал энергетику зала, его объем. Создавалось ощущение, что каждая деталь этого великолепного зала "Фестивальный" как бы аккомпанирует действию.
Я воочию лицезрел торжество искусства. Захотелось задуматься, что-то переосмыслить… Подумалось: вот я с товарищами в 50—70-х все строил, создавал, организовывал… А оценить, заново взглянуть на сделанное по прошествии времени как-то не приходилось. Всякий раз появлялись все новые и более интересные дела, заботы…
А здесь посмотрел на действо, и не просто как зритель в зале. Словно каким-то внутренним взором я смог охватить и сцену, и зрителей, и прошедшие свои годы труда, и увидел…
Дорогие мои коллеги по строительству, ушедшие и еще живые!
А ведь мы тогда сделали ДЕЛО, НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО! Только понять это можно по прошествии времени. Ведь то, что мы задумали и осуществили много лет назад, по-прежнему востребовано несмотря на технический прогресс инженерно-строительной мысли! Соединение архитектуры, дизайна, строительной физики, техники и современной технологии... Прошло треть века со дня начала строительства, а как современен, как "по душе" многим звездам России и мира этот наш сочинский Зал, наше творение. Много подобных залов в мире, но такого как "Фестивальный" больше нет ни у кого. Возьмем, к примеру, наш летний театр на берегу моря. Но ведь он закрыт стенами от ласкающих бризов, моря с кресел не видать. Недалеко от берега Средиземного моря Каннский дворец, но "эффект моря" в нем тоже не задействован.
Вспоминается, что в 60-х годах мне довелось принимать группу артистов, приехавших из Болгарии. Среди них были Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, которая только что победоносным "Арлекино" завершила Международный фестиваль в Сопоте. Поделился я с ней, со всеми артистами тем, что намерены мы построить отличный концертный зал, достойный их таланта. Мол, мечтается, что самые большие звезды будут стремиться выступить на его сцене, кинодивы из-за рубежа будут приплывать к нам на своих яхтах…
А началась "творческая" жизнь "Фестивального" с триумфального выступления всемирно известного ансамбля "Березка". Недавно директор "Фестивального" Е.И. Паснюк рассказал мне о воспоминаниях Пугачевой о тех днях. Тогда она впервые после своего Орфея (Арлекино) в Сопоте почувствовала себя в Сочи Примадонной и доверительно сообщила, что здесь же, в Сочи, и будет прощаться со сценой, когда придет время — ей очень нравится наш Зал.
Филипп Киркоров влюблен в наш Центр на берегу, здесь он дал уже более 70 концертов, на которых побывало 160,000 (!) "официальных" зрителей. А сколько еще благодарных слушателей "безбилетно" внимает его группе на прилегающей территории Приморской набережной и в расположенных рядом кафе.
Самую высокую оценку акустически-техническим возможностям "Фестивального", его потенциальной энергетике дали высочайшие звезды мировой сцены Патриция Касс, шведский певец доктор Альбан, наши ведущие артисты — порывистый, экспрессивный Леонтьев, томительно-величавая София Ротару… Им всем по душе "Фестивальный". Однажды мне довелось наблюдать, как быстро техники группы Касс "подключились" со своей суперсовременной аппаратурой, как удобно им было работать в нашем зале.
"Фестивальный" уникален, но мне кажется, что у него имеется еще большой нераскрытый потенциал. В режиссуре представлений в нем не используется как бы вторая сцена, которой является просвет — огромное окно в сторону моря. Специальная режиссура может дополнительно задействовать лазерно-галлограмную технику над гладью моря, учесть светопанораму заходящего солнца, эффект луны, южное море. Можно организовать специальные проходы яхт-катеров в зоне обзора из зрительного зала, морское "кружево"-шоу… А какой простор для "погружения" в мифологию времен Посейдона!

В дневное время огромный внутренний объем сооружения также может быть более полно задействован. В Сочи по большому счету не хватает театральных площадок. Сочинцам и нашим гостям, взрослым и детям нужны новые "зрелища". А здесь могут быть придуманы и устроены буквально феерические зрелища.
Конечно, в сегодняшних условиях нужны некоторые дополнительные помещения, гримерные для артистов… Этот вопрос должен решиться.
Мне вспоминается, что уже после окончания проектирования "Фестивального", в 70-х годах в мире начали триумфально проходить фигурные выступления на льду чемпионов мира Белоусовой и Протопопова. Буквально через несколько дней было рассмотрено мое предложение о создании ледяного поля в "Фестивальном". И эти работы были осуществлены в первой очереди на небольшой площади зала. Во 2-ой очереди предполагали соорудить с использованием созданных холодильных установок уже большое поле на прилегающей территории санатория имени Мориса Тореза. Но у моих преемников не появилось желания завершить эти работы, а то бы в Сочи появился заметный новый культурно-спортивный объект.
Человек, случайными обстоятельствами жизни названный главным (!) архитектором Сочи, сегодня упрекает сочинских строителей в неразумном размещении Зала на территории города. А ведь "Фестивальный" уже признан мировыми и отечественными звездами, миллионы зрителей оценили архитектурный ансамбль, удачно "вписанный" в естественные отроги "Турецкого оврага".
Может, у этого архитектора (по диплому) имеется свое предложение для сценической площадки в центре города? Да бог с ним!
Нам следует вернуться к истории создания этого прекрасного сооружения, к более полному использованию его возможностей. Надо подробнее рассказать о строителях, о тех, кто вложил свои силы в его возведение. Они это заслужили.