РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Общаться с нашими эмигрантами в Америке весьма забавно. Все они хотят тебя удивить. Тут же начинают показывать свой дом, машину... Восторгаются своим богатством, как дети. И невольно — а то и достаточно агрессивно! — требуют такого же восхищения от тебя.
Эмиль Антсис — человек другого склада. Он — настоящий художник, поэт фотографии. Для него материальные ценности на втором плане.
Эмиль Антсис — фотограф от Бога. Он открыл новое направление в этом виде искусства. Его работы выставлялись в престижнейших галереях, он иллюстрировал книги известных американских журналистов.

 

Фотохудожник Эммануил АНТСИС:

"НЕ СТАТЬ ЗОМБИ!"

— Эммануил, чем Вы занимались в Советском Союзе?
— Я — профессиональный кинооператор. Работал на Киевской студии научно-популярных фильмов двенадцать лет. Сделал восемь фильмов, получил специальные призы в Союзе, Италии, в других странах.
— А учились где?
— Во ВГИКе. В мастерской Кудряшова. ВГИК дал мне очень многое. Сделал — я надеюсь — культурным человеком. Уровень преподавания там был очень высок. Гораздо выше, чем в любом художественном учебном заведении Америки. Здесь, надо сказать, люди вообще мало интересуются искусством. И европейским, и русским... Художника Валентина Серова, я уверен, знают только специалисты. Это Вам не советские инженеры, которые знают искусство лучше любого профессора.
— Но плохо знают свое дело.
— Согласен.
— Вы снимали фильмы только как оператор?
— Нет, две картины я сделал как автор сценария и режиссер. Но в основном я был известен, конечно, как оператор. "Уходит ли праздник?", "На последней черте" — это мои картины. В общем, я снимал, что хотел. Правда, однажды мне предложили поставить антиизраильский фильм. Начальство возжелало, чтобы фильм был сделан полностью руками евреев. Я сказал: "Политических фильмов не снимаю". После этого мне активно стали ставить палки в колеса. Может быть, поэтому я и решил уехать. Хотя Киев — мой самый любимый город в мире.
— В самом деле?
— Да. Я не люблю ни Москву, ни Нью-Йорк. Я люблю город, в котором вырос. Я — киевлянин. Киев — большой мегаполис, но вместе с тем в нем много тепла, уюта, интима. Филадельфия чем-то напоминает мне Киев. Наверное, поэтому я здесь и живу.
— Странно: почему же Вам не нравится Нью-Йорк? По-моему, очень симпатичный, дивный город, во многом провинциальный и невинный...
— Это в Вас москвич говорит. Москвичи в Нью-Йорке чувствуют себя как дома. Эти безумные города похожи. Но лично мне жить в них невозможно. Нью-Йорк — Вавилон. По-моему, люди там диковатые. Как будто только вышли из пещер. Хотя и ходят в костюмах. Интерес один: деньги. И вот что еще странно: в этом городе очень много марксистов. Когда я там впервые оказался, то просто поразился речам некоторых нью-йоркцев. Послушав их, я подумал: это я уже где-то слышал...
— Что-то Вы не шибко лестного мнения об Америке, в частности, о Нью-Йорке.
— Нет, я думаю, Вы не правы. Я благодарен этой стране. Я здесь живу. Она мне многое дала. Но в любом обществе — даже в американском! — свои несовершенства.
— Что же не устраивает конкретно Вас?
— Не устраивает, например, искусство. Кино не устраивает. Хотя у вас там американские фильмы сейчас страшно пропагандируют. Да, они прекрасно сделаны с технической точки зрения, да, актеры играют замечательно. Но где душа? Где суть? По-моему, большинство американских фильмов не имеют отношения к реальной жизни. Только очень редкие режиссеры делают поистине правдивые картины.
— Может быть, Вы и правы. Мне, честно говоря, иной раз самому кажется, что массовое американское искусство (равно как и родное "совковое") делает все, чтобы превратить людей в зомби, одурачить до предела. Это как психическое воздействие, своеобразный наркотик. И большинство из нас — наркоманы, сами не подозревая о том. Евгений Евтушенко однажды точно сказал: "Люди только думают, что смотрят телевизоры, на самом деле это телевизоры смотрят людей". Согласны?
— Да. Ситуация весьма печальная. И все оттого, что духовность в жизни человека отходит на второй план. Для меня же духовность в человеке — это главное. Я очень люблю Антуана де Сент-Экзюпери. Я даже сына назвал в честь этого прекрасного писателя-летчика — Антуаном. Так вот Экзюпери говорил: "Меня не интересует никакая система, меня интересует человек, продукт этой системы, интересует только духовность". И меня интересует только духовность. А вот с ней-то в Америке как раз не все в порядке. Да, американец имеет свободу выбора. Но какую? Выбрать из десятка туповатых фильмов один? Самый тупой? Америка — страна стандартов. Здесь для человека делают стандартный продукт. И это меня угнетает как художника. В России все-таки жизнь другая. У вас сейчас суровые времена, но в этом котле истории, где все варятся и страдают, точно в аду, и рождается новое искусство. Именно там, у вас. Кстати говоря, на Украине я имел возможность — свободу! — выбора. Меня мучила, конечно, советская система, мешала мне. Но я мог что-то говорить эзоповым языком. Меня понимали.
— То есть, самореализоваться Вы могли?
— Да. Если бы я хотел выйти в "люди", то вышел бы. Просто я не хотел лизать задницу начальству. И не лизал. И не сделал ни одного гадкого поступка, за который бы устыдился. Здесь, в эмиграции, я тоже не стал ни под кого подстраиваться. Я не могу потратить жизнь на то, чтобы — даже за хорошие деньги! — выполнять команды разных дураков. Я психологически ни на кого не могу работать. Поэтому я ушел в фотографию. Фотография — это моя свобода. Я делаю, что хочу.
— Вы свободный художник?
— В Америке быть свободным художником непросто. Нужно либо родиться богатым, либо научиться себя продавать. Здесь потребительское общество, ничего с этим не поделать. Для американцев нормально — продавать себя, рекламировать себя, нахваливать. Таковы законы общества. Но я-то воспитан на русской классике девятнадцатого века. Я не могу трезвонить о том, какой я хороший.
— Как же Вы здесь существуете?
— Я открыл фотолабораторию. Потому что, как правильно говорили китайцы, "кусить хотица". Лаборатория — это мой бизнес. Это и проявка пленок, слайдов, и печать, и все, что Вы хотите. Я все делаю своими руками. Моя работа дает мне возможность заниматься и художественной фотографией — аппаратура-то есть. Такой я придумал выход из положения. И по-своему счастлив. Вы знаете, почему несчастны многие американцы? Потому что они занимаются не тем, чем хотят. Поэтому они уходят в хобби. Моя жена, например, увлеклась сейчас керамикой. В керамике — ее душа. А на хлеб она зарабатывает тем, что работает программистом. Я зарабатываю проявкой пленок... Но зато ночью я творю. Творчество — это мое спасение!

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ

1992

См. фотоработы Эммануила Антсиса в разделе "Галерея".