РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Аркадий Арканов

АРКАДИЙ АРКАНОВ: «ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!»

Аркадий Арканов — один из самых известных в нашей стране писателей-сатириков. Однако в последнее время Аркадий Михайлович стал известен и в другом амплуа — нежданно-негаданно писатель запел. Больше того — выпустил несколько видеоклипов и даже компакт-диск. Что же подвигнуло знаменитого сатирика на такой, казалось бы, безрассудный шаг?
С этого вопроса и началась наша беседа.

— Скажу сразу: на сцену я не вышел, — начал беседу у себя дома в Сивцевом Вражке Аркадий Михайлович. — Я пел несколько раз со сцены на своих творческих вечерах. Денег своими песнями не зарабатываю. Афиш своих концертов тоже не имею. Я считаю, что если ты решил выйти на сцену, то должен отвечать очень многим критериям. Возможно, если бы мне было сейчас лет двадцать, я бы и рискнул. Сейчас — нет. Тем более, что у меня нет твердой уверенности в том, что мои песни интересны большому количеству людей. Музыка для меня — это слишком серьезно. Мне кажется, я в ней неплохо разбираюсь. У меня огромная фонотека по джазу, по другим жанрам.
Я знаю, к а к а я должна быть ответственность у человека, который дает себя людям...
Я не менял и не собираюсь менять свой способ жизни, свою профессию. Остаюсь литератором.

И все-таки откуда такой интерес к музыке? Наверное, из детства?

— Да. В детстве я очень серьезно увлекался и занимался музыкой. По излому судьбы музыкантом я не стал. Война всему помешала. У меня были очень большие музыкальные способности. Я поступил в музыкальную школу-десятилетку по классу скрипки в возрасте семи лет. Проучился совсем недолго. Немцы напали. Когда война закончилась, мне было двенадцать лет. Для скрипки я был уже староват. Точнее — для учебы в серьезном музыкальном заведении. А заниматься музыкой с преподавателем не было средств. Не было средств даже взять инструмент напрокат. И я смог только закончить два класса районной музыкальной школы по классу виолончели. На этом мое систематическое музыкальное образование закончилось. Началось самообразование. Когда я учился в Медицинском институте, то самостоятельно научился играть на трубе и даже подрабатывал на различных вечеринках, танцульках.

А как возникла идея записать свои песни?

— Несколько лет назад композитор Игорь Крутой показал мне одну мелодию и спросил, кто бы мог ее достойно спеть? По мнению Игоря, нужен был человек, проживший большую жизнь, имеющий характерный — хрипловатый, прокуренный — голос. Я сказал: «Давай я спою!» Крутой ответил: «Михалыч, зачем Вам петь песню на чужие слова, Вам — профессиональному автору! Напишите-ка лучше свою песню!»
Эта идея запала мне в голову. И через некоторое время я в самом деле написал одну песню. Потом мы с Крутым ее записали в студии. Потом я написал другую песню. Третью, четвертую... Потом этих песен накопилось достаточно большое количество. И мы их все записали с Игорем в студии. Возникла идея сделать из этого материала видеофильм. А денег не было. И вот два с половиной года назад я совершенно случайно познакомился с уникальным человеком — Сергеем Николаевичем Анисимовым, президентом одной электронной фирмы.
Он узнал, что я хочу записать песни, сделать музыкальный фильм. И, точно сказочный герой, решил мне помочь. Он полностью оплатил расходы по фильму, в котором было восемь клипов. Это огромные деньги. Особенно по тем временам. За это он не попросил НИЧЕГО! Никто, кстати, и не знает до сих пор об этом его благородном поступке, что делает поступок еще более благородным.
Чтобы хоть как-то отблагодарить истинного мецената, мы хотели, чтобы логотипы фирмы Сергея Николаевича присутствовали бы в фильме. Но наше телевизионное хамство таково, что эти логотипы безжалостно вырезали, когда фильм пошел в эфире. После этого я, честно говоря, не знал, как Сергею Николаевичу смотреть в глаза.
Потом мы с Крутым все песни перезаписали. И решили проект, как говорится, довести до ума. Для чего же мы тогда столько времени работали?! Диск мы выпустили на студии «Бекар рекордз».

Проект получился выгодным?

— Я ничего — в финансовом плане! — за этот диск не получил. Но зато получил сто авторских экземпляров, которые я с удовольствием дарю друзьям.

Почему ничего не получили?

— А за что? Ведь диск выпускается (равно как и клип) для «раскрутки» исполнителя. Предполагается, что после «раскрутки» ты будешь зарабатывать хорошо на гастролях. Но я же не гастролирую, я вообще не выступаю.

А кто-нибудь другой поет Ваши песни?

— Ирина Аллегрова поет песню «Девочка по имени хочу», кабаре-дуэт «Академия» поет песню «Гондурас», Саша Буйнов сейчас роскошно, по-моему, записал мою песню об эмиграции.

И это не приносит денег?

— Это все на дружеских основаниях.

Будете ли Вы продолжать заниматься шоу-бизнесом?

— А почему бы и нет? Мне нравиться заниматься новыми в своей жизни вещами. И я хочу сейчас значительно модернизировать свои творческие вечера. Хочу, чтобы на них звучали не только мои рассказы, но и мои песни. Петь постараюсь без фонограммы.

Аркадий Михайлович, а как писательская деятельность сейчас? Рассказы-то пишутся?

— Рассказов не писал довольно давно. Но вот только что закончил одну книгу. Года два ее писал. Это мелодраматическое произведение в форме женского романа, написанное на документальной основе. И посвящено личной жизни гроссмейстера Михаила Таля. Книга написана по воспоминаниям первой жены знаменитого гроссмейстера.

А вообще, как сейчас обстоят дела с писателями-са- тириками? У меня такое ощущение, что вас всех можно пересчитать на пальцах. И достойной смены нет.

— Мне кажется, сейчас существуют как бы два поколения писателей-сатириков. Мое поколение — это Успенский, Жванецкий, покойный Александр Иванов, Хайт, Горин (теперь тоже покойные. — Е. С., 2012), Курляндский... Другое поколение — это Измайлов, Коклюшкин, Трушкин, Задорнов, Шендерович. Это как бы вторая волна.

Вслед за ними кто-нибудь идет?

— Из относительно молодых мне очень нравится Андрей Кнышев, один из создателей знаменитой в свое время передачи «Веселые ребята». Я написал предисловие к его сочинению «Тоже книга». Очень люблю рассказы Михаила Успенского из Красноярска. А совсем молодых талантливых стариков, юмористов я практически не знаю.

Что Вас больше всего в нашей жизни огорчает?

— Многое, конечно, огорчает. То, что и многих. Я до сих пор не могу понять, как возможна такая ситуация, что в демократической стране р а б о т а ю щ и м людям за их труд не выплачивают зарплату.
И вот, что я еще хочу сказать. Мне очень неприятно, что нынешние сильные мира сего, которые сейчас владеют ситуацией, прежде всего финансовой, имеют ощущение наступившей собственной вечности и непогрешимости. В силу этого у них наплевательское отношение на все, что не имеет к ним отношения. Они поддерживают только то, что доставляет радость исключительно им. Но ведь есть другие люди, совсем другая жизнь, другие цели и задачи.

Помимо денег!

— Вот именно. Эти новые сильные мира сего живут, будучи уверены, что только они знают, что такое настоящая жизнь, подлинные ценности. Вот и покупается девяносто пять процентов телевизионного эфира только для представителей попсовой музыки, которых порой трудно, к сожалению, отличить одного от другого. Но раз эта музыка звучит, значит она нравится тем, кто эту музыку заказывает. Тем, кто владеет ситуацией. И мне это очень обидно. Обидно за других людей. Более талантливых и менее пробивных. Говорю сейчас не о себе — я-то как раз вниманием СМИ не обижен, я слава Богу, ими востребован.

А что радует?

— Радует свобода слова. Все-таки говорить можно ч т о угодно. Но любая свобода — это бритва с двумя острыми концами. И, кажется, мы еще не вполне готовы к этой свободе. Знаете, меня однажды попросили определить, в чем разница между Америкой и Россией? Я сказал, что Америка страдает от беспредела демократии, а России страдает от демократии беспредела. Но, тем не менее, я готов проглотить всяческие трудности и сквозь тернии, шипы, кровь дойти до стабильности в обществе. Все-таки нынешний путь представляется мне более правильным. Это лучше — чем когда тебя загоняют в тоннель и по тоннелю ведут. Возможно, путь в тоннеле и удобнее. Но это не для меня.

Что бы Вы хотели сказать читателям, а я все никак Вас об этом не спрашиваю?

— Рая на земле нет. Искать его совершенно не надо. В любом обществе есть нечто хорошее и нечто плохое. Главное, чтобы зло не овладело человеческими идеями настолько, чтобы мы его принимали уже за добро. И я всех призываю очень аккуратно, терпеливо относиться к ситуации в нашей стране, друг к другу! Нужно непременно продолжать делать то, что ты умеешь. Делать свое дело. Несмотря ни на что. Даже если это не приносит сегодня прибыли.

1997
Москва