РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Евгений Весник (1923 — 2009)

ЕВГЕНИЙ ВЕСНИК: «РАЗГОВАРИВАЮ С МОНТЕНЕМ!»

С выдающимся актером и замечательным писателем Евгением Яковлевичем Весником я познакомился в середине 90-х годов, когда работал обозревателем в газете «Крестьянская Россия». Делал с ним интервью у него дома (в высотке на Баррикадной) — а потом подружились. Стали общаться.
Весник был вестником мудрости, юмора и печали. Весник был чудесником. И потому что чудил (об этом ниже), и потому что иногда делал чудеса (вспомните хотя бы его роли в «Трембите», «Электронике», «Чудаке из пятого Б»)...
Весник был человеком уникальной судьбы и большого (разнопланового) дара. Сын белоруса и чешки (отца, имевшего высшее воинское звание, расстреляли в сталинское время), воин, получивший боевые медали и ордена, актер от Бога, настоящий писатель. Собеседник. Мне так нравилось с ним разговаривать. Просто слушать его.

Евгений Яковлевич, Вы сыграли множество ролей в театре и в кино. Удовлетворены своей актерской судьбой?

— Ничего я не сыграл. Особенно в кино. В кино артисту нельзя играть по своей воле. Только единицы могут себе это позволить. Настырные, мощные, как танк Т-34, люди. Такие, как Женя Матвеев, братья Михалковы. У большинства же актеров получается так: их приглашают на роль, дают деньги — они и соглашаются. Что хочешь сыграть сам — удается крайне редко.

Так происходило всегда? Перемен нет?

— Все-таки кое-какие перемены в лучшую сторону есть. Появились частные компании. Они иногда делают что хотят. В государственной системе кинематографа реализоваться актеру было намного труднее. Государство командовало безоговорочно.

Актер — ужасная профессия?

— Ну почему? Это хорошая профессия. Но только для тех, кто талантлив. Без таланта не надо в актеры лезть.

Кто из современных кинорежиссеров Вам нравится?

— Глеб Панфилов, Алексей Герман, Володя Бортко, я у него снялся в фильме «Единожды солгав»...

Гениальный, по-моему, фильм, жесткий, напоминающий всем нам, особенно сейчас, что искусство и золотой телец — вещи несовместимые...

— А Вы знаете, я ведь играл еще у отца Володи Бортко — в Волгограде, создавал образ маршала Чуйкова в пьесе Чепурина, моего нынешнего соседа. Видите, как все в жизни и судьбе переплетено.

А у кого Вы хотели бы сыграть? Из известных режиссеров?

— Трудно сказать. Я ведь играл у очень многих. У Юткевича, Пырьева, Райзмана.

Вы многие годы проработали на озвучании, дублировали зарубежные фильмы. Расскажите об этом немножко.

— Я озвучивал, например, все фильмы с участием Марчелло Мастрояни — «Брак по итальянски», «Развод по итальянски», озвучивал Фернанделя. К сожалению, эти мои работы стерты. Названные фильмы теперь демонстрируют в сопровождении монотонного, закадрового, не синхронного перевода.

Вы написали семь книг. На выходе восьмая. Почему Вы начали этим заниматься?

— Хрен его знает?! Начал да и начал. Я всегда вел дневники — в школе, в армии, в театре. В школе любил сочинения писать. Видимо, сейчас появилась потребность высказать свое мнение по разным вопросам.

А как пишете? На компьютере?

— Нет, рукой, потом отдаю машинистке.

Что Вы сейчас читаете?

— Материалы, которые мне нужны для книги. Постоянно читаю Монтеня. Я с ним не расстаюсь, даже иногда разговариваю с ним. Перечитываю гениального Зощенко. Делаю о нем передачи на радио.

У Вас на радио еженедельная передача. По-моему, и в этой ипостаси Вы нашли себя...

— Спасибо. Смысл моих радиопередач в том, чтобы призывать людей только к добру, умению спокойно переносить неприятности, в разных жизненных моментах искать хорошее, в благополучный период не обольщаться и знать, что может быть хуже...

Что Вы думаете о нашем телевидении?

— Это преступление против народа! Телевизор разлагает общество. Он должен показывать хорошее. Он же показывает только плохое.

А чтобы конкретно показывали бы Вы, будь у Вас на то власть?

— Достойных людей, прежде всего. Замечательную молодежь, которая, к сожалению, у нас сильно разобщена, мудрых стариков, настоящих мастеров, профессионалов в своем деле показывал бы, фермеров, например. Я с некоторыми из них встречался в Рузском районе Подмосковья, в Костромской области. Это деловые, влюбленные в свое дело, прекрасные люди. О них с огромным удовольствием делал бы передачи!

Как Вы думаете, почему у нас в стране все так нескладно?

— Не знаю точно. Думаю, потому что в свое время здесь уничтожили частную собственность. Да и сейчас ее как таковой нет. Я не понимаю, как в аграрной стране столетиями не могут решить вопрос — кому принадлежит земля. Ну это же бред!

Как Вы считаете, человек — совершенное создание?

— Нет. По-моему, муравьи, пчелы, волки, слоны. живут абсолютно разумнее и полезнее. Даже в семейной жизни звери совершеннее. Например, слониха ни за что к себе не подпустит другого слона, даже если ее муж погиб, волчица тоже никогда не изменит своему волку... Все соблюдают законы природы. Кроме человека.
Ребенку дают подзатыльник — когда он ковыряет в носу. А взрослый человек ковыряет землю. Уничтожает недра. Да по какому праву? Кто он такой? Я не сомневаюсь, что это рано или поздно аукнется. Кстати, не случайно стихийные бедствия происходят как раз там, где человек начинает себя вести совсем по-хулигански.
Иногда мне кажется, что человек привнесен сюда извне, он здесь инородное тело, он не монтируется с землей, он ее уничтожает.
Люди явно себя переоценивают. Мы все считаем, что мы самые, самые, самые. Хотя даже внешне мы, люди, похожи на иных обитателей земли. Поднимите за лапки лягушку — она покажется Вам похожей на человека. И общипанная курица тоже похожа на человека. А если слон встанет на задние ноги — так перед Вами и вовсе homo sapiens.

В чем же смысл жизни человека?

— Если бы я ответил на этот вопрос, я был бы полным идиотом. На этот вопрос не может ответить никто. НИКТО. Можно только предположить. По-моему, смысл в том, чтобы совершенствовать себя и человеческие отношения. Совершенствовать, облагораживать то, что вокруг тебя. Возделывать свой земной Эдем. А не грызть яблоко раздора.
Фрэнсис Бекон сказал: «Если ты хочешь что-то взять от природы, ты должен ей подчиниться!»

Евгений Яковлевич, Вы ощущаете себя одиноким человеком?

— Да, очень.

Неужели друзей не осталось?

— Нет. Дружба — это выдумки. Друг — это человек, который тебе временно нужен. Я вот бросил пить — и все друзья разбежались. Запомните, первыми предают друг, жена.

А во фронтовую дружбу Вы, участник войны, тоже не верите?

— Вот в нее, правда, верю. Мы все там находились в равноопасных условиях. Все испытали один и тот же страх. Это нас сблизило... Понимаете, в бою только один текст крутится в голове — конец или нет, конец или нет. Это не может не сблизить навсегда.

Вы верите в любовь с первого взгляда?

— Верю. Но я не верю трепу о любви с первого взгляда. Потому что любовь — это таинство. Если мужчина говорит женщине при первой встрече: «Я Вас люблю!» — значит, он лжец. И женщине нужно бежать от такого мужчины быстрее лани.

Кого Вам не хватает на этой земле?

— Очень многих. Толи Папанова, Виталия Доронина, Павла Луспекаева. Нас объединяли постоянные рассуждения об искусстве. Они были люди серьезные, фундаментальные, масштабные.

Вы дачник?

— Нет, никакой собственности, кроме квартиры, у меня нет. Я живу по формуле: все, что отдал, — твое.

1997
Москва