РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Олег Ёлшин

ОЛЕГ ЁЛШИН: «НАЙТИ ТО, ЧТО В ТЕБЕ ЕСТЬ!»

Олег Ёлшин — известный московский прозаик. Его фантастическая книга «Тейа» стала заметным событием 2010 года. В 2011 году дополнительную известность писателю принесли романы «Столик для троих» и «Франсуа Винсент».

Олег, Ваша книга «Тейа», которая сразу стала бестселлером, имеет подзаголовок «роман-катастрофа». Почему катастрофа?

— В «Тейа» я, наконец, подошел к этой теме, вернее форме изложения в жанре «катастрофы». Мне интересны масштабные события, которые раскрывают идеи вечные и основные. Говорят: «На сцене шнурки не завязывают». В литературе — так же. Изложение должно быть достоверно и правдиво, но стилизованно и обострено до предела. Только тогда и можно, поставив своих героев «на край», рассказать о вечном, поделиться самым сокровенным. Во всяком случае, на сегодняшний день — это мой жанр.

Что должны сделать люди, чтобы избежать тех вызовов и нависших катастроф, о которых Вы пишете?

— Катастрофа внутри каждого из нас. Мы ее создатели, носители и проводники. Просто нужно начинать с себя, искать этот «путь к себе», и тогда появится шанс... То есть преодолев катастрофу в себе, можно предотвратить ее и в мире!

Как бы Вы сформулировали новую и спасительную национальную идею для России?

— Перед Россией, которая издавна считалась «собирателем земель», источником несокрушимой силы и противодействия, духовным собирателем сил, стоит совершенно уникальная задача. Миссия! Здесь вспомним Николая Рериха. России придается особое космическое значение
как «родине духа, как пути к Высшему». Нас боятся. Силой победить не смогли, но можно воздействовать на душу и разум. Страну отдали на растерзание — присоединение к самому дикому бизнесу без правил и норм, дешевый алкоголь на прилавках, дешевый табак и доступные наркотики, культ денег и накопительства, пропаганда насилия на телевидении и в газетах. Искусственная еда, искусственные кумиры, искусственная жизнь. Мы не читаем — лишь перелистываем кулинарно-детективный суррогат, мы не снимаем кино — но плодим сериалы, мы не ходим в театры, а великие актеры из какой-то забытой прошлой жизни теперь радуют нас в рекламе памперсов или таблеток от импотенции. Нет, памперсы — очень полезная вещь, а эти чудо-таблетки тем более... И все же... Если нацию разложить морально, она станет дегенератом, слабым противником. Всего одно-другое поколение такого существования — и нация будет исторически стерта. И снова Николай Рерих: «По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно». Вот и ответ на вопрос о спасительной идее нации. Только духовное возрождение поможет найти нам свою Россию. Найти и вернуть.

А для мира в целом в чем спасение?

— В объединении и общности. В стирании границ и барьеров. Конечно, все имеют разные экономики, религии, уровни развития, культуры и жизни. Но пора поделиться сильным. Слабым перестать быть слабыми и зависимыми. Наша маленькая планета — это такой же живой организм, как и мы с Вами. Но не может наша правая рука объявить войну левой руке, сердце ввести эмбарго на поставку крови, а печень обидеться на всех и временно закрыть границы. Тогда человек погибнет. И планета уже гибнет от этого дисбаланса и абсурда взаимоотношений. Животные сходят с ума. Киты выбрасываются на берег, ледники тают, а глобальное потепление грозится стать новым ледниковым периодом. Мы, люди, так мало живем на нашей Земле. Нашей цивилизации всего миллионы, а нашей планете уже миллиарды. Мы слишком много на себя взяли, чтобы не задумываться о будущем. Пора пощадить и себя, и ее, вести естественный, не разрушающий образ жизни. Просто оглянуться вокруг, посмотреть по сторонам и быть людьми...

В издательстве «Вест-Консалтинг» в 2011 году у Вас вышли две новые книги: «Франсуа Винсент» и «Столик на троих». Что их объединяет?

— Видимо, тема. Она для каждого автора одна и изменить ей трудно. А каждая новая книга — это новые вариации, новые тенденции и сюжеты, новые персонажи, но тема одна. Для меня это — Человек, смысл его короткой командировки в эту жизнь и его безграничные возможности.

Вы многие годы работали в театре. Помогает ли актерско-режиссерский опыт в написании книг?

— И да, и нет. Многие правила схожи. Законы построения композиции и материала такие же. Но средства разные. Совсем разные. Если на сцене отчаянно борешься с литературой, уничтожаешь слова, превращая их в действия, то здесь процесс обратный. Скажем проще — в театре от слова к действию, в литературе — от действия к слову.

Какие писатели оказали на Вас влияние?

— Никакие! Не сотвори кумира. Если человек хочет что-то сказать, хочет ГОВОРИТЬ, он не может и не имеет права поддаваться чьему-то влиянию. Булгаковы и Достоевские свое написали, сделали это по-своему уникально. Поддавшись влиянию великих писателей, создаешь жалкую пародию. Нужно позволить себе существовать независимо от кого-либо, найти определенную степень свободы, и тогда заговорит твое Я.
Какие писатели нравятся? Многие. Очень многие. Тема для разговора бесконечна. Сегодня перечитываю Ричарда Баха — писателя и летчика. Вернее — летчика и писателя. Читаю и не понимаю — зачем я это делаю? И пока не пойму — буду его читать. Какой-то уникальный «дар крыльев». На таком специфическом языке, опыте и материале человек раскрывает замечательные темы... вернее тему — летать или не летать?

В чем для Вас смысл творчества?

— Реализовать свое Я. У каждого человека есть миссия, предназначение. Он обязан найти свой способ выражения и выполнить ее.
Просто нужно найти то, что в тебе есть, и отдать ЭТО. Немного поделиться.

2011
Москва