РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Александр Файн

АЛЕКСАНДР ФАЙН: «ИЩУ НУЖНОЕ СЛОВО...»

Александр Файн — московский прозаик, автор трех книг Его книга «Среди людей» (М., «Вест-Консалтинг», 2012) стала номинантом престижной премии «Большая книга».

Александр Маркович, Вы начали писать в весьма зрелом возрасте. Что побудило Вас к творчеству, немолодого и успешного работающего в бизнесе человека?

— Можно я отвечу честно? Хотя меня считают коммуникабельным, на самом деле я человек замкнутый и чаще неискренний. А на бумаге захотелось быть настоящим. Кто знает, сколько времени придется ходить по земле-матуш- ке. Известный драматург и писатель Леонид Зорин в 2005 году опубликовал повесть-монолог «К Тане». Если знаменитый литератор позволит, я бы просил разрешения записаться его младшим братом.

Три книги вышло. «Среди людей» стала номинантом «Большой книги». О чем будет четвертая?

— «Треугольник» — мужчина и две любимых и любящих женщины. Это так обычно в жизни и мало затронуто в литературе.

— Что Вас не устраивает в современной русской прозе? — Мне трудно говорить о литературе столь глобально. Анализ литературного процесса — удел литературоведов и критиков. Читаю я значительно меньше, чем хотелось бы. Мало осталось биологического времени (ведь мне уже исполнилось 76 лет) на реализацию собственных планов, а их громадье! Приходилось сталкиваться с разными литературными опусами. Отсутствие цензуры как средства чистки и профессиональной оценки художественных качеств литературного материала сыграло для современных отечественных печатных изданий, безусловно, негативную роль. В советской литературе цензура способствовала в определенной мере возгонке интеллектуального уровня литературного процесса. Сама по себе идеологизация литературы имела негативный фактор, но эта идеологизация, наряду с взращиванием «нечестной» литературы и апологетов соцреализма в худших проявлениях, заставляла писателей оттачивать перо, используя в т. ч. эзопов язык. Это неоспоримый факт. Ведь в советской литературе были настоящие мастера и выдающиеся произведения. К сожалению, коммунистическая машина часть из них устранила физически. Но это в прошлом. Полное снятие профессионального сита привело к засилью произведений дурного вкуса, страдающих мелкотемьем, нетребовательностью к слову, бездумным подражательством западным авторам. А ведь в русской литературе есть и свои великие традиции.

Какие темы Вам, как писателю, наиболее близки?

— Человек и его выбор в жизни. Любовь. Человек и время.

Ваш язык полон обсценной (ненормативной) лексики, а также спортивной и музыкальной терминологии... Что для Вас важнее — язык произведения или знание предмета?

— На первом месте — ясность авторской мысли, на втором — знание предмета, на третьем — языковая точность. Язык, на котором изъясняется герой, точнее, особенность его речи должна соответствовать времени действия, профессии или социальному статусу героя. В противном случае читатель не поверит мне.

Ваши книги диалогичны. Киношники не предлагали сделать Вам фильм?

— Предложения были. Пока результата нет. Мне не хватает знания законов кинодраматургии. Сейчас работаю в этом направлении, учусь.

Вы много лет возглавляете крупную инвестиционную компанию. Помогает бизнес в творчестве? Имею ввиду знание людей... Чему вообще Вас — как писателя — учит бизнес?

— Напрямую бизнес и литература как сферы человеческой деятельности для конкретного человека вряд ли совместимы.
В бизнесе главное — результат, а способы его достижения зависят от внутренней организации занимающегося бизнесом, в т. ч. от внутреннего табу бизнесмена, а в литературе главное — процесс постижения внутреннего мира человека, художественное осмысление и оправдание его поступков, одним словом — психология. Вместе с тем, успешные бизнесмены чаще не те, кто окончил Гарвард и имеют все дипломы МБА, а кто хорошо разбираются в людях, в векторах общественного развития, занимают «грамотную» позицию относительно власти и бизнес-сообщества. Если очень коротко: бизнесмен должен искать наиболее эффективные способы достижения цели, используя в т. ч. человеческие слабости, а литература страдает за человека, в т. ч., художественно оправдывая человеческие слабости. Это разные категории.
В бизнесе надо отвечать за слова, обещания. Иначе потеряешь авторитет, бизнес-сообщество тебя отторгнет. Помните, как русские купцы говорили — «По рукам!» Бизнес — это не работа и не хобби, а образ жизни!

Литература может сделать людей лучше?

— Как красивый общечеловеческий лозунг, конечно, должна! Но жизнь такая, какая есть. Как это ни прискорбно, но в наши дни скорость уменьшения числа читающих прямо пропорциональна скорости увеличения количества пишущих. Это тоже факт! Расцветает пышным цветом эрзац-культура, внедряемая шоу-бизнесом с одной лишь целью — заставить людей тратить больше денег на развлечения. Зачем покупать и читать настоящие книги, когда под хруст поп-корна и бульканье кока-колы можно смотреть по телеку очередной сериал с бесконечной пальбой, однообразной погоней, драками, сценами насилия и секса или даже читать скандальные постельные откровения звезд эстрады. Получение удовольствия без умственного и тонкого эмоционального напряжения — главная задача всяких шоу, точнее массовой культуры. Это закон бизнеса. Профессиональные психологи готовят тематику и механизмы, чтобы воздействовать на человеческую психику и управлять массами людей, которые несут деньги.
Что поделаешь — общество и личность чаще идут по пути, который им навязывают извне и сверху. Это закон общественного развития. Лет тридцать назад в Художественном Театре была поставлена прекрасная пьеса «Старый, новый год». Один из персонажей все время вещал, обращаясь к соседу по дому: «Отдыхай!». Знаковый призыв: «Не надо думать, не надо переживать, напрягаться — расслабься, дружище, и все будет о´кей!». Бизнес, производящий продукты массовой культуры, формирует представление об отдыхе как о постоянной бездумной «расслабухе». А это ведет неизбежно к обнищанию духовной составляющей общества, его деморализации, провозглашению монетарного взгляда на жизнь и успех. Бесспорно, законы самосохранения защитят общество от деградации, но на это нужно время, и немалое. Быть может, время, отведенное жизни даже не одного поколения! Так что, имеем, что имеем! В советское время в театр надевали выходные костюмы, а сейчас нередко — майки и джинсы. Между прочим, на Западе начался ренессанс интереса к классической музыке. Дай Бог, в Большом зале консерватории мы будем чаще видеть молодые лица.

Какие задачи Вы поставили перед собой как перед писателем?

— Термин «писатель» по отношению ко мне пока все еще вызывает у меня недоверчивую улыбку. Хотелось бы все сюжеты, которые я ношу в голове и сердце, поскорее перенести на бумагу. Сюжетов много — времени мало. Пишу я тяжело, по много раз переделываю, ищу нужное слово, проверяю фактологию. Очень хочется, чтобы герои были многомерные, живые, и каждый из них говорил бы за себя, а не от автора. Я вообще придаю основное внимание диалогам, по ним читатель и должен судить о героях. Ведь в книге нет изображения. А авторские суждения должны быть минимальны. Читателю книга становится интересной, в первую очередь, тогда, когда он (читатель) может ситуацию «натянуть на себя» или на своих близких, знакомых.
Общеизвестны слова классика ХХ века, что каждый человек может написать одну хорошую книгу — историю своей жизни. А уже потом читатель обращает внимание на сюжет, слово. Заветная мечта — написать историю «моей» России через рассказы-судьбы. В сборнике «Среди людей» такие попытки предприняты.

2012
Москва