РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Виктор Шендерович

ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ: «К ХОРОШЕМУ ПРИВЫКАЕШЬ БЫСТРО!»

Знаменитый ныне писатель-сатирик Виктор Шендерович долгое время оставался за кадром. Его как бы знали все, но, вместе с тем, не знал никто. Он писал юморески для Геннадия Хазанова, сценарии для передачи «Куклы», но сам на телевизионных экранах не появлялся. Потом Виктор Шендерович стал автором и ведущим очень популярной программы «Итого», которая выходила на канале НТВ.
Мы общались в 1998 году, в разгар популярности писателя.

Виктор, по образованию Вы — театральный педагог, закончили Щукинское училище, восемь лет преподавали в этом учебном заведении сценическое движение. Как же Вы писателем-то стали?

— Писал я всегда. А к девяностому году полностью ушел, как говорится, на вольные литературные хлеба. Судьба дала мне такой шанс. Дело в том, что мои рассказы начал исполнять Геннадий Хазанов. И, следовательно, я стал зарабатывать какие-то деньги.

А как возникла идея информационно-юмористической передачи «Итого»?

— Начну с того, что я давно хотел расширить свой телевизионный опыт, заняться оперативным и, вместе с тем, ироничным журналистским обзором действительности. И довольно неожиданно мне поступило предложение от директора информационной службы НТВ Александра Герасимова подумать о программе такого рода. Я подумал. И вот уже год работаю в еженедельном режиме, делаю программу «Итого».

В «Куклы», значит, больше не играете?

— Ну почему! Один из четырех сценариев в месяц — мой.

Сюжеты в «Куклах» очень острые. Для многих моих знакомых до сих пор загадка, как передачу «Куклы» терпят сильные мира сего? Вы подвергались каким-то преследованиям?

— Преследовать программу пытались в уголовном порядке. Но обожглись на этом. Закон оказался на нашей стороне.

Сейчас совсем не угрожают?

— Нет. Иногда с политических «небес» доносится некое глухое ворчание, но не более того. Никаких конкретных угроз не поступало.

Вы много печатались в коротичевском «Огоньке». Я был некоторое время стажером в этом журнале, и помню, как Вас — тогда молодого, перспективного автора! — активно рекомендовал к печати сотрудник отдела литературы Игорь Двинский. Вы вспоминаете времена десятилетней давности?

— Конечно. И с большой теплотой. В те годы «Огонек» был тем же, что раньше, при Твардовском, «Новый мир». Опубликовавшись в девяностом году в «Огоньке», любой автор знал, что его прочтет вся страна. Мне, конечно, здорово помогал и Двинский, и заведующий отделом литературы Олег Хлебников.

Пишете ли Вы сейчас рассказы?

— Пишу. И рассказы, и стихи, и диалоги. Публикуюсь в журнале «Магазин Жванецкого». В этом издании работают мои друзья, и мне приятно и лестно там печататься.

А Вас не огорчает, что печатное слово сейчас потеряло то значение, которое имело ранее, в годы «застоя», в годы Перестройки?

— Я считаю, что это более или менее нормальный процесс. Мы в нашей стране, по-моему, всегда переоценивали слово. Одно время многим даже казалось, что если будет опубликован «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына, то все коммунисты исчезнут просто как класс. И вот книгу опубликовали. Все ее прочитали. Но выводы сделали, как показала жизнь, далеко не все. Население по-прежнему голосует за коммунистов...

Получается, писатели, рассказавшие правду об ужасе «гулаговских» лагерей, созданных, надо заметить, еще товарищем Лениным, о вакханалии раскулачивания, насильственной коллективизации, прожили свои святые жизни зря?

— Нет, не зря. Это тот самый случай, когда вода камень точит. И, конечно, то поколение, которое родилось сейчас, — уже другое. А когда пройдет две-три генерации людей, не вступавших в октябрята, пионеры, комсомол, — изменится многое. Разумеется, в лучшую сторону.

Вот Вы сейчас сказали эти слова, а я себя поймал на мысли, что прочтет нас какой-нибудь дядя Вася из Тамбовской, скажем, губернии, и скажет: «О чем это они болтают? Октябрят, пионеров хаят... Раньше ведь как хорошо было! Спокойно и сытно».

— Я понимаю, о чем Вы... Но во-первых, так уж спокойно и сытно никогда не было, особенно в глубинке. Мне кажется, мы все очень быстро привыкаем к хорошему и забываем про плохое. Если вспомнить «застойную» жизнь, то из той же Тамбовской губернии все время ездили в Москву за колбасой, а сейчас в любом городе страны — изобилие продуктов. И обеспечили это, надо заметить, не коммунисты. Если нынешним юношам и девушкам рассказать, как мы жили, то это, я думаю, вызовет у них в лучшем случае смех. Читать можно было то, что разрешили. Чтобы выехать за границу требовались какие-то дурацкие характеристики от парткома, профкома, комитета комсомола. Ну разве это не ерунда?

Задам один из своих традиционных вопросов. Что Вы думаете о сегодняшнем телевидении?

— Я уверен, что общество должно создавать рамки для телевидения. И мы постепенно, кажется, к этому приходим. Должны быть выработаны определенные законы, регламентирующие работу телевидения, чтобы оно не разрушало психику людей, чтобы эротические фильмы не показывали по государственным каналам, чтобы фильмы, изобилующие сценами насилия, не демонстрировали в лучшее эфирное время и т. д. Общество должно себя защитить!

Наверное, и рекламы нужно показывать поменьше? Как Вы считаете?

— Конечно. Я считаю, что государственное телевидение вообще не должно зависеть от рекламодателя, иначе оно полностью подпадет под влияние капитала.

Вас устраивает, что по «ящику» показывают в основном звезд «попсы»?

— Совершенно не устраивает. Мне кажется, телевидение обязано выполнять и просветительскую функцию. Если этого не случится, образцом пения, музыкальной культуры у нас будут служить Филипп Киркоров и Влад Сташевский... Я вовсе не против популярной музыки, но не должна же звучать только она! Если наши зрители лишатся возможности видеть и слышать Спивакова, Третьякова, Репина, других классических музыкантов, вкус народа окажется деформирован, что, к сожалению, уже и наблюдается. Молодежь плохо знает, кто такие Шарль Азнавур, Марк Бернес, Елена Камбурова, Александр Галич. А как узнать? Их же не показывают.. Выбора-то нет.

Что бы Вы посоветовали и себе самому, и всем нам, вместе взятым?

— Слушать умных людей, во всяком случае, прислушиваться к ним! Вспомните восемьдесят восьмой год. Тогда, десять лет назад, Андрей Дмитриевич Сахаров предложил распустить СССР и подписать новый союзный договор, куда бы все республики вошли (или не вошли) добровольно. Сахарова тогда освистали с трибуны съезда, кричали ему: «Позор! Позор!». А к чему пришли? Пришли в итоге к тому, что предлагал Сахаров. Только когда решили наконец этот договор подписывать, поезд уже ушел, ситуация изменилась. Державу сохранить не удалось. А если бы послушали вовремя Сахарова, я думаю, не подписали бы союзного договора только прибалты.
Или — Чеченский кризис. Вспомните, сколько до начала военных действий Сергей Адамович Ковалёв, другие честные политики предупреждали: «Нельзя ничего делать силой, особенно на Кавказе!» И опять не послушались. В результате — восемьдесят тысяч трупов, республика варварски разрушена, отношения окончательно испорчены, Чечня отрезана от России...
Так что совет у меня один: давайте слушать умных и честных людей, даже если они говорят, на первый взгляд, непопулярные вещи.

1998
Москва