РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу 

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана



Николай Грицанчук

 

Николай Грицанчук



Николай Грицанчук — поэт, художник. Автор многих публикаций и книг. Член Союза писателей XXI века. Живет в Москве.

 

Николай, в чем смысл жизни? К чему, во всяком случае, Вы стремитесь?
— В отношениях с самим собой, с окружающим  меня миром, как и любой другой человек, я стремлюсь к гармонии, внутренней и внешней, к творческому освоению мироздания, и, по мере сил, к его сохранению. Применительно к поэзии, литературному творчеству, стоит выделить несколько элементов из моей системы взглядов, о которых кратко и расскажу.
Определяющим является понимание и утверждение того, что наряду с существованием изотем — ментальных связей между определенными понятиями, терминами гуманитарной науки — существуют и изотемы, выявляющие ментальные связи между понятиями, терминами, концептами естественных наук, естественных и гуманитарных, а также междисциплинарных. Графическое отображение изотемы — это линия, соединяющая две точки.
Опуская доказательства, их содержит специально для этого написанная статья, скажу, что изотемы существуют не только в области научного знания, но и в области искусства, и даже в таких областях человеческой деятельности, как бизнес и политика. Изотемы могут и пересекаться, и в таком случае это уже эпитема. Эпитема — ментальная точка пересечения нескольких изотем, — как минимум, двух. Эпитема отображает ментальные связи между всеми понятиями, терминами или концептами пересекающихся изотем. В простейшем случае графическое отображение эпитемы — это две пересекающиеся линии, соединяющие пять точек.
И как следствие такого подхода возникает возможность создавать текст, похожий на то, о чем говорил, правда, в связи с другим событием, автор термина «изотема» лигвист Юрий Сергеевич Степанов: когда «…глубокий, ”вертикальный” текст во много раз глубже словесного “горизонтального”». Образно говоря, текст это и прибор для промеривания глубин, и набор линз с различными диоптриями, и матрешка с набором вкладышей. В качестве простейших текстов с заявленными свойствами можно рассматривать подстрочники переводимых стихов, сделанные переводчиками-поэтами. Когда еще отсутствует возможная, но не обязательная рифма, стихотворный размер, ритм, но уже существует прочувствованное нечто, называемое поэзией.
Нужно сказать, мои рассуждения не голословны  — они воплощены в реальные поэтические тексты. К своей последней опубликованной подборке, наверное, в полной степени воплотившей то, о чем мы говорим, я шел шесть-семь лет. И дошел. Видимо, кому-то нужны стихи смертного поэта, или поэта-Бога, — что одно и то же. Думаю, любой человек, способный верить в благо, достоин сочувствия и жизни.

Какой видится Вам современная поэзия? Каковы ее устремления?
— Время нестабильного существования литературы в прошлом. Период необеспеченного  ничем, кроме денег, возникновения и столь же скорого исчезновения большого количества литературных изданий низкого качества и дутых имен благополучно пережит. Радует, что за последнее десятилетие приверженность той или иной поэтической форме, технике стихосложения больше не означает однозначный выбор и следование определенной идеологии в противовес «неистинной». Деления читателей и сообществ по идеологическим признакам больше не существует. Поэзия благополучно живет сама по себе, по собственным законам свободы выбора и творчества. Основываясь на этих принципах, в результате перемен появились и утвердились в роли ведущих специализированные поэтические журналы: «Журнал ПОэтов», «Дети Ра», «Воздух», «Зинзивер», «Арион». Они-то и делают погоду в современной поэзии — осмысливая и комментируя происходящее, возвращая незаслуженно забытых поэтов, открывая новые имена. Что бы ни говорили, но без деятельности этих журналов невозможно представить ни литературу в целом, ни поэзию в частности. Что важно, и этот подход присущ всем редакторам вышеназванных изданий, работа с талантливым автором не ограничивается одной, двумя публикациями нескольких стихотворений, которые мало что говорят о его мировоззрении и индивидуальности, а ведется планомерная многолетняя работа по взращиванию поэта. Очевидно, и процесс не замедляется, поэзия постепенно перемещается в Интернет. Глобально, визуальные виды искусств опередили вербальные. Читатели все больше отдают предпочтение электронным книгам. На мой взгляд, количество талантливых поэтов не уменьшилось, а количество пишущих, возможно, даже увеличилось, думаю, что по мере увеличения пользователей Интернетом, возрастет и число заинтересованных читателей. Безусловно, в поэзии, что всегда ей было свойственно, найдут отражение переживания и метафизические сдвиги в связи с переменами, происходящими и в обществе, и в человеке. Краеугольные камни существования живого во Вселенной — свет, гравитация, обмен энергией — в обозримом будущем останутся без изменений, но формы, например, обмена энергией, вероятно, изменятся в сторону более универсальных и эффективных, не связанных напрямую с биологией человека. Исторически, начало очередного века принято связывать с всплеском открытий в науке и культуре, но наступивший двадцать первый век, сетуют, исключение, и не спешит нас радовать открытиями. На самом деле перемены происходят. Один только факт возможного клонирования человека в корне меняет взаимоотношения  и соотношения базовых понятий современной философии — «Я», «Другой», «центр», «периферия», «оригинал», «копия» и т. д. Или возможное поселение человека на другой планете? Неиссякаемый материал для творческого поэтического осмысления, чем поэты всегда и занимались. Мои желания — наполнить мир поэзии образами и понятиями, именами, их сочетаниями, в которых нет дна, конечной глубины, отсутствует запрет на взаимопереходы и взаимопревращения метафор, концептов, эпитем, создавать и выявлять новые количественные и качественные связи между удаленными семантическими рядами.

Продолжайте, пожалуйста, о желаниях…
— Мне бы хотелось, чтоб в моих стихах присутствовала не игра, а жизнь, не голый текст, пусть и красивый, а то, что над текстом. Можно крикнуть «пожар», а можно ударить в било. Приведу аналогию, очень красноречивую, правда, из смежного вида искусства. В недавней телепередаче — мастер-класс Никиты Сергеевича Михалкова — режиссер говорил о том, что в пьесах Чехова нужно играть не текст, а то, что им зашифровано и вне текста. Например, действующие лица сидят за столом, пьют чай и беседуют. В трактовке Михалкова главное не чаепитие, не текст, а случайное, мимолетное касание коленями небезразличных друг другу мужчины и женщины. Вот и мне хочется, чтоб читатель не только видел и слышал стихотворный текст, но, и это главное, ощутил «касание коленок».

Важен ли для Вас читательский интерес?
— В последние годы не задаюсь вопросом — понимают ли меня, будут ли читать. Да, тексты усложняются, но это естественный процесс. Возможно, что-то и теряю, но взамен получаю неоценимое — все стихи на выходе почти на сто процентов мои, без чужеродных примесей и влияний. Нужно жить свою собственную жизнь, тем более в искусстве. А читатель о себе позаботится сам. Творчество непрерывно и неделимо — формы и виды искусства не главное. Поэтому собственное творчество не разделяю на литературу и живопись. Это одно целое. Может быть, во мне живопись порой говорит поэзией, а временами происходит обратное.              К слову, на мой взгляд, немалая часть современного актуального изобразительного искусства, с огромным количеством разъясняющих, комментирующих монологических текстов, результат неудовлетворенной потребности в общении. Художники хотят общаться, делиться мыслями и в других формах, и они находят понимание и у зрителя, и у читателя.

Что бы Вы хотели пожелать себе самому?
— …берег, соленые аплодисменты моря.