РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Знаменитый российский сюрреалист, художник Никас Сафронов — притча на устах российского истеблишмента. Его работы покупают выдающиеся люди всего мира. Тина Тернер и Мадонна, Михаил Горбачев и Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо и Пьер Карден... Перечислять можно долго.
Кроме того, художник известен своим довольно раскованным стилем поведения. Скажем, вместе с актрисой Еленой Кореневой он предстал в обнаженном виде на страницах газеты "Спид-инфо", журнал "Казанова" назвал его первым претендентом на титул "Казанова России-97".
Вместе с тем, Никас Сафронов является весьма тонким лириком в живописи, многие его полотна посвящены сельской жизни, неброской, но глубинной красоте русского пейзажа.
Кто же он, экстравагантный и реалистичный сюрреалист Сафронов? Где его суть, а где имидж?
Ответы на этот и некоторые другие вопросы я решил почерпнуть из беседы с ним самим.
Малая Грузинская улица. Тихий центр Москвы. Мы в квартире-мастерской художника, заставленной, как и положено, картинами хозяина.

 

Никас САФРОНОВ:

"ТАЛАНТ ПРИДУМАТЬ НЕВОЗМОЖНО!"

— В наш век — век виртуальной реальности — значение имиджа для представителя творческой профессии приобретает, на мой взгляд, огромное, если не сказать главенствующее, значение. Больше того, я иногда думаю, что все мы зачастую даже не помним творений того или иного мастера, но хорошо помним все скандалы, которые с ним были связаны. Имидж в какой-то степени становится частью судьбы художника (в широком смысле этого слова), его составной частью. Внешние атрибуты жизни играют колоссальную роль в плане оценки его работы. Приведу только один пример. Я очень люблю стихи прекрасного поэта Иосифа Бродского. Но я уверен, что вручение ему в свое время Нобелевской премии стало акцией не только поэтической, но и политической. Здесь все совпало. И то, что Иосиф Александрович был в ссылке, и то, что его высоко ценила Анна Ахматова, и то, что он эмигрант, и многое другое. Возможно, в качестве имиджмейкера в данном случае выступило само время. Но — повторю! — внешние атрибуты жизни поэта сыграли свою роль.
—В какой степени ты занимаешься своим имиджем? В какой степени ты строишь свою судьбу, которая есть тоже творческая продукция художника?
— Вопрос непростой. И я думаю, что своим имиджем я подсознательно пытался заниматься с детства. Расскажу такую историю. Однажды, еще в школе, в городе Ульяновске мы с приятелем во внеучебное время подзаработали на заводе денег. После этого я пошел в ателье и купил красный вельветовый пиджак. Почему красный — не знаю. Но, возможно, это было что-то из серии "чтобы эпатировать буржуа". Ведь помнишь, и Маяковский носил желтую кофту, и Есенин приходил в салон к Зинаиде Гиппиус в лаптях. Не будем сейчас сравнивать величины, но, возможно, это все составные части одной цепи. Мой красный пиджак, кстати, вызвал оторопь у одноклассников, никому не понравился. Но внимание на меня обратили. Понимаешь, художнику (а в принципе, и любому человеку!) необходимо привлечь к себе внимание. Художнику необходимо реализоваться. Я уверен, что реализоваться на сто процентов и быть оцененным в полной мере можно только при жизни. Посмертное признание — удел единиц. И после смерти от тебя, увы, уже ничего не зависит.
— Как же быть со знаменитой максимой Бориса Пастернака "Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех"?
— Это другое дело. Это возвращение к андерсоновской сказке о голом короле. Привлечь внимание к себе можно. Механизмы в принципе известны. Но ведь гораздо важнее оказаться не голым королем. Это как в отношении с женщинами. Соблазнить их, затащить в постель не так уж и трудно. Сложность заключается в том, чтобы эти отношения развивать, сделать женщину не просто любовницей, но и другом.
Возвращаясь к теме имиджа, я бы хотел сказать, что, безусловно, его создание в жизни художника - важнейший вопрос. Творческий продукт оценить очень непросто. По каким критериям оценивать? Увы, очень часто продается не сама работа, а имя. Разумеется, определенные шаги в смысле обретения имени я сделал. Я поехал на Запад. Стал много выставляться, идя зачастую на совершенно невыгодные для меня условия, участвовал в эротических выставках и так далее. Одних способностей для достижения подлинного успеха недостаточно. Способных людей — огромное количество. Реализовавшихся людей —единицы. Не потерять свой дар, заставить обратить на себя внимание —
это, на мой взгляд, тоже грань таланта. Человек вообще талантлив (либо неталантлив!) во всем. Но, конечно, нужно сказать, что имя художнику делает не только он сам. Скорее этим занимаются продюсеры, имиджмейкеры, критики, аукционисты, галеристы...
— Нина Берберова в одной из своих книг привела списки российских масонов. Среди них я обнаружил имена элиты нашей культуры, включая художника Марка Шагала, моего любимого поэта Георгия Иванова, поэта и критика Георгия Адамовича. Масоны, как известно, должны поддерживать друг друга. Может ли это означать, что п р и д у м а т ь можно любого гения? Неужели абсолюта в искусстве нет?
— Я бы так категорически вопрос не ставил. Талант и гениальность придумать невозможно. Я, например, обожаю творчество Пикассо. Да, я читал, что он придавал колоссальное значение созданию своего имиджа, сознательно подогревал интерес к себе. Но дело в том, что Пикассо, равно как Шагал и Иванов, — уже факты мировой культуры. Возможно, им удалось перехитрить мир. И выдать, условно говоря, черное за белое. Но из исторической памяти планеты уже не вычеркнуть эти имена, их образ мышления. Возможно, своим творчеством они изменили мир.
Как бы там ни было, я убежден, что случайностей не бывает. И в истории остаются только действительно талантливые люди, хорошо при этом, разумеется, "раскрученные". На мой взгляд, имиджмейкер и художник — категории равноценные.
— Никас, ты сейчас известен очень широко, некоторые специалисты считают, что ты в смысле популярности уступаешь разве что Илье Глазунову и Александру Шилову. Каким образом, популярность отражается на твоей жизни?
— С популярностью связано много и положительных, и курьезных моментов. Например, сейчас у меня появилось много "детей". Раньше, когда я был безвестен и беден, мои былые возлюбленные не очень-то часто меня вспоминали. Теперь, когда у меня имя, раздаются неожиданные звонки, женщины просят денег, говорят, что я отец их отпрысков. Почему же они не звонили раньше?
— Ты общался со многими известными людьми. С Жаном-Полем Бельмондо и Софи Лорен, Элтоном Джоном и Клифом Ричардом… Писал портреты десятков знаменитостей. Какие, на твой взгляд, у них общие черты?
— Они, как ни странно, крайне наивны, даже доверчивы. И слушают в основном свой внутренний голос, то есть доверяют интуиции. Не то что мы, простые смертные.

1997

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ