РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

Вернуться на предыдущую страницу

Наши интервью

   

Чингиз Айтматов
Василий Аксёнов
Владимир Алейников
Эммануил Антсис
Аркадий Арканов
Эльдар Ахадов
Сергей Бирюков
Юрий Беликов
Михаил Бойко
Артём Боровик
Евгений Весник
Дмитрий Булатов
Марат Гельман
Ольга Голубева-Сванберг
Николай Грицанчук
Алексей Даен
Олег Ёлшин
Александр Иванов
Елена Иванова-Верховская
Лион Измайлов
Борис Искаков
Михаил Карагодский
Елена Кацюба
Константин Кедров
Константин Кедров
Бахыт Кенжеев
Кирилл Ковальджи
Ирина Кононова
Людмила Коль
Игорь Кон
Андрей Коровин
Виталий Коротич
Константин Кузьминский
Станислав Куняев
Виктор Лазухин
Михаил Лазухин
Леонид Лерман

Борис Левит-Броун
Слава Лён
Анна Лучина
Юрий Мамлеев
Арсен Мирзаев
Антон Нечаев
Игорь Панин
Эдуард Просецкий
Мария Розанова
Александр Рязановский
Марина Саввиных
Дмитрий Савицкий
Никас Сафронов
Елена Сафронова
Александра Середина
Валентина Синкевич
Никита Струве
Олжас Сулейменов
Федот Сучков
Татьяна Тихонова
Эдуард Тополь
Николай Тюльпинов
Александр Файн
Игорь Харичев
Алексей Хвостенко
Евгений В. Харитоновъ
Олег Хлебников
Виктор Шендерович
Вячеслав Шугаев
Владимир Шаталов
Любовь Щербинина
Элана

Очаровательная блондинка Александра Середина по образованию инженер, выпускница МАИ. Несколько лет работала на космос. Но в один прекрасный день решила все бросить и посвятить себя искусству: рисованию, живописи... Рисует Саша денно и нощно, на износ, не замечая усталости (ибо дело - любимое). И уже есть успехи. Ее работы (необыкновенные, загадочные, полные поэзии!) охотно публикуют "Московский комсомолец", "Вожатый", "Семья" и многие другие издания.

 

Александра СЕРЕДИНА:

"НЕ БОЙТЕСЬ СОВЕРШЕНСТВА!"

— Почему ты не работаешь по своей основной профессии? — спросил я Сашу при встрече.
— Потому, что рисование — это самое главное в моей жизни. Но каждый идет своим путем к тому, что ищет в этом мире. Мой путь оказался окольным — средняя школа в подмосковном Одинцове, пять лет учебы в МАИ, три года работы в КБ… Но теперь я знаю точно: не рисовать я не могу.
— Когда ты впервые почувствовала себя художником?
— Началось все... с музыки.. По-моему, из всех искусств она ближе всего соприкасается с той вечной космической Истиной, до которой пытаются достучаться мыслящие "человеки". Я ходила на симфонические концерты, слушала, удивлялась, восхищалась. Вслед за мелодией проникала в какие-то иные измерения — из ничего в неведомое Нечто. Захотелось об этом рассказать. Тут-то и появился в руках карандаш — первые рисунки были сделаны на концертных программках. Но чтобы сказать о чем-то, надо знать язык - на одной интуиции далеко не уедешь. Стала серьезно заниматься рисунком, живописью, шрифтами. Заинтересовалась книжной графикой. Ходила в изостудию, занималась на курсах при Полиграфическом институте. Изводила кипы бумаги на зарисовки, наброски, часами просиживала в "Иностранке", перелопачивая горы литературы.
Так как всерьез заниматься можно чем-то одним — а никаких сомнений в том, чем следуем заниматься, у меня уже не было, — бросила инженерство. Но иногда нужно все-таки есть и нужно покупать краски, карандаши, бумагу... Поэтому устроилась сторожем. И вот уже третий год благополучно получаю "стипендию" в размере 80 "рэ" в месяц. И — рисую, рисую, рисую!
— За эти три года ты, по-моему, добилась немалого...
— Спасибо, но я только учусь. Это главное — учиться, постигать, развиваться. "Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех". Выставки, библиотеки, музыка, натурные зарисовки важнее обрывочных публикаций в прессе. Сейчас мне нужно наверстывать упущенное, делать за год то, что другим можно и за пять. А иначе нельзя — слишком поздно начала и слишком много надо еще понять, найти и выразить на бумаге.
— А как часто ты ходишь на выставки? Что понравилось из последних?
— Стараюсь не пропустить ни одной. В последнее время больше всего поразил мексиканец Тамайо. Это замечательно, когда человек через грязь, пустоту, отчаяние приходит к пониманию необходимости всеобщей любви, добра, радости и с чуть насмешливой, мудрой улыбкой рассказывает об этом всему миру. И мир становится чище, добрее. Вообще, по-моему, в искусстве главное не как показать, а что показать. И творчество должно идти не от внутренней пустоты (что, к сожалению, еще случается), но от полноты душевной. Тебя захлестывает какая-то мысль (да так, что если ее не выскажешь — задохнешься), вот тогда — говори!
— Есть ли у тебя учителя-художники?
— Учителя? Получится слишком большой список — много было замечательных людей, художников, которые очень мне помогли. Плохо только, что у меня нет систематического образования. Три раза поступала в Полиграфический, и все время та же история — недобирала одного балла. А вольнослушателей теперь не бывает. И меценатов, к сожалению, тоже.
— А любимые художники?
— В зависимости от настроения. Всегда удивлялась, когда слышала, что должен быть один любимый художник, которому надо подражать и якобы через это найти себя. Я индивидуалист — всегда иду от себя и через себя. Ну, конечно же, учитывая то, что уже сделано предшественниками, но и не оглядываясь на других. Надо просто прислушиваться к себе и говорить о том, что наболело.
— Какие твои дальнейшие планы?
— Стараюсь не строить никаких планов. Я просто рисую. А что из этого получится и получится ли вообще — не мне судить. Возникновение каждого рисунка для меня — чудо. Вдруг из ничего появляется мир, который никто и никогда раньше не видел. Если что-то получается так, как хочу, начинаю "попискивать" от удовольствия и громко хлопать в ладоши. А через пять минут с ужасом смотрю на содеянное. Как говорил Сальвадор Дали: "Не бойся совершенства — тебе никогда не достичь его!"

1989

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ