Вернуться на предыдущую страницу 

О нас пишут

   

 

"Футурум АРТ". О нас пишут

Независимый литературный журнал "Решето", № от 25 октября 2005 г.

Cайт www.litsovet.ru

Cайт www.iliteratura.cz

Газета "Взгляд", 14 октября 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 7, 2005 г.

Радиопрограмма ССИ «АЗиЯ-плюс»: СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 42, 4 мая 2005 г.

Журнал "Питерbook", № 3, 2005 г.

Газета "Русский курьер", № 475, 16 февраля 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 2, 2005 г.

Cайт http://lib.userline.ru/samizdat

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", ноябрь 2004 г..

Журнал "Топос", 22 ноября 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность", 10 ноября 2004 г.

Журнал "Знамя", № 11, 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 11, 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Газета "Аиф-Чувашия", № 41 (1250), октябрь 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 12 октября 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 9 октября 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 38 (288), 7 октября 2004 г..

Сборник "Поэтика исканий, или поиск поэтики" (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Москва 2004 г.) .

Сайт "vestnik.rsuh.ru", октябрь 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 10, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 30 сентября 2004 г.

Гостевая книга сайта "Город Гротеска ", 10 сентября 2004 г.

Газета "Самарский университет", № 6, 6 сентября 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 19 августа 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность".

Газета "Земское обозрение", № 32, 18 августа 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 29 июля 2004 г..

Сайт "Литературной газеты", 27 июля 2004 г..

Журнал Клуба литературного перформанса и салона "Премьера" "Май", июль 2004 г..

Сайт "Dialog", 12 июля 2004 г..

Сайт "Глобализация и культура", 8 июля 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 8, 2004 г..

Журнал "Территория" (Саратов), № 13 (97), 2004 г. .

Газета "Земское обозрение", № 21, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 23 (273), 24 июня 2004 г..

Газета "Новая Тамбовщина", 23 июня 2004 г..

Издательская система "Литсовет", 21 июня 2004 г..

"Новости московской литературной тусовки", 20 июня 2004 г..

Газета "Новости" (Тамбов), 16 июня 2004 г..

Газета "Русский курьер", 2 июня 2004 г.

Журнал "Ваш досуг", май 2004 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 6, 2004 г.

Суховей из Петербурга's Journal, май 2004 г.

Санкт-Петербургский литературный гид, май 2004 г.

KAZAKHSTAN DEVELOPMENT GATEWAY, 24 апреля 2004 г..

Независимый альманах "Лебедь", 19 апреля 2004 г.

"Новости московской литературной тусовки", 16 апреля 2004 г..

Dmitry Kuzmin's Journal, 5 апреля 2004 г.

Сайт "Чебоксары.Ру", апрель 2004 г..

Сайт "Культурная столица Поволжья", апрель 2004 г..

Газета "Земское обозрение", № 8, 2004 г. .

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", март 2004 г..

Газета "Богатей", № 8 (238), 4 марта 2004 г..

Сайт Стихи.Ру, март 2004 г..

Агентство региональных новостей regions.ru, 26 февраля 2004 г. .

Санкт-Петербургский литературный гид, февраль 2004 г.

http://www.livejournal.com/users/aruta.

Журнал "Черновик", № 18, 2003 г. .

Сайт издательского центра РГГУ.

Сайт Стихи.ru, октябрь 2003 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 11 (81), 2003 г. .

Газета "Новая Сибирь", № 15 (550), 11 апреля 2003 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 22 февраля 2003 г..

Журнал "Новый мир", № 2, 2003 г.

Журнал "Петербургский книжный вестник", № 6 (25), 2002 г. .

Газета "Смена", 21 октября 2002 г..

Газета "Москва-центр", № 20 (34), октябрь 2002 г..

Журнал "Соты", № 7, 2002 г. .

Интернет-страница Отдела стилистики и языка художественной литературы Института русского языка им. В.В. Виноградова (февраль 2002).

Журнал "Черновик", № 17, 2002 г.

Газета "Русская мысль", № 4395, 2002 г. .

Журнал "Знамя", № 1, 2002 г.

Журнал "Новый мир", № 1, 2002 г.

Газета "Алфавит", № 41, 2001 г.

Сайт "Поэзия авангарда".

Газета "Тамбовская жизнь", 13 октября 2001 г.

Газета "Московская правда", 31 августа 2001 г..

Газета "Новые известия", № 142 (911), 14 августа 2001 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 13 марта 2001 г..

Газета "Книжное обозрение", 12 марта 2001 г..

Газета "Алфавит", № 22, 2001.

Газета "Тамбовская жизнь", 26 апреля 2000 г..

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

 

Радиостанция "Открытый город", СПб, АМ 684.
Радиопрограмма ССИ "АЗиЯ-плюс":
СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 42


О творчестве Ю. Шевчука, Ю. Михеевой, Е. Логвиновой; в прямом эфире в гостях у автора и ведущего программы Бенедикта Бурых поэт Валерий Земских.


Бенедикт Бурых: Добрый день! В эфире — программа "Ступень к радости", у микрофона — Бенедикт Бурых.
Сегодня в этой программе вы услышите… но, впрочем, я пока, раньше времени про это говорить не стану, но будет и музыка, и раздел поэтический. И сейчас, в самом начале, не могу не сказать несколько слов про юбилейный концерт группы ДДТ на стадионе "Петровский". Концерт состоялся в пятницу, и это, безусловно, было крупнейшее музыкальное событие последнего времени. И не только, может быть, последнего. Юрий Шевчук и его замечательная группа отметили свое двадцатипятилетие мощнейшим выступлением. Большой, продолжительный был концерт, с роскошным салютом в финале. За три часа прозвучало множество песен — это были, конечно, песни известные, старые, классические, ну и, конечно, также песни и из последнего альбома "Пропавший без вести". Звучит заглавная песня из этого альбома.

(звучит песня "Пропавший без вести")

А теперь программу "Ступень к радости" продолжат песни Юлии Михеевой. Недавно вышел ее альбом "Яблочки". Этот альбом издан в серии под суровым названием "Андрей Макаревич представляет", но представляет собой элегантный синтез авторской песни, и расслабляющей, легкой роковой и битовой, и немного приджазованной музыки.

(звучит песня "Снился мне сад")

Прозвучала песня "Снился мне сад" в исполнении Юлии Михеевой. Продюсером альбома "Яблочки" был Александр Кутиков, его компания "Синтез Рекордс" издала этот альбом. Понятно, что что-нибудь неинтересное этот опытный музыкант не стал бы продюсировать, да и Андрей Макаревич едва ли стал представлять какую-то скучную музыку. Сама же Юлия Михеева — из Челябинска, она работала в театре "Манекен" и была лауреатом многих фестивалей авторской и актерской песни. Александр Кутиков сказал, что музыка Михеевой — "это не рок, и не поп, и не шансон, и барды ее своей не считают". В самом деле, альбом "Яблочки" — это, пожалуй, отчасти такая внежанровая музыка и внеформатная. Пользуясь случаем, напомню, что и Николай Якимов, и Александр Деревягин из творческого союза "АЗиЯ" — тоже уроженцы Челябинска. Но Юлия в своем творчестве сама по себе, к "АЗиИ" она имеет опосредованное отношение, но все же в ее песнях есть немало близкого и родственного тому, что можно услышать и в "азиятской" музыке. Да и тот же Сергей Багин, который является одним из главных действующих лиц в истории возникновения этой пластинки, очень давно, часто и много сотрудничает с музыкантами из "АЗиИ". Возможно, Юлии Михеевой в своих песнях стоит немножко изменить и "огрубить" тембральную окраску, сделать ее более жесткой и брутальной, что ли… Ну, а может быть, не помешают и иные творческие метаморфозы. Подождем и поглядим, что Юлия станет делать в дальнейшем. Только все равно не могу не заметить — слушать ее песни очень приятно, они очень настоящие, не фальшивые. Нашу программу продолжает заглавная песня альбома "Яблочки".

(звучит песня "Яблочки")

В программе "Ступень к радости" нередко звучат песни на стихи известных и классических поэтов. И в исполнении музыкантов из ТС "АЗиЯ", да и не только; вот в предыдущей программе звучали песни Александра Ветрова на стихи поэтов Серебряного века. Сегодня же, сейчас, программу продолжит Ольга Першина. В ее исполнении вы услышите песню "Любовь" на стихи Анны Ахматовой. У Ольги Першиной много песен на стихи Анны Андреевны, в тоже время Оля имеет отношение к той генерации рок-исполнителей, которые начали играть и выступать еще в семидесятые годы прошлого века. Першина потом долго жила и работала за границей — и в Англии, и в США, сейчас она тоже за кордоном, однако в дальнейшем, в других выпусках программы я еще обязательно вернусь к ее творчеству. А теперь послушайте в исполнении Ольги Першиной песню "Любовь" на стихи Анны Ахматовой.

(звучит песня "Любовь")

Ну а теперь хочу посоветовать нашим радиослушателям посетить сегодня арт-кафе "Бродячая собака", где будет происходить фестиваль футуризма — и в рамках этого фестиваля в 16.00 состоится концерт, в котором Евгения Логвинова и Николай Якимов будут исполнять песни на стихи Виктора Сосноры. Вот одна из этих песен, она входит в альбом Евгении Логвиновой "Восьмой аист". Да, это сольный ее альбом, однако ей помогал при его создании Николай Якимов, он тоже пел, играл на гитаре и занимался аранжировками. Звучит песня "Знал я раньше". Поет Евгения Логвинова.

(звучит песня "Знал я раньше")

Теперь нашу передачу продолжает уже традиционный поэтический раздел. Сегодня в гостях на радио "Открытый город" — поэт Валерий Земских. Добрый день.
Валерий Земских: Добрый день.
ББ: Валерий, у меня будет просьба с одной стороны, видимо, понятная — почитать стихи собственные, но будет и несколько вопросов, тоже связанных с поэзией. Вот вопрос первый. Сегодня в программе звучали различные песни, были песни и на стихи поэтов очень известных — Виктор Соснора. И была еще песня на стихи Ахматовой, тут комментарии никакие не нужны. Но в современной музыке, в таком, например, ее подразделе как музыка рок, — практически она вся у нас в стране построена на песнях, — и я бы хотел спросить, как ты оцениваешь поэтическую сторону творчества наших отечественных рок-групп?
ВЗ: Ну, я не скажу, что я большой специалист в современной музыке.
ББ: Но что-то ты слышишь?
ВЗ: Да, разумеется. Я считаю, что тут, как и везде, как и в любой области искусства, очень разные есть уровни. Я не буду, правда, приводит конкретных имен, но есть очень интересные тексты, и когда слушаешь, то начинаешь понимать, что их авторы тоже воспитаны на хорошей поэзии, и что они учитывают ее современное восприятие. А есть и очень стандартные. Поэтому выделять рок-поэзию, может быть, не надо, хотя по сравнению с поп-музыкой там тексты бывают более качественные.
ББ: Конечно.
ВЗ: Потому что там, в роке, тексты, все-таки, имеют гораздо более существенное и важное значение.
ББ: Они осмысленные, по меньшей мере.
ВЗ: Да. И иногда я слышу, что там проявляется довольно современное, на мой взгляд, понимание поэзии, — какой она должна быть. Что, естественно, в популярной музыке редко очень бывает.
ББ: Я с этим согласен. Теперь вопрос следующий: во вторник, в клубе "Платформа", которому, если я не ошибаюсь, в сентябре исполнится год, — там будет очередное поэтическое шоу, скажем так. Ведь в этом клубе регулярно происходят не только концерты, но и показы спектаклей, и чтение стихов. И вот это будет вечер, посвященный "Изабелле". Про "Изабеллу", как про объединение людей, которые сочиняют стихи в манере верлибра, уже рассказывали и предыдущие гости — и Дмитрий Григорьев, и Арсен Мирзаев, так что тема "Изабеллы" уже звучала в этой программе, но поскольку ты тоже входишь, если я не ошибаюсь, в число отцов-основателей "Изабеллы", то расскажи и ты, что такое в данном конкретном случае "Изабелла", ну а другие вопросы потом, по ходу пьесы.
ВЗ: В конкретном-то случае не очень понятно, но "Изабелла" — это замечательное объединение, которое возникло за два месяца до развала Советского Союза. Это был 1991-й год, — тогда верлибр был вообще редкостью, в официальной поэзии он вообще почти не звучал, — был съезд русских верлибристов в Донецке, тогда еще в советском городе, и там… ну, как и все в то время, мы пытались сделать все официальным. И несколько поэтов из Москвы, Петербурга, Риги, Таллина, собравшись как раз по поводу дня рождения Арсена Мирзаева, тоже одного из отцов-основателей нашего объединения, — мы забрели в небольшой кабачок под названием "Старый Юзеф", где продавалась замечательная сухая "Изабелла". Вот с этого совершенно случайного на первый взгляд действия и было образовано первое сообщество президентов "Изабеллы", которое, как ни странно, до сих пор существует, — во вторник будет четырнадцатый юбилей. Там все основано, в основном, на дружеской атмосфере, на дружеских контактах; но все пишут, и регулярно проходят различные вечера, издаются книги, и каждый год, в день рождения "Изабеллы", проходят своего рода выборы, потому что все члены этой ассоциации являются президентами, но президентов вроде нужно выбирать, и вот мы регулярно выбираем, хотя никогда и не выгоняли никого из президентов. 28-го числа будет очередной юбилей "Изабеллы", будет часть вечера посвящена Арсену Мирзаеву, поскольку у него день рождения, а во второй части будут выборы очередные, и мы решили ввести новое звание — почетный президент "Изабеллы", и двое наших ближайших друзей — поэт и литературовед из Москвы Юрий Орлицкий, профессор гуманитарного университета, и Владимир Кучерявкин — они 28-го числа будут торжественно приняты … нет, не приняты, им будет присвоено звание почетных президентов "Изабеллы".
ББ: Но стихи будут в этот вечер звучать?
ВЗ: Разумеется. Да, прежде всего это, конечно, стихи, "Изабелла" — "Изабеллой", ее может и не быть на столах, но стихи обязательно будут звучать.
ББ: Хорошо. Наверное, у меня еще будут вопросы, но теперь пришла пора для чтения тобой твоих же стихов. Я понимаю, что стихов у тебя немало. Сколько книг у тебя издано?
ВЗ: Шесть.
ББ: Ну, все шесть, и даже одну целиком, мы послушать сейчас не сможем, но нужно, чтобы хотя бы несколько стихотворений ты прочитал. Пожалуйста.
ВЗ: Хорошо.

Гильотины отрубают голову
Не тем, кому надо
Или тем, но не в том порядке
Или в том порядке, но не вовремя,
Или вовремя, но мне не хочется.

Вот другое стихотворение:

Туда, где город на дороге
Валяется подковой ржавой,
Где две сороки бранятся
Из-за медного колечка.
Петух, слетев со шпиля,
Воюет с тенью свобод,
Словно лай собак с полудня
И полночи.
Там в тине пруд, на берегу лягушка,
Задумчиво разглядывает стрелы.
Их дюжина. А впрочем, на дороге
Валяются не только города.
Вчера попался стоптанный сандалий,
Какой-то грек, по-видимому, бросил.
Сегодня же, в пыли, случайно наступил
На пуговку чужого образца.
Присел на камень у развилки. Не заметил,
Что там написано углем — стер белыми штанами.
Все кажется, в конце пути, заветная скамейка у ворот,
Одолевая за болотом бурелом, вдруг слышишь
За оврагом шум поезда. И крики
Погонщиков небесных карасей.

Это вот из еще неизданной книги.
ББ: Думаю, что нам время позволит еще послушать некоторое количество твоих стихотворений, но… хочу спросить… Вот ты только что рассказывал историю "Изебеллы", и сказал о том, что в те годы верлибр был не так распространен, как в последствии — в нашей стране.
ВЗ: Да, он не то, чтобы был не распространен, он был загнан в некоторое подпольное существование.
ББ: С чем это было связано?
ВЗ: С эстетической и с консервативной политикой того нашего государства, потому что… На мой взгляд, почему именно верлибр стал таким изгоем? Потому что это более сложный, с точки зрения технической, способ создания стихотворения, и если для рифмованного классического стиха были найдены некоторые критерии — плохая рифма, или содержание, или размер неправильный, то есть, легко было отделить "хорошее" от "плохого" с формальной точки зрения. А в верлибре не очень было понятно, где критерий? Больше всего власти не любят, когда непонятно, о чем идет речь.
ББ: Да, разумеется.
ВЗ: И даже если не было никакой политики, но — это непонятно. Как и абстрактные картины. Что там такое? Вдруг там чего есть, чего мы не знаем? Поэтому верлибр был таким нонсенсом для официальной поэзии. Хотя выяснилось, что пишут верлибром очень многие. Перед тем, как собраться на съезде в Донецке, была издана громадная энциклопедия русского верлибра, куда вошло триста пятьдесят авторов. Конечно, большая часть из них, это было не совсем то, что надо, но, тем не менее, оказалось, что это довольно большая группа людей ,которые пишут не так, как печатается во всех журналах и книгах, и это был некоторый прорыв. По тем временам.
ББ: Теперь бы я хотел узнать твою точку зрения на издательские моменты. У нас теперь стало много издательств — и в стране, и в Питере, но они тоже разные — как и все, в общем-то, на этом свете, и есть издательства чисто коммерческие, ориентированные на литературу такую, которая пользуется спросом, но есть и более независимые издательства, и вот какие же из этих издательств, на твой взгляд, по твоей практике, больше издают поэзию, и именно поэзию верлибра?
ВЗ: Вот с поэзией, к сожалению, лучше-то не совсем стало. Потому что издательств действительно много, и многие издательства — некоммерческие, которые издают очень интересную литературу. Но со стихами плохо, потому что стало на самом-то деле мало слушателей стихов. Вот я бываю на множестве выступлений, и примерно одна и та же публика видна. Если раньше трехсоттысячные тиражи могли разойтись, — я не знаю, читали ли их., но они, тем не менее, расходились, — то сейчас триста экземпляров и то не очень… Другое дело, что сейчас довольно просто издать за не очень большие деньги свою книжку.
ББ: Если есть деньги, то конечно.
ВЗ: Ну, это не такие деньги, как раньше. Поэтому поэты этим пользуются. На свой страх и риск каждый поэт договаривается с издательством каким-то и издает. Издавал регулярно "Пушкинский фонд" поэзию, но я не знаю, издает он сейчас стихи или нет.
ББ: Понятно. Теперь последний вопрос перед тем, как я попрошу тебя продолжить чтение твоих стихов. Ты мог бы назвать какой-либо сайт, связанный с литературой, с поэзией, на который могут любители поэзии — если они не знают, конечно — выйти со своего компьютера персонального и почитать там то, что им может быть интересно.
ВЗ: Есть достаточно много литературных сайтов, есть московский сайт, очень известный — "Вавилон", который ведет Дмитрий Кузьмин, там очень много текстов, очень много информации по поводу поэзии и текстов достаточно много. Есть сайт Евгения Степанова, московский тоже, "Футурум Арт" — журнал такой издается, и журнал "Зинзивир", и издательство называется "Вест Консалтинг", можно найти по этому названию этот сайт, и он достаточно качественный.
ББ: Хорошо. Ну, теперь, прочти еще немного своих стихотворений.
ВЗ: Несколько дней проходит в городе пивной фестиваль. Я, правда, с некоторых пор уже не пью пива, но у меня есть несколько текстов, с пивом связанных.

Красная ручка ножа
Черные ножны
Стакан
С запахом пива
Половина зеленого перца
Связка ключей
Карамель "Мечта"
Ватник вместо подушки
Перед кем блеснуть глубиной
Подвала

Любитель изыска
Повесил на лампу
Кленовые листья

Пойду отключу насос
И прочту на бутылке
"Сварено в Санкт-Петербурге"

Надо сказать, это стихотворение написано в подвале, который упоминается, потому что мы, как и многие поэты, работали в котельных, я тоже этого не миновал.
ББ: Понятно. Ну и еще…
ВЗ: И еще одно стихотворение, тоже связанное с пивом.

Стройные ноги бутылок
В ларьках
Жизнь опять не сложилась
Загляделся на шелест подола
Зазевался
А тут еще банки пивные
Под ногами
И пробки
Тоже от пива
И улыбки

ББ: Какой пивной драматизм прозвучал в твоих стихотворениях, которые ты прочитало в конце программы! Спасибо, Валерий. Наша программа уже подошла к концу. Надеюсь, что послезавтра в клубе "Платформа" вечер, посвященный "Изабелле", пройдет удачно. До свиданья.
Программу провел Бенедикт Бурых, до свиданья, до встречи через неделю. А в самом финале программы — еще одна песня из альбома "Пропавший без вести": "Контрреволюция". Поет Юрий Шевчук и группа ДДТ.

(звучит песня "Контрреволюция")


26 июня 2005 г.