Вернуться на предыдущую страницу 

О нас пишут

   

 

"Футурум АРТ". О нас пишут

Независимый литературный журнал "Решето", № от 25 октября 2005 г.

Cайт www.litsovet.ru

Cайт www.iliteratura.cz

Газета "Взгляд", 14 октября 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 7, 2005 г.

Радиопрограмма ССИ «АЗиЯ-плюс»: СТУПЕНЬ К РАДОСТИ № 42, 4 мая 2005 г.

Журнал "Питерbook", № 3, 2005 г.

Газета "Русский курьер", № 475, 16 февраля 2005 г.

Журнал "Новый мир", № 2, 2005 г.

Cайт http://lib.userline.ru/samizdat

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", ноябрь 2004 г..

Журнал "Топос", 22 ноября 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность", 10 ноября 2004 г.

Журнал "Знамя", № 11, 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 11, 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

Газета "Аиф-Чувашия", № 41 (1250), октябрь 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 12 октября 2004 г..

Газета "Советская Чувашия", 9 октября 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 38 (288), 7 октября 2004 г..

Сборник "Поэтика исканий, или поиск поэтики" (Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Москва 2004 г.) .

Сайт "vestnik.rsuh.ru", октябрь 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 10, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 30 сентября 2004 г.

Гостевая книга сайта "Город Гротеска ", 10 сентября 2004 г.

Газета "Самарский университет", № 6, 6 сентября 2004 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 19 августа 2004 г.

Сайт "Сетевая словесность".

Газета "Земское обозрение", № 32, 18 августа 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", 29 июля 2004 г..

Сайт "Литературной газеты", 27 июля 2004 г..

Журнал Клуба литературного перформанса и салона "Премьера" "Май", июль 2004 г..

Сайт "Dialog", 12 июля 2004 г..

Сайт "Глобализация и культура", 8 июля 2004 г..

Журнал "Новый мир", № 8, 2004 г..

Журнал "Территория" (Саратов), № 13 (97), 2004 г. .

Газета "Земское обозрение", № 21, 2004 г..

Газета "Ex libris НГ", № 23 (273), 24 июня 2004 г..

Газета "Новая Тамбовщина", 23 июня 2004 г..

Издательская система "Литсовет", 21 июня 2004 г..

"Новости московской литературной тусовки", 20 июня 2004 г..

Газета "Новости" (Тамбов), 16 июня 2004 г..

Газета "Русский курьер", 2 июня 2004 г.

Журнал "Ваш досуг", май 2004 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 6, 2004 г.

Суховей из Петербурга's Journal, май 2004 г.

Санкт-Петербургский литературный гид, май 2004 г.

KAZAKHSTAN DEVELOPMENT GATEWAY, 24 апреля 2004 г..

Независимый альманах "Лебедь", 19 апреля 2004 г.

"Новости московской литературной тусовки", 16 апреля 2004 г..

Dmitry Kuzmin's Journal, 5 апреля 2004 г.

Сайт "Чебоксары.Ру", апрель 2004 г..

Сайт "Культурная столица Поволжья", апрель 2004 г..

Газета "Земское обозрение", № 8, 2004 г. .

Проект Алексея Верницкого "Две строки шесть слогов", март 2004 г..

Газета "Богатей", № 8 (238), 4 марта 2004 г..

Сайт Стихи.Ру, март 2004 г..

Агентство региональных новостей regions.ru, 26 февраля 2004 г. .

Санкт-Петербургский литературный гид, февраль 2004 г.

http://www.livejournal.com/users/aruta.

Журнал "Черновик", № 18, 2003 г. .

Сайт издательского центра РГГУ.

Сайт Стихи.ru, октябрь 2003 г.

Журнал "Питерbook Плюс", № 11 (81), 2003 г. .

Газета "Новая Сибирь", № 15 (550), 11 апреля 2003 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 22 февраля 2003 г..

Журнал "Новый мир", № 2, 2003 г.

Журнал "Петербургский книжный вестник", № 6 (25), 2002 г. .

Газета "Смена", 21 октября 2002 г..

Газета "Москва-центр", № 20 (34), октябрь 2002 г..

Журнал "Соты", № 7, 2002 г. .

Интернет-страница Отдела стилистики и языка художественной литературы Института русского языка им. В.В. Виноградова (февраль 2002).

Журнал "Черновик", № 17, 2002 г.

Газета "Русская мысль", № 4395, 2002 г. .

Журнал "Знамя", № 1, 2002 г.

Журнал "Новый мир", № 1, 2002 г.

Газета "Алфавит", № 41, 2001 г.

Сайт "Поэзия авангарда".

Газета "Тамбовская жизнь", 13 октября 2001 г.

Газета "Московская правда", 31 августа 2001 г..

Газета "Новые известия", № 142 (911), 14 августа 2001 г..

Газета "Тамбовская жизнь", 13 марта 2001 г..

Газета "Книжное обозрение", 12 марта 2001 г..

Газета "Алфавит", № 22, 2001.

Газета "Тамбовская жизнь", 26 апреля 2000 г..

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.

Газета "Ex libris НГ", 16 марта 2000 г.

Журнал "Новый мир", № 9, 2005 г.

 

Сайт "Dialog", 12 июля 2004 г.

Тени былого величия и мудрость видавшего виды

Олжас Сулейменов... Олжас Омарович Сулейменов. ООС.
Об этом человеке стало привычным говорить в превосходных эпитетах. Но идет время. Олжас Омарович уже несколько лет служит на дипломатической должности, представляя Республику Казахстан за рубежом. Сам он неоднократно подчеркивал: "до шести вечера работаю на государство. После — на человечество".
Недавно натолкнулся на интернет - интервью годичной давности, который дал Чиновник и Поэт год назад, после 2-го Евразийского медиа-форума. ИДОЛ лениво отмахивался от вопросов поклонников. В это же время, свою очередь, журналисты соревновались между собой на предмет озвучивания лучшего комплимента в адрес Дипломата, воспользовавшись его явлением на родину. Наиболее распространенным было выражение: "знаковая фигура". Все-таки мы, вечные язычники, находимся в вечном поиске "знаков".

Пишущие люди любят приводит гиперболические аналогии, сравнимые по красноречию с застольными. К примеру, такие: "Казахстан с шестидесятых годов двадцатого столетия узнают по двум вещам: Байконуру и поэме "Земля, поклонись Человеку!" Поэт, которого цитировала планета, историк, оспоривший прописные истины, лингвист-казах, обладающий уникальной способностью чувствовать русский язык — талантов в Олжасе Сулейменове хватит на несколько поколений…" Думаю, этот ряд можно продолжать до бесконечности. Насколько я помню из воспоминаний моих родителей, иностранные граждане, которые учились в 60-е в г.Москве, воспринимали Казахстан как колонию русских. Это было действительно так, но славные деятели склонны идеализировать 60-е годы прошлого века, нежели говорить ту правду, которая поддерживала когда-то их самих. За примерами ходить далеко не надо. М. Ауэзов, рассказывая о "Жас тулпаре", смотрел на это через призму своего настоящего положения, потеряв элементы достоверности. Нынешнее поколение публицистов давно установили нерукотворный памятник "БРЭНДУ". А тот давно от них отвернулся. Субъективно, существует единственная великая вещь, вышедшая из-под пера Олжас Омаровича — это интервью, написанное в виде повествования: "Ликам могут противостоять только личности" http://futurum-art.ru/interviews/sulejmenov.php.
"Аз и Я" — известный пример полушага. Теперь это произведение стало обвинением своему автору, который, сказав "А", не смог сказать другие буквы. В самом деле, в итоге мы получили непонятное образование, населенное некими "казахстанцы", когда было бы честнее сказать "казах" и страна "казахов". Согласитесь, нелепо звучит словосочетание из ленты новостей: "казахстанско-узбекская (граница)". То есть, узбеки с государством "Узбекистан" и граничат с "Казахстаном" с абстрактными "казахстанцами". Эта абстракция проявляется в том, что узбеки периодически отстреливают и калечат наших соотечественников по принципу "так получилось..." Поэтому, обогнав соседей по экономическим показателям, мы отстали от тех же узбеков в собственной самоидентификации. Или, просматривая российское ТВ, они называют нас "казахами". А мы, мягко говоря, стесняемся самих себя. В родном государстве депутаты и чиновники боятся вымолвить "казахское государство". Все это вписывается в 13-летнюю хронологию "независимости". Будто не было в истории Казахского ханства... Откуда такая половинчатость? Идет она от "гениев", вроде М. Шаханова, О. Сулейменова и других. На мой взгляд, объяснение природе этого явления дал Андрей Кончаловский: "Российская интеллигенция родилась из образованной части мещанства. А мещанство — это освобожденные холопы. Поэтому у разночинцев XIX века (врачей, учителей и проч.) сложился комплекс вины перед народом: "Я тут вино пью, а народ — в рабстве". Да, народ находился в рабстве довольно долго и никаких особых неудобств, надо признать, от этого не испытывал. Вся беда России в том, что здесь есть интеллигенция, либерально мыслящие люди, освоившие западные идеи, и огромная масса народа, которым эти идеи непонятны и неинтересны. Сталкиваются две разные потребности — крохотной части, которая знает, что такое черная икра или фуа гра, и огромной части, не знающей, что это такое, которой ни икра, ни фуа гра просто не нужны. В итоге эта малая просвещенная часть абсолютно не понимает, чего хочет народ. Ей кажется, что-то, что ей нужно, нужно и всем остальным".
Когда О. Сулейменов ушел на государственную службу, стало очевидно, что он предал. Предал самого себя. И практически не имеет значения, что Казахстан сейчас вновь восстанавливает ядерные технологии, а само существование движения пацифистского движения "Невада-Семей" стал выглядеть как пиар-акция, затянувшаяся во времени. Это не означает, что ядерное разоружение или, наоборот, вооружение государства зависит от деятельности одного О. Сулейменова. Обычное одномоментное совпадение векторов политики государства и деятельности общественной организации. Пожалуй, тогда начался крах О. Сулейменова. Вероятно, он и сам осознал этот грустный факт.
Государственный аппарат сломал хребет так называемым интеллектуалам и заставил их пойти на государственную службу. М. Шаханов, М. Ауэзов, О. Сулейменов прошли через "стерилизацию" и, пожалуй, уже не способны выступить как общественные трибуны. Они могут писать исторические гипотезы, порой нелепые, как борьба М. Шаханова против Чингиз-хана (?!), но как форпост борьбы с идеализацией западных либеральных ценностей выступать уже не могут.
По сей день осуществляются попытки поставить "носителей" Мысли "на крыло". "Азамат" в прошлом. "Руханият" сейчас. Правда, последний вариант — это, мягко говоря, непонятное явление, на фоне которого так называемые "придворные" политические партии выглядят респектабельными конструкциями. Интеллигенция, то есть, простите, интеллектуалы, действительно, не знают и не желают знать, как говорили коммунистические спичрайтеры, "чаяний собственного народа". А коли так, острой необходимостью становится образования государства с умеренной националистической идеологией. По сути, доделать то, что начал когда-то излагать сам Олжас Омарович, Мурат Мухтарович... Бояться этого не стоит, потому что в Казахстане казахского нацизма или нечто похожего тому, что произошло в России, никогда не будет. У нас сегодня происходит совсем даже наоборот: скинхедские идеи пропагандировал учащийся одного их колледжей столицы РК...
Но вернемся к нашим "знакам"... А они сегодня, незаметно вошедшие в сонм аксакалов, становятся сиюминутными приманками для тех, кто готовится в "аксакалы" ("акимы", "министры" etc.) государственно-управленческого масштаба. Использовать имя того или иного "классика" в качестве штандарта становится навязчивой идеей этих "готовящихся". Достаточно вспомнить неуклюжую попытку приписать М. Ауэзова к проекту "АСАР", хотя одним из закоперщиков идеи создания (тогда еще движения) он, все-таки, был наяву... Из инсайдерских источников известно, что большой интерес (наверное, такой оборот уместен) фигура Олжаса вызывает, например, у лидеров "Ак жола". И так далее по списку. Пойдет ли он на это? Мне кажется, это не имеет значения. Прежде всего, по той причине, что уважаемый Олжас Омарович был в большой политике, когда нынешние игроки еще под стол пешком ходили. Член ЦК и любимец первого секретаря Компартии КазССР в эпоху развитого социализма прекрасно, наверное, сознает актуальные причины нынешнего обхаживания. Как понимает он и то, что сейчас, мягко говоря, было бы непрагматичным кого-то осчастливить своей поддержкой. Ибо предстоящие выборы — это почти что мышиная возня. Итоги заранее известны. И в этом своем неприсоединении ООС несомненно многомудр. Дай Аллах ему и сотоварищи твердости духа и помыслов оставаться мудрыми и быть, наконец, безоговорочным примером хотя бы в этом...

P.S.
Понравился эпилог статьи Евгения Степанова, опубликовавшего "Лики …" :
"Перечитал это сейчас. По-моему, Олжас Омарович — гений.
Нет пророка в своем отечестве.
Сулейменов работает за границей"...