ЭССЕ
Константин КЕДРОВ
МЕТАФОРА МЕТАМЕТАФОРЫ
Моя первая встреча с метаметафорой произошла в тот момент, когда в 1957 году были написаны эти строки поэмы "Бесконечная":
Никогда не приближусь к тебе ближе чем цветок приближается к солнцу Метаметафора — это бесконечное приближение цветка к солнцу и не менее бесконечное, приближение солнца к цветку, вернее, их бесконечное сближение — это просто метафора. Метаметафора — это встреча цветка и солнца. Если не предвестием, то предчувствием метаметафоры были строки Ломоносова из "Размышлений о Божьем величии": Открылась бездна звезд полна Звездам числе нет, бездне дна. Зримая бесконечность — это уже не метафора, а метаметафора. Ведь до этого (вернее, до Коперника) миллионы умных поэтов смотрели в небо, но бесконечности там не видели. Забавно, что, разбив уютные хрустальные сферы Птолемея вокруг земли, человечество не полетело в бездну вверх тормашками (кстати, что такое эти тормашки?), а преспокойно продолжало обживать свой земной мир. Лишь к XVIII веку накопилась метафизическая смелость, позволившая поэтам воспарить с дымом над костром Джордано Бруно, давно отпылавшим. Для взгляда бесконечность не существует. Он всегда упирается в горизонт. А горизонтом, как известно, "называется воображаемая линия". Как только воображаемая линия перестала воображать или воображаться рухнула берлинская, она же китайская космическая стена. "лавой беги, человечество, / конницу звуков взнуздав", — восклицает звездослов Хлебников. Но и оттуда, из космоса, ринулась к нам батыева бесконечность. Одни всадники, как нейтрино, не имеющее массы покоя, проскакали насквозь, не заметив нас. Другие рассыпались на когорты кварков, лептонов и воображаемых частиц-миров — планкионов, фридмонов и максимонов. Уже метаметафора! Уже поэзия. Впрочем, довольно физики и космологии. Кто все-таки первый создал метаметафору? Похоже, что до 1960 года таковых не было. (Если было, я только обрадуюсь, но похоже, что не было.) Хотя, что я говорю, ведь уже был "Черный квадрат" Малевича и "Скрипка" Пикассо. И мой двоюродный дед Павел Челищев, покинув мир в 1957-ом, уже оставил нам свои "внутренние ландшафты" и ангелические перспективы. Возможно, до него окольными путями через Сергея Булгакова дошли труды Павла Флоренского по обратной перспективе. Но, похоже, что независимо друг от друга два Павла совершили одно открытие. Я читал его письма и видел репродукции его картин, когда в 1960 году в поэме "Бесконечная" выговорил первую метаметафору: Я вышел к себе через-навстречу-от и ушел под воздвигая над Метаметафора — это обратная перспектива в слове. Сначала я называл ее двумя терминами: метафора эпохи Эйнштейна (так было на вечере Парщикова, Еременко, Жданова в ЦДРИ, который я провел в 1975 году), а в своем кругу мы называли ее мистериальной метафорой. Весной 1983 года ко мне в Переделкино приехали Парщиков и Свиблова и с ними финский славист Юкка Малинен. Стоя на крылечке флигеля в Доме творчества, где мы Еленой Кацюбой соседствовали с Новеллой Матвеевой, я по внезапному наитию предложил заменить развернутые определения одним словом — метаметафора. — Подумают, что это метафора в квадрате, — сказал кто-то. — Ну и пусть подумают. — Трудно будет произнести это мета-мета-мета… — Ничего, привыкнут, — ответил я. Прошло 23 года, и привыкли. С легкостью произносят. Итак, метаметафора в живописи возникла, как обратная перспектива, а в слове воплотилась в 1960-ом. Сам термин родился весной, в апреле 1983-го в Переделкино. Но дело вовсе не в хронологии. Ведь и "Троицу" Рублева можно к обратной перспективе пристегнуть, и "Божественную комедию" Данте, как гениально это сделал Павел Флоренский. На самом деле, до 20-го века метаметафора присутствовала в культуре, как символ существовал задолго до символизма. Но правильно восклицал Андрей Белый: "Если у Шекспира символизм, то зачем тогда символизм?" Все присутствовало, все было, но не все доминировало. Разница между обратной перспективой и метаметафорой весьма существенная. В обратной перспективе мир выворачивается наизнанку навстречу взору. В метаметафоре взор выворачивается наизнанку навстречу миру. И не только взор, но и все остальные 666 чувств. Червь, вывернувшись наизнанку чревом, в себе вмещает яблоко и древо. Выворачивание, или инсайдаут, — это тоже синоним метаметафоры. Небо — это высота взгляда Взгляд — это глубина неба Похоже, что никто, кроме меня, этот переворот в звуке не воплотил. У меня это получилось в 76-ом году в анаграммно-палиндромическом "ДО-потопном Ев-Ангел-Ие". Свет — весть Весть — свет Свет — весть Свет есть Свет — смерть Смерть — свет Свет — весть Свет есть Смерть мертва Атома немота ТОТ стал ЭТОТ Кульминация метаметафоры — в "Компьютере любви" (1983 год): Человек — это изнанка неба Небо — это изнанка человека Это, если хотите, определение метаметафоры и ответ Ломоносову на его бездонную бездну. Теперь вся "бездна звезд полна" — изнанка человека, а человек, в свою очередь, вернее, одновременно — "изнанка" той бездны. То, что в поэме "Астраль" выявлено анаграммой "звезда везде" опять же в ответ на анаграмму Ломоносова "звезд — бездн". Томимый предчувствием метаметафоры царь Давид восклицал: "Бездна бездну призывает". Мой великий друг и учитель, ученик Флоренского, имяславец, тайный схимник в миру Алексей Федорович Лосев говорил, что только охваченное и ограниченное бесконечно. Безграничная бесконечность — глупость. То, что не может охватить себя, не может быть бесконечным. Метаметафора — объятая бесконечность. "Бог не есть Слово, но Слово — Бог", — утверждал Лосев. Поэзия не есть метаметафора, но метаметафора — поэзия. Метаметафора — амфора нового смысла, как паровоз в одной лошадиной силе… Правильнее сказать — "зеркальный паровоз": Зеркальный паровоз шел с четырех сторон… — Хватит, — сказал Андрей Вознесенский, прочитав эти строки, — уже все вижу! Если вы можете поместить себя в центр ленты Мебиуса и или в горловину бутылки Клейна, вы уже в эпицентре метаметафоры. В лабиринте бесконечная вселенная ограничена, а каждая вещь во вселенной бесконечна. Например, море и небо ограничены чреслами, а чресла бесконечны, как небо и море: Крест из моря-горы Крест из моря-небес Солнцелунный мерцающий крест Крест из ночи и дня сквозь тебя и меня двух друг в друга врастающих чресл. "Все во мне, и я во всем", — воскликнул Тютчев, не подозревая, что это идеальная модель метаметафоры. Например, в моем тексте "Конь окон" окно и конь состоят из анаграммы окн — кон, там же — икона. На коне оконном на окне иконном скачи, конь голубых окон Ты окна разверз за карниз Ты звон, вонзающий ввысь оскал голубой Весь я — рама другого небесного окна голубого Бродского возмутила метаметафора Вознесенского "Чайка — плавки бога". Он не понял, что парящая чайка создает зримые очертания бесконечного тела невидимого Бога. Бродский никогда не понимал, что такое метафора. Он был тер-а-тер (земля землей), как говорят французы, а по-нашему заземленный. У Вознесенского "земля качается в авоське меридианов и широт", "стонет в аквариумном стекле / небо, приваренное к земле". Это близко к метаметафоре, очень близко. Но метаметафора требует геометрии Римана или Лобачевского, проще говоря. Ей присущ визуальный (зрительный), и смысловой, и звуковой сюр. Ларинголог заглядывает в глаза Сад ослеп Обнаженные ребра белым плугом врезаются в почву Сад, проросший плугами Мертвящая пустошь ребенка Бесконечность, уходящая вглубь смысловой воронки строки и слова — это метаметафора. Я язычник языка Я янычар чар Язык мой немой не мой Слова вкладываются друг в друга, больше исходит из меньшего, а меньшее охватывает собою большее. Так взасос устремляется море к луне Так взасос пьет священник из чаши церковной Так младенец причмокивает во сне жертвой будущей обескровлен Формула метаметафоры внешне проста. Она дана в моей докторской диссертации: МИР Я --------- = ------------ Я МИР Однако в итоге Я > МИРА, но Я = Я. Проще говоря, в метаметафоре Я > Я. Еще уместнее были бы здесь формулы теоремы выворачивания из топологии (не путать с патологией), но язык высшей математики слишком холоден. Поэзия ютится в школьной арифметике, согретой сопением над простейшей задачкой без малейшей надежды ее решить. В этом смысле метаметафора может обойтись вообще без математики, но не без геометрии Римана, поскольку это зрение ангелов. Дирижер бабочки тянет ввысь нити Он то отражается то сияет Бабочка зеркальна и он зеркален Кто кого поймает — никто не знает Поэзия может обойтись без метаметафоры, но метаметафоры без поэзии не бывает. в человеке есть оранжевость но нету нутра он летит как колодезный журавль вокруг тела и хотя каждый раз возвращается под углом на круги своя в нем небесное опережает земное чем выше взлет тем больше глубина можно пунктиром продолжить путь за предел предела Однажды я попытался представить жизнь без метаметафоры и понял, что такая жизнь просто не существует. |