Вернуться на предыдущую страницу

No. 3 (16), 2007

   
ШТУДИИ



Иван ЧУДАСОВ



Тавтограммный абецедарий: подход к изучению
новой формы комбинаторной поэзии

Тавтограммный абецедарий представляет собой синтез строчного абецедария и тавтограммы. Иными словами, это стихотворение, в котором начальная буква каждой строки образует алфавитную последовательность, а каждое слово в строке начинается на одну и ту же букву. Таким образом, строчный абецедарий задает парадигматический уровень, а тавтограмма — синтагматический.
По отдельности тавтограмма и абецедарий имеют свою историю, насчитывающую десятки веков1. Вместе же они, на мой взгляд, впервые представлены произведениями Ирины Горюновой ("Азбука ассоциаций", 20052) и Александра Федулова (визуальная часть книги "Азбука любви", 2005-20063).
"Азбука ассоциаций" занимает 149 строк, написанных верлибром. Количество строк в "строфе" колеблется от 2 до 7. "Строфой" я условно называю комплекс слов на одну и ту же букву. Несмотря на то, что произведение, по признанию автора, "само написалось"4 , 10 "строф" из 29 (34,5   ; Е, И, Р, Т, Ц, Ш, Щ, Э, Ю, Я) почти совпадают со средним показателем количества строк на букву; 5 "строф" (17,2   ; А, З, И, К, Э) близки к средним показателям количества слов на букву; и, наконец, 5 "строф" (17,2   ; Е, З, С, Т, Ю) близки к средним показателям количества слогов на букву. Следует ли здесь говорить о совпадениях или закономерностях — вопрос спорный.
На первый взгляд, более урегулированным по композиции является тавтограммный абецедарий А. Федулова, но и здесь не все просто.
Каждая "строфа" имеет двухчастную композицию, что заметно на преобладании смежной рифмы типа ААбб (В, К, Т), аабб (Г, З, С, Х), ааББ (Л, Ц), ААББ (П, Ф) и А'А'ББ (Щ), т.е. 12 из 27, что составляет 44,4   . Виды перекрестной рифмы АбАб (Б, Ж), аБаБ (И), абаб (Р) занимают 4 "строфы", т.е. 14,8   ; кольцевой — аББа (А), АббА (М, О), абба (Ш, Я) — 18,5    соответственно.
Говоря о размере "Азбуки любви", стоить отметить преимущество четырехстопного хорея — 62 строки из 106, т.е. 58,5   ; по "чистым" "строфам" — 12 (44,4   ; Б, В, Г, Д, Ж, К, Л, Т, Х, Ц, Ч, Щ).
Среднее арифметическое количества слов на "строфу" равняется 12,6 (13,4), слогов — 31,7. Близки к средним показателям количества слов 5 "строф" (Д, Ж, З, Н, Э), что составляет 18,5   , слогов — 2 "строфы" (Р, Т), т.е. 7,4   .
Все эти данные могут послужить лишь материалом к дальнейшему статистическому исследованию. Пока же я не располагаю достаточным количеством тавтограммных абецедариев для тех или иных выводов.
При анализе тавтограммного абецедария А. Федулова возникают дополнительные сложности из-за того, что рассмотренная мной "Визуальная часть" является органичной частью стихопрозы и сопровождающей музыки. Отмечу, что некоторые главки стихопрозы в своих названиях содержат буквы кириллицы (в квадратных скобках указано мной. — И.Ч.): НИТОЧКА З [аз]; БУКАШКИ [буки]; ОС ВЕДИ, ТЕЛЬ [веди]; АЛКОГЛАГОЛИЕ [глаголь]; ДО РЕ — БРА' О! [добро]; СЕТЬ [есть]; ЖЪНИ, ЗЬ [живете]; ЗЕМЛЯ — АЛМАЗ ЕЯ [земля]; ГЛАЗАМИ ЖЕ КЛОНА [иже]; О КАК! [како]; ЛЮДИ-И-И! — ИДЮ — ИДЮ… [люди]; СЫТ, ЕМЛЕ! [мыслете]; …ДЫ НА МО… [наш]; НОВIЙ ОНОНЪ [он]; ОКО, ЙП! [покой]; РУБЦЫ [рцы]; ВОЛОС [слово]; ТО ВЁДРО, ТО ВЕРДИ [твердо]; ХУК! [ук]; ЗАФРАЗА [ферт]; ХЕРРАРИУМ [хер]; ЦЕЛКАШ [цы]; ЧУДИЛА [червь]; ШАР [ша]; ЩАС [ща]; ЭРАЗМ ЭР [ер, еры, ерь]; HIO X [ю].
В некоторых строках "Визуальной части" также находятся буквы кириллицы: азимутировать, веди, глаголом, добро, есть, земля-а-а-а-А, кокамен, людей, мыслете, наших, он, покой, разуверцы, твердо, фертильная, хер, цып-цып-цып.
Отмечу, что при написании тавтограммного абецедария автору приходится прибегать к различным слоям лексики, перегружая ими текст. У И. Горюновой это имена собственные (Астарта, Борхес, Бахус, Будда, Бодлер, Баян, Вольтер, Велес, Гитлер, Жизель, Исида, Иоанн, Иисус, Ид, Кортес, Кибела, Локка, Магритт, Малевич, Модильяни, Нуриев, Никон, Пикассо, Пантагрюэль, Паяц, Плутарх, Ромул, Рэм, Рим, Сольвейг, Тацит, Тоска, Фаулз, Цезарь, Чехов, Чарли Чаплин, Чайковский, Шива, Шуберт, Шопен, Шуман, Щедрин, Эллада, Этна, Юпитер, Юлий, Юдифь, Янус, Яхве) — 49 из 295 (или 303) слов, т.е. 16,6     (или 16,2   ). У А. Федулова — окказионализмы (26 слов, 7,6    (или 7,2   ): азимутировать, б-лунный, гвоздит, громоздит, дырь, елевый, иератист, иер-артист, иэротист, кавель, кокамен, каминь, л-овь, лебедеющею, мани-истовым, м'ечный, може, наполунье, ночкафчеХХалупкиноя, пост-степенно, повядает, разуверцы, текле теклой, тлилось, церберится, щунит) и малоупотребительные слова преимущественно из словаря В.И. Даля (29 слов, 8,5    (или 8   ): вотченный, вижди, внемли, днесь, дадуй, еноха, елуй, зри, кельма, отверста, осмогласием, плоит, фертильная, фиоритурами, цвель, чкливый, читуха, чтица, щир, щирый, юдолие, юрб, юхой, юница, яру, яко, ябредью, ятники, ясочка), или всего 55 слов, что составляет 16,1    (или 15,2   ), что вполне сопоставимо с собственными именами у И. Горюновой. Особая форма произведения потребовала, как видно, особой лексики. Вводя различные слои лексики, автор расширяет пространство своей вселенной.
С одной стороны, задавая жесткие буквенные рамки, тавтограммный абецедарий стремится максимально ограничить авторскую волю. С другой — многообразие слов даже на одну и туже букву позволяет порождать индивидуальные вселенные. Уместно вспомнить "Зангези" Велимира Хлебникова: "Пространство звучит через Азбуку"5.
В этой связи представляются ценными несколько цитат из статьи Людмилы Борисовны Карпенко "Семиотика глаголицы"6 : "…в знаковой системе глаголического алфавита запечатлено предельно широкое знание о мире, включая представление о космосе, соответствующее астрономическим интересам эпохи Кирилла. <…>. Открывающийся сквозь "священные завесы Писания" образ божественного мира, образ Вселенной, и является, по нашему мнению, той онтологической основой, которая нашла отражение в семиотической модели глаголицы. Совокупное значение глаголических символов состоит в выражении Божественной вселенной, образ которой христологичен, богочеловечен".
Таким образом, тавтограммный абецедарий является довольно перспективной формой комбинаторной поэзии и может служить моделью гармонического мироустройства. Объединяя в себе известные с древности тавтограмму и абецедарий, он позволяет развить их на новом уровне и добиться новых возможностей поэтического искусства.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. И. Горюнова. "Азбука ассоциаций".







Таблица 2. А. Федулов. "Азбука любви"13.







ПРИМЕЧАНИЯ

  • 1 См., например: Бонч-Осмоловская Т.Б. Курс лекций "Комбинаторная литература, или определение, изучение и создание литературных текстов, основанных на формальных ограничениях" (МФТИ, 2005 г.). Лекция 12 // http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/l12-1.htm (тавтограмма); Лекция 7 // http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/l7a.htm (абецедарий).
  • 2 См.: Футурум АРТ. 2006. № 1 (11). С. 36-39.
  • 3 См.: Федулов А. Азбука любви. М.: Вест-Консалтинг; Библиотека журнала "Футурум АРТ", 2006. С. 34-64.
  • 4 Столкнувшись с весьма необычной формой произведения, я решил задать несколько вопросов лично автору и получил следующие ответы [письмо от 24 января 2007 г., из личного архива автора статьи, ведущего переписку с И. Горюновой].
    Что для Вас послужило толчком к написанию "Азбуки ассоциаций"?
    Изначально я увидела в Литинституте объявление о том, что журнал "Футурум АРТ" предлагает авторам печататься. Залезла на сайт [http://www.futurum-art.ru — И.Ч.] и поняла, что все очень странно, нелогично и совершенно неклассически, бОльшая часть произведений не стоит того, чтобы это читать. Подумала и поняла, что осмыслить этот слой литературно-критически не могу. А потом у меня словно какой-то канал открылся энергетический с космосом (упс, только не смейся) и оно само написалось. Такое ощущение, что это не я писала, оно само ко мне пришло, через какие-то вибрации. Когда писала, даже лихорадка какая-то внутренняя была, азарт, судороги в руках. Я же ее в метро написала, останавливаясь у каждого столба. У меня, в общем-то, таких произведений практически нет. Если зайти на мой сайт [http://goryunova.niv.ru. — И.Ч.], там все как-то просто, ямбы, классика, ну белый стих... Было еще несколько экспериментов с палиндромами, попытка танки писать... эксперименты...
    Каково Ваше отношение к этому своему произведению?
    Мое отношение к "Азбуке" — я ее люблю как удачный эксперимент, как попытку нетрадиционным способом выразить свое отношение к миру, к культуре, к жизни, к себе... Иногда именно таким способом можно выразить невыразимое, интуитивно-прочувствованное... У мира есть разные грани, разные пути познания, разные энергии — это одна из частот, вибраций недосказанного, недовыраженного, интуитивно-пришедшего...
    Какое место оно занимает в Вашем творчестве?
    А место она занимает обособленное, отличное от других произведений. Я ведь и сказки пишу, детские пьесы, рассказы... Так что "Азбука" — это совершенно отдельное мое дитя, и мое и не мое одновременно, слишком самостоятельное. Работать в данном направлении я вряд ли смогу, все-таки мои мозги устроены более стандартно-классическим образом, так что так. Это просто рождение у человека инопланетного существа.
  • 5 Хлебников В. Собрания произведений. В 5 тт. Т. III. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1931. С. 325.
  • 6 Карпенко Л.Б. Семиотика глаголицы // Славяноведение. 1998. № 6.
  • 7 В строке "Аллаха, ангелы об арии" "об" читается как "аб".
  • 8 В строках "Бесы Борхеса беседу с / Бахусом и Буддой" "с" и "и" в данном случае выходят за рамки тавтограммы.
  • 9 В строке "Ёрничать взъярено" слово "взъярено" в данном случае выходит за рамки тавтограммы.
  • 10 В строке "И не искать искры" "не" в данном случае выходит за рамки тавтограммы.
  • 11 В строке "Никон в норы, в ничто" "в" в данном случае выходит за рамки тавтограммы.
  • 12 В строках "Похоть пустую в порах" и "Плыть в пустоту" "в" в данном случае выходит за рамки тавтограммы.
  • 13 В таблицу не включены буквы "У" (вариация на тему зауми А.Е. Крученых ("Дыр бул щыл")), ять и ижица.
  • 14 В строке "бреет б-лунный бриг бумажный" явный подгон слова "лунный", напоминающий "Букву М" Семена Кирсанова, ср.: "МЕТИ МОЕЗД МЕТРО МОД МОСТИНИЦЕЙ / МОССОВЕТА / МИМО МОЗДВИДЕНКИ / К МОГОЛЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ! / МОЖАЛУЙСТА!" (Кирсанов С. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. М.Л. Гаспарова; сост., подгот. текста и примеч. Э.М. Шнейдермана. СПб.: Академический проект, Гуманитарная Академия, 2006. С. 137).
  • 15 Рифму "волна-вода" можно признать за таковую только по смыслу.
  • 16 В строке "вижди, внемли, вихр.Я вленный" явный подгон слов.
  • 17 В строке "грааль глаголом громоздит" слово "Грааль" вынужденно читается как "граль".
  • 18 В сочетании с предыдущей строфой образует единство:
    дождь дорогою даруй,                     еноха елевый елуй
    дырь дымами драпируй.                  есть естество
    дом-добро-держава днесь,               ей-богу, есть!
    дале — дерево дадуй…
  • 19 Если "ей-богу" считать одним словом.
  • 20 Если "жар-птицей" считать одним словом.
  • 21 20Довольно сложно определить размер. Вероятно, основа первых двух строк дактиль, следующих — анапест:
    заходи, змея, заползай,                                    00101001
    зри: земля-а-а-а-А — зрай!                              10100001
    здесь завещаю заповедный закон -                  10010001001
    здесь забеременеет звук… звон…                     100100011
    (0 обозначает безударный слог, 1 — ударный).
  • 22 В строке "зри: земля-а-а-а-А — зрай!" явный подгон слова "зрай". Ср. примечание 14.
  • 23 Либо размер определить так: первая строка — анапест 3, остальные — ямб 465. Точнее все же атрибутировать его как 3-иктный акцентный стих:
    истиной! истиной! ист…                                 1001001
    — иной, исторгнутой искусством,                     010100010
    иллюзией… — идеалист, иератист.                  010000010001
    — иер-артист, иэротист… — изустный…            00010001010
  • 24 Слово "истиной" работает на две строки; окказиональны "иер-артист" и "иэротист".
  • 25 Сложно определить слова. В первой строке "мир — мани-истовым мажором" можно найти несколько прочтений: 1) "мир мани [т.е. денег; англ. money] — истовым мажором; 2) "мир монистовым мажором". Во второй строке "м'ечный мир мечты — мечтой" слово "м'ечный" можно прочесть и как "вечный", и как "млечный". В третьей строке "мажу мимо — може мой" подгон слова "боже" (ср. примечания 14 и 22). В четвертой — "мыслете ли — мухомором" "ли" в данном случае выходят за рамки тавтограммы.
  • 26 Окказионализмы "наполунье" и "ночкафчеХХалупкиноя".
  • 27 Последние два слова "осмогласием оркестра" распадаются на семь: "о смогла сие м Орк ест Ра".
  • 28 В строке "прияснилось пост-степенно" слово "постепенно" распадается на два.
  • 29 Трудно считать рифмой "ту-тишину".
  • 30 В первых двух строках рифмуются конец первой строки и середина второй.
  • 31 Либо определить как акцентный стих с тремя иктами:
    фактически, фертильная фраза,                     0100010010
    физическая фаза фатума,                              0100010100
    фетиш футуризма, фото                                 01001010
    фрезы фиоритурами фагота.                          10000100010
  • 32 Или акцентный стих: в первых двухстроках 3-иктный, в остальных — 4-иктный.
    шостакович — шнитке — шагал -                              00101001
    шекспир — штокхаузен — шпиль;                              0101001
    шелест шелка — шпангоут — штиль —                        10100101
    шкаф — шкипер-штоф — шквал!                                11011
  • 33 Диссонансная рифма: "щерится-щурится".
  • 34 Либо определить так: 1-я строка — амфибрахий 4, остальные — 3-иктный акцентный стих.
    эхма! экзистенция — эхо, этюд,                     01001001001
    эскиз эротической эволюции,                        010010000100
    эпатаж эмансипированного эгоиста,              001000100000010
    экспромт-эпитафия Эдему.                            0100100010

  • 35 Как указывает сам автор на стр. 79 своей книги: "на стыке— бю(у)хой".
  • 36 Либо ааба, либо даже аааб, но не аааа, так как трудно считать рифмой "января-ягня":
    яру-яру-яру — я…                                       1010101
    яко ябредью ятники — я…                           101001001
    ящеркой ясной ярь января,                           100101001
    яркая ясояка, ясли, ягня…                           1001001001