Вернуться на предыдущую страницу

          Архив

No. 1, 2001

     

Поэзия

 

Константин КЕДРОВ

 

 

 

В'ЮЖНЫЙ ФЕРЗЬ

Я не раньше чем снег
улетающий вширь
Фрез
шестиконечных
ледяной
Ферзь

Белый ферзь
выточен вьюгой
из белых
шестиконечных фрез

Вьюга делает ход ферзем
В-южный ферзь
делает ход конем

Ураган-буран
он летит-могол
под прямым углом
напролом

Буран — это белый ферзь
когда вьюга
играет с вьюгой
юг играет с севером
север с югом

В каталогах галлактик
нельзя
не узнать ферзя

Шах
и тьма глотает галлактику
мат
и свет брызнул
из черных дыр

так возникла
шахматная доска

все надгробия
похожи на пешки

Есть шахматы
где все ходы восьмеркой
Ферзь восстал из гроба
как штопор
Запеленутый вьюгой
ферзь — белый Лазарь
вывинчивается из гроба
выигрывая себя
вьюга ниспадает к ногам бинтами
Разбинтованный Лазарь
сияет телом
лакированного ферзя

Все фигурки голы как голем
мы с тобой голы как галлактика

все галлактики голы
и наги
как Христос на кресте
лишь нагие
выходят из гроба

Микельанджело этюд
Страшный суд

Ферзь — Христос
ставит мат вечным ходом
Он шагает
как всегда вихрем
закручивая воронки
из выигранных у смерти тел
Руки — ноги — голени — головы
Папа смутился
— Они все голые —

Я гол он гол Бог гол
я несказуемое сказуемое —
гла-гол

Как Батый обрушенный на Рязань
Остап Бендер швыряет шахматы в зал

Аты — баты
а ты Батый

Ход Батыем в Тьмутаракань
ТЬМУ-
ТАРАКАНЬ НА КАРАТ
шах — мат
Шамхат —
черная королева
уходт во тьму

Все поезда в метро уходят ферзем
там под землей никто не ходит конем

Ферзь Айседора делает ход
алым вихрем шарфа
— Прощайте я еду к славе —
Квадрат Малевича
белый на алом
Все поезда в метро
уходят в черный квадрат
а выходят в белый

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ФЕРЗЯ

Что такое луна
основанье ферзя
когда его поднимает
невидимая рука
Круг становится полумесяцем
исчезая из поля зрения
Луна полумесяц месяц
и наконец ничто
или черный ноль

 

ШАХМАТНАЯ СИМФОНИЯ

Звуки выдувались в виде коня и ферзя
барабан бил турой
арфа рассыпала хрустальные пешки
рояль изверг извергал слонов
улетающих в высь
конь блед как молния
летел под прямым углом
Г — Г — Г — Господи я твой конь
К — К — К — Королева
Рок вела влево
Рок — рок — рок — про
Про — про — про — рок
Про — про — про — рек
Пра — пра — пра — дед
Пра — пра — пра — внук
Пра — пра — пра — прах
Пра — прах — прах порх
Молния — лоно неба
шел слон
оставляя следы из лон

 

РОКИРОВКА ВОЗНЕСЕНСКОГО

БЛЮз тебя я ЛЮ —
БЛЮ из себя ДО
СОКОв неба ВЫ —
СОКОл высоТЫ
ГОЙя ДОРО
в радуге дорог
НЕ СЕНо косил ВОЗ —
неСенский
а Москва —
рецкий скворец
ТИХО ТВОРЕЦ С
небес
ТЕЛ ЛЕ
РЕЙ среди АНД
и
МИРА ПА
Анд-рей
Йер дна

 

ПАЛИНДРОНАВТИКА
или ПАЛИНДРОМНЫЕ ШАХМАТЫ

Шахматная доска как аэродром
Ход туда — обратно палиндром
Ход из сердца в сердце нагим бедом
Женщины с мужчинами палиндром

Мало или много хотеть всего
ОГО БОГ О

Мы с тобой друг в друга вошли легко
ОКОЛО МАМ УМА МОЛОКО

Мы друг — друга любим вихрем Декарта
А ТРАГЕДИЯ И ДЕГА РТА

Нас с тобою двое но мы одно
ОН КОС О КОЛ ОКО С ОКНО

Я не существительное — глагол
ЛОГ КОЛ ОКОН НО КОЛОКОЛ ГОЛ

Тамерлан временно спит во гробе
И БОГ ГУЛ ЛУГ ГОБИ

Я как ферзь над пешкой летел — висел
ЛЕС ОКО ЛЕТЕЛ ОКОСЕЛ

Нежен я но нужен ли вот вопрос
С ОКНО ОН КОС

Шприц животворящий телесно гол
ЛОКОН НО КОЛ

Я тура я яра ладья
Я В РАЮ ЮАР В Я

От баяна до фортепьяно
ОН ЯР РЬЯНО

Монте Кристо в форде Баярда
ОР ЯР ЯРО
Ферзь для королевы лишь псевдоним
МИН СЛОВО О ВОЛ С НИМ

Ветер запада довлеет над ветром востока
АЛ ОКО СЛЕТЕЛ СОКОЛА
Господи пошли мне твой тихий стих
ХИТРО ОР ТИХ

Я гудящий улей живых фонем
МЕНЯ УБИЛИ — Б У Я НЕМ

 

ДЕРТАНЬЯН И РЕШЕЛЬЕ
ИГРАЮТ В ШАХМАТЫ
ЕЛЕНЫ КАЦЮБЫ

МУШКЕТ "ПА" АПТЕК ШУМ
Кардинал напрягает ум

СИР РЕШЕЛЬЕ СЬЕЛ ЕЩЕ РИС
Кардинал сделал ход и скис

НОГ АРАМИС СИМ АРАГОН
Дертаньян почувсвовал гон

Кардиналу сделалось жарко
А КРАСОТА АТОС АРКА

Дертаньян отведал от сладкой снеди
И ДЕЛИ МИЛЕДИ

Решелье сьежился как сурок
КОРОЛЕВА А ВЕЛО РОК

Решелье ал как вареный рак
КАРДИНАЛ ЛАНИ ДРАК

Над гасконцем длань его зависала
А ГАСКОНЕЦ ЦЕН ОК САЛА

КГБ гвардейцев зря ест свой хлеб
БЕКИНГЕМ МЕ ГНИ КЕБ

Дертаньян снял со свечи нагар
РАГУ ЕЛ ЕЩЕ РЕЩЕЛЬЕ УГАР

Так гасконцы всех победят всегда
А де ТРЕВИЛЬ ЛИВЕР ТЕ ДА

Принесли перепелиные потроха
АХ ПАРИЖ ЖИР АП ХА

Дартаньян вернулся домой чуть жив
ВОТ СУП ПЛАНШЕ ЕШЬ НАЛ ПУСТО В

В мошне пусто зато в мошонке полно
ОН ЕШЬ ШПАГА АГА ПШЕНО

Будущего мушкетера легка стопа
А ПОЕДИНОК КОН И ДЕО ПА

АДУ КОНСТАНЦИЯ ЯИЦ НА Т — С НО КУДА
Месть Миледи страшна всегда

У Миледи мраморны груди
И ДЮМА МУДИ
шарм
МРАК КАРМ

 

ЭТЮД — РОССИЯ

Посреди белой доски
Белый конь
Налево пойдешь — коня потеряешь
Конь идет влево

 

Этюд БУДДА

Посреди белой доски
стоит белый слон
Этюд ВЬЮЖНЫЙ ФЕРЗЬ
Белая королева
машет вслед улетающей
шахматной доске
черные клетки разлетаются в разные стороны
Пастернак делает ход
ледяной королевой Ларой
Белый ферзь в середине белой доски
Белая доска улетает в белую пургу
Квадрат Малевича
Белый на белом

Этюд сон ЛАРИНОЙ

Татьяна едет верхом на медведе
Медведь — Пьер Безухов
Рокировка
Безухов верхом на Татьяне

 

Этюд ЛЕНСКИЙ

Рокировка
Ларина выходит замуж за Ленского
и становится Татьяной Лириной

Достоевский играет черными
и проигрывает Толстому всех Карамазовых
Рокировка Ивана с Нехлюдовым
Грушеньки с Катюшей
Все в Сибири

Христос играет в шахматы с Буддой
Будда после каждого хода впадает в нирвану
НИРВАНА — ШАХ
МАТ — НИРВАНА
НИРВАНА — МАТ
ШАХ — НИРВАНА
игра длится вечно

 

Этюд РАСПЯТИЕ

На кресте
Христос рокируется
с Буддой
впадая в нирвану
Будда играет в шахматы
Все фигурки
к которым он прикасается
становятся Буддой
и тоже играют в шахматы
Невозможно понять
Будда играет в шахматы
или шахматы в Будду

Христос играет в шахматы
все фигурки к которым он прикасаются
превращаются в распятия
Христос воскресает
внутри всех распятий
так возникает звездное небо

 

В Древнем Египте
Боги не покидали клеток
Изида — Ферзь и король — Озирис
Каждый застыл в своей нише
неподвижные шахматы
вся игра из финалов
Изида нашла Озириса
Гор низверг Сета

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

шахматы ожили
Гроб раскрывается как шахматная доска
из него высыпаются все фигуры
и разбегаются кто — куда

Вронский женится на Кити
Анна влюбилась в Левина
Пушкин — Ленский убивает Дантеса — Онегина
Маяковский застрелил Лилю Брик
и уехал в Париж
Пастернак женится на Ивинской
и едет в Италию

Сквозь ферзя
я вижу тебя
уходящую сквозь меня
В горло врезался снежный вихрь
В ледяном пространстве зрачка
Очи делают ход конем
остается все за углом

 

 

 

* * *

БЕСКОН  ЕЧНАЯ
ЕЕСКОН  ЕЧНАЯ
СССКОН  ЕЧНАЯ
ККККОН    ЕЧНАЯ
ОООООН ЕЧНАЯ
НННННН   ЕЧНАЯ
Е Е Е ЕЕЕ ЕЧНАЯ
ЧЧЧЧЧЧ     ЧЧНАЯ
ННННННННННАЯ
А А А АААААААЯ
Я Я Я ЯЯЯЯЯЯЯ

 

 

 

бесконечная

бесконечная

бесконечная

бесконечная

бесконечная

бесконечная

бесконечная

 

 

двое   нас   это   очень   много
это больше чем можно больше
чем  я   могу  никогда  не  приб
ижусь  к  тебе  ближе чем цвет
ок   приближается  к  солнцу  ни
когда  не  назову  тебя  именем
которым  хочу  назвать  всюду
где    чувствуется   несоверше
нство    ты    возникаешь     как
тоска     по     стройному    миру

 

* * *

на обнаженный нерв
нанизывая        звуки
все  глубже   чувству
и  великий  диссонан
с  и радость возвыш
ения  над  миром  по
эзия вершина бытия

 

* * *

на   черном   озере   бе
лый лебедь на белом о
зере черный лебедь бе
лый  лебедь  плывет  и
черный лебедь плывет
но  если  взглянуть в  о
траженье все будет на
оборот на белом озере
черный  лебедь  на  че
рном    белый   плывет

 

* * *

я красный корабли
к    она   голубой   и
наш    гармонирует
цвет    я    красный
кораблик  она  голу
бой  и вместе  нам
плыть через смерть

 

* * *

где  голубой  укры
лся  папоротник  и
в   пору   рек века
остановились мы
были      встречей
ящериц  на камне

 

* * *

л  и  с  т  о  п
ад    я  г  у  а
р    о    в    по
лусолнечный
бред   весны

 

* * *

нуль  миров  вращается
в   небе    звез   это   взг
ляд     возвращается    к
своему         истоку        к
своему    истоку    и   сте
каются щирмые формы
на   зов   зрачка  словно
двое  влюбленных встр
ечаются  взгляд  и   мир

 

* * *
и синий  день и красная
волна зеленый луч упал
на   попугая   и   попугай
заговорил стихами и си
ний день и красная вол
на  и  я  бегу  бросаясь
под  трамваи   и   синий
день  и  красная  волна

 

* * *
человек   оглянулся   и   увидел   себя
в   себе   это   было   давно   в  очень
прошлом  было  давно  человек   был
другой и другой был был тоже другой
так    они     оглянулись    допрашивая
друг   друга    и   никто   не    мог    пон
ять    кто   прошлый    кто   настоящий
кто-то   спрашивал   но   ему  отвечал
другой   и   слушал   уже   другой  пото
му  в  голове  был  хаос  прошлое  пе
репуталось   с   настоящим   человек
оглянулся  и   увидел   себя   в   себе

* * *

одногорбый верблюд и двугорбый вербл
юд  и  двуногий  идет одноногий верблюд
глотая  пески  и  туманы   идет   одногорб
ый  верблюд  все  в  память  и  в сон пре
вращая   а   в   городе   пляшет  луна  над
городом  плачет  луна  слезами  домов  и
людей очень маленьких  и нереальных  н
о  гордых  собой  до конца  и молча идем
мы  сквозь  песчаную   бурю   дождя  нем
ного аисты немного  верблюды  и  тоскли
во  бредут  мне  навстречу  одноногий  ве
рблюд и  двугорбый  верблюд  глотая  пе
ски    и    туманы    идет   одноногий   верб
люд  все  в  память  и  в  сон  превращая

* * *

около  окон  пролет поле
та  и  этот  стон  среди  с
ерых  стен  какой-то  про
хожий магнул  в  простра
нство   и   рухнул  замерт
во   сквозь   столетья   я
вышел к себе  через-нав
стречу-от    и    ушел   под
в о з д в и г а я           над

* * *

ежедневно слышу тебя как
-то  странно  звучат  слова
закрываю  глаза  и  всюду
передо    мной   эти   крики
рожденные  тишиной    эти
краски  рожденные  темно
той  вот сижу оставленный
всеми  в  глубине   понятий
и  слов исчезает  видимый
мир  но  я   могу   говорить
и  мир   рождаются   снова