|
|
НАШЕ
НАСЛЕДИЕ
Евгений
АРЕНЗОН
ПОЧТИ
НЕИЗВЕСТНЫЙ КРУЧЕНЫХ
Радикальный новатор-"заумник"
и социо-лефовец одновременно, А.Е. Крученых (1886 — 1968) явился инициатором
создания "самодельных" поэтических книг футуристов. Это издательское
новшество стимулировалось элементарной бедностью деклассированных творцов.
Но был тут и сознательный вызов красивости и роскоши модернистской полиграфии,
связанной с победившим к началу XX века символизмом (см. мемуары Алексея
Крученых "Наш выход". М., 1996. Составитель и автор вступительной
статьи Р.В. Дуганов).
Поэты-футуристы публично демонстрировали свою рукописность как эквивалент
живого авторского голоса. Друзья-художники (К. Малевич, Н. Гончарова,
М. Ларионов, О. Розанова) умножали "дикость" их текстов своими
"сдвинутыми" конструкциями и рисунками. Печатный станок был
потеснен литографским камнем. Стала значимой иллюзия близости читателя
к почерку и настроению поэта, визуальная ощутимость шершавой фонетики
произносительно-выкрикиваемого стиха за пределами "здравого смысла"…
Мировая война, революция, общее снижение уровня материальной культуры
способствовали закреплению самодеятельного книгопроизводства. Малоформатный
и полукустарный сборничек стихов, имевший хождение в узком кругу адептов
и оппонентов (как непосредственный "жест" и, так сказать, "на
правах рукописи") стал приметой времени. В 1917 — 1921 г.г., живя
в Тифлисе и Баку, Крученых раздвинул технические приемы своей самиздатской
практики. А в Москве, в промежуток НЭПа, с двадцать второго по тридцатый
год, вышли крохотными тиражами более сотни им самим пронумерованных "продукций":
литературная полемика, критические трактаты, книги стихов и даже "фонетические
романы". Отметим этот год смерти Маяковского — 1930-й, когда стеклографированными
выпусками двух сборников иронично-патетической лирики ("Ирониада"
и "Рубиниада") завершилось зримое присутствие Крученых в литературном
процессе пореволюционной России.
С этого времени Крученых оказался не на обочине даже, а вовсе исключенным
из официально признанной (разрешенной) сферы бытования поэтического слова.
Имя его при этом не забылось: оно стало знаком отвергнутого, опасно-ненужного,
в лучшем случае шутовского трюкачества. Крученых надлежало остаться навсегда
автором хрестоматийно-показательной бессмыслицы "дыр, бул, щыл",
поминаемой на протяжении десятилетий в школьных учебниках, вузовских пособиях,
в академических историко-литературных монографиях и в публичных лекциях
для широкой аудитории.
Издания книг Крученых и о Крученых, предпринятые в последнее десятилетие
за рубежом, до российского читателя практически не дошли.
Поэтому так значим выпущенный в 2001 году в Петербурге в серии "Новая
библиотека поэта" том полного собрания некогда публиковавшего самого
себя речаря Алексея Крученых: "Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера"
— 365 текстов, извлеченных из персональных и коллективных сборников, которые
хранятся в музейных и архивных фондах или в совсем недоступных частных
коллекциях. Едва ли здесь уместно говорить об отдельных достоинствах и
просчетах этой книги (ее составитель, автор вступительной статьи и примечаний
— С.Р. Красицкий, почти одновременно выпустивший совместно с В.Н. Альфонсовым
большой том "Поэзии русского футуризма"). Для всех, кто интересуется
не только "букой русской литературы" (как в шутку именовали
в свое время Крученых), но и всем вообще контекстом художественного авангарда
первых трех десятилетий ушедшего века, — это издание чрезвычайной важности,
а его немалый для наших дней тираж в три тысячи экземпляров, может быть,
превышает суммарное количество всей выпущенной когда-то самим Крученых
самодельной "продукции".
Здесь уместен только один вопрос: прекратил ли Крученых писать стихи в
возрасте сорока четырех лет? Свидетельства близких друзей и разновременных
современников Крученых говорят о том, что петербургская книга 2001 года
может и должна быть хронологически расширена в следующих изданиях.
Помню, как осенью 1963 года на одном многолюдном литературном вечере мой
университетский учитель В.Д. Дувакин представил меня бомжевидному
(пользуюсь современным словцом) старику с какой-то преувеличенно-гротескной
потертостью лица, костюма и портфеля: "Познакомьтесь, Алексей Елисеевич,
с юношей последнего футурпризыва". Насмешливо хмыкнув, "бомж"
совершенно неожиданно молодым и звонким голосом произнес веселую версификацию
про то, что "футуризм мертв, как голландский натюрморт", добавив
в виде подтекстовой даты: "Вчера".
О поздних поэтических перифразах Крученых на темы русской классической
литературы писал как-то Н.И. Харджиев, назвав гениальным цикл свободных
безрифменных стихотворений "Слово о подвигах Гоголя" (С. Сигей
частично напечатал их как "Арабески из Гоголя" в издании Ейского
краеведческого музея в 1992 г.).
Публикуемые ниже стихотворения Алексея Крученых входят в более обширное
по объему машинописное собрание "Московские встречи" (РГАЛИ,
ф. 2577, Л.Ю. Брик и В.А. Катанян). Датированное 1943 годом, это собрание
стихотворений авторитетные друзья "Кручи", возможно, пытались
протолкнуть в печать. Стихотворения по большей части написаны если не
прямо о войне, то в связи с ней, и эта очевидная привязка к реальности
момента была выигрышной при рассмотрении вопроса о публикации. Другое
дело, что того содержательного единства, которое требовалось от разрешаемой
в печать книги стихотворений, указанное собрание текстов не имело. Написанные
"на случай" (ко дню рождения друзей, к каким-то заметным в их
жизни событиям), они имели как бы частный характер кружкового лексикона.
Судьба поэтического слова, претендовавшего на печатное существование,
решалась тогда в предельно ригористическом аспекте: полезно ли оно советскому
народу в его борьбе с фашизмом? Крученых же, словно забывая, какое на
дворе тысячелетье, вполне злободневную и даже поощряемую тему военного
патриотизма сопрягает с опусами своего "безнадежного" футуристического
прошлого (см. стихотворение "Русь"), то поминает далеко не актуальных
и даже вовсе исключенных из официальной жизни персонажей (типа Эль Лисицкого)…
Сегодняшнему читателю все эти неожиданные сопряжения и собранные "по
случаю" разношерстные адресаты стихотворений Алексея Крученых могут
дать особое представление о творческом андерграунде сталинской эпохи:
не в подполье барачно-лагерной тьмы, а, условно говоря, в полусвете кухонного
благополучия московского бомонда.
Своим названием собрание текстов Крученых перекликается с воспоминаниями
Н.Н. Асеева "Московские записки" о предреволюционной поре "левого
новаторства" (публиковались на Дальнем Востоке в 1920 г.)
Машинописное собрание 1943 г. включает стихотворения, написанные и много
лет раньше. Можно предположить существование рукописных вариантов собрания
несколько иной содержательно-композиционной выстроенности. Так, например,
к жанру поэтических обращений относится стихотворение Крученых середины
1930-х "Игорь, помнишь?" (адресовано поэту и режиссеру И.Г.
Терентьеву, унесенному кровавым потоком тридцать седьмого; см. публикацию
этого текста С. Кудрявцевым в кн.: "Терентьевский сборник".
М., 1996). В 1943-м Игорь Терентьев в качестве героя стихотворения был
невозможен в этом машинописном собрании; зато здесь стал вполне уместен
автор нового государственного гимна Сергей Михалков, относившийся к "крученому
заумнику" с должным почтением младшего коллеги по цеху…
В связи со стихотворением "Встречи с художниками" (своего рода
речитативным каталогом собственной художественной коллекции) нелишне отметить,
что А.Е. Крученых имел профессиональное художественное образование, участвовал
как живописец и рисовальщик в ряде петербургских и московских выставок
и, разумеется, в изданиях футуристических книг реализовал себя не только
в качестве автора-текстовика. По поводу пересечения поэтического и художественного
творчества кубофутуристов (в частности, Елены Гуро и Алексея Крученых)
см. исследование Е. Бобринской в кн.: "Поэзия и живопись. Сборник
трудов памяти Н.И. Харджиева". Сост. и общая ред. М.Б. Мейлаха
и Д.В. Сарабьянова. М., 2000.
См.
стихи А. Кручёных
|