Вернуться на предыдущую страницу

Архив

No. 4, 2002

   

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

 

Арсен МИРЗАЕВ

ВЕСНА ПОСЛЕ СМЕРТИ

(предисловие к публикации стихов Тихона Чурилина)

"Читать с 4-х лет, писать с 7-ми лет, влюбляться с 3-х лет. Гимназия: с 9-ти лет. Любимое в ней: книги, русский язык, потом рисование", — сообщал о себе в "Биографо-прозводственной анкете" Тихон Васильевич Чурилин (1885 — 1948). Марина Цветаева называла поэта "гениальным" и посвятила ему цикл стихотворений, в одном из которых сравнивала его со своими кумирами — Лермонтовым и Бонапартом. Николай Гумилев писал, что его стихи "стоят на границе поэзии и чего-то очень значительного и увлекающего". По свидетельству Лили Брик, Маяковский часто читал стихотворение Чурилина "Конец Кикапу". Вот оно, одно из самых знаменитых чурилинских творений:


Побрили Кикапу — в последний раз.
Помыли Кикапу — в последний раз.
                     С кровавою водою таз
                     И волосы, его.
                                   Куда с?
                     Ведь Вы сестра?
                     Побудьте с ним хоть до утра.
                                    А где же Ра?
                     Побудьте с ним хоть до утра
                                     Вы, обе,
                     Пока он не в гробе.
Но их уж нет и стерли след прохожие у двери.
Да, да, да, да, — их нет, поэт, — Елены, Ра и Мери.
                     Скривился Кикапу: в последний раз
                     Смеется Кикапу — в последний раз.
                                     Возьмите же кровавый таз
— Ведь настежь обе двери.

1914

Борис Эйхенбаум, знаменитый ученый, один из основателей "формальной школы" и ОПОЯЗа, выступая 11 мая 1935 года в Ленинградском Доме писателя на вечере, посвященном 50-летию поэта, говорил о том, что "А. Белый, идя от Гоголя и Лескова, попал в тупик языка и форм, а Тихон Чурилин продолжил гениальное наследие в замечательном по языку, форме и образу произведении, творчески самостоятельном и ценнейшем!" (из письма Т. Чурилина Л. Аренсу от 7 апр. 1944 г. // "Сумерки № 10 + 1", СПб., 1990, С. 32). Говоря о "произведении" Б. Эйхенбаум имел в виду роман "Тяпкатань", отрывки из которого Т. Чурилин читал на этом вечере.
В наши дни о поэте-новаторе, будетлянине, соратнике Н. Асеева, Г. Петникова, В. Хлебникова, сделавшего Чурилина одним из Председателей Земного Шара, основательно забыли. Стихи его время от времени включают в различные антологии, — как правило, три-четыре наиболее известных. Но кто помнит о самом поэте, о его весьма непростой жизни и тяжелой судьбе, смерти в психиатрической больнице; кто перечитывает его книги (а ведь у него при жизни выходили три сборника стихов, "Весна после смерти" (1915), "Вторая книга стихов" (1918), "Стихи Тихона Чурилина" (1940) и повесть "Конец Кикапу" (1918)); кто, наконец, имеет представление о том, что остается неизданной большая часть литературного наследия Тихона Васильевича (роман "Тяпкатань", повесть "Гражданин Вселенной", книга стихов "Жар-Жизнь", поэма в прозе "Из детства далечайшего", статьи, пьесы, письма, очерки, воспоминания о Маяковском и Хлебникове и многое, многое другое)?
Впервые после более чем 60-летнего перерыва (если вести отсчет от последней книги, 1940 года; правда, выйдя из печати, до широкого читателя она так и не дошла, — см. в примечаниях) издательство "Лимбус Пресс" выпускает большой стихотворный сборник Чурилина, в который — помимо прижизненных книг — включены и ранее не публиковавшиеся тексты. Небольшую подборку из неизданного наследия поэта мы и предлагаем читателям "Футурума". (Стихотворения приводятся в авторской редакции.)

Арсен МИРЗАЕВ