Вернуться на предыдущую страницу

      Архив

No. 4, 2002

   

КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

* * *

Елена Гуро. НЕБЕСНЫЕ ВЕРБЛЮЖАТА. Избранное. ("Серебряная" серия). Составление, предисловие и комментарии А.Мирзаева. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001 — 244 с.

Замечательный поэт и художник Елена Генриховна Гуро (1877 — 1913), чье имя давно уже должно быть не только вписано в "золотые страницы" истории русской литературы, но и по праву стоять рядом с именами Велимира Хлебникова и Алексея Крученых, до сих пор по-настоящему не известна читающей российской публике.
Интерес к творчеству и жизни Гуро в настоящее время необычайно высок. Во многих странах проводятся посвященные ей международные конференции, выставки; издаются статьи и монографии. Ее произведения печатались в Финляндии, Швеции, Италии и других европейских странах. Книга Гуро не так давно вышла в Америке. В России первая попытка издания "Избранного" была предпринята в Ростове-на-Дону (1993). К сожалению, эту книгу не заметил никто, кроме гуроведов и нескольких десятков любителей поэзии. Такая же участь ждала и пару тоненьких "маргинальных" книжек Гуро (ее "Дневник" и роман "Бедный Рыцарь"), выпущенных в Питере несколько лет назад.
Нынешний томик стихов и прозы Елены Гуро, оформленный ее собственными рисунками, — фактически первое д о с т у п н о е издание, которое можно купить в магазинах Москвы и Петербурга. В него целиком вошли знаменитые "Небесные верблюжата", тексты из книг "Шарманка" и "Осенний сон", произведения, печатавшиеся в периодике разных лет. Воспроизведение всех прижизненных книг Гуро, публикация малоизвестных текстов и "нормальное" издание самой главной ее книги, "Бедного Рыцаря", — дело будущего. "Избранное", вышедшее в "Лимбусе", дает, тем не менее, объемное представление о творчестве и жизненном пути поэта.
"Небесные верблюжата" сопровождаются комментариями, благодаря которым читатель сможет узнать, как воспринимались книги Гуро критиками-современниками, как относились к этой "чудно-безумной душе" выдающиеся поэты и писатели Серебряного века. А вступительная статья к этой книге завершается своеобразным предсказанием-предчувствием: "Вероятно, пройдет не один год (десяток лет), прежде чем станут общим местом слова о том, что Елена Гуро — один из выдающихся поэтов ХХ века, самобытная, удивительно органичная и цельная личность, оказавшая несомненное влияние на целую плеяду литераторов и художников своего времени и следующих поколений "творцов будущих знаков".

Александр ИВАНОВ

 

* * *

Геннадий Айги. РАЗГОВОР НА РАССТОЯНИИ. Составление — Геннадий Айги и Арсен Мирзаев. — СПб.: Лимбус-Пресс, 2002. — 304 стр.

Энциклопедия Айги. Энциклопедия авангарда. Стихи, эссе, интервью, фотографии Айги. Его тексты об авангардной поэзии. Роскошный — о содержанию, и по оформлению! — фолиант, в котором, по словам, Татьяны Грауз, можно жить. Тихий подвиг питерского поэта и редактора Арсена Мирзаева, работавшего над книгой три года и показавшего космос Айги во всем многообразии.

 

* * *

Вадим Степанов."ЗАПИСКИ СТАРОГО РУССКОГО". — Тамбов, Библиотека Академии Зауми. — 2001.

По-моему, это лучшее, что написал Вадим Степанов, один из старейшин АЗ. Дневниковая проза. Эта книга — в ней всего-то 20 страничек — томов премногих тяжелей. Удивительный сплав мудрости, чувственности, виртуозного литературного мастерства (метафоры, анаграммы, палиндромы, вмонтированные в ткань прозаического приземленного письма…). Поразительны пророчества Степанова. В тексте, датированном 1 августа 1998 года, автор четко говорит о том, что вторым президентом России "станет тот, в фамилии которого первой гласной будет "у". Как у Ульянова, Джугашвили.
Горько, обидно, что тираж книги всего 100 экземпляров.

 

* * *

Константин Ливанов."БЕЗ БОГА": записки доктора (1926 1929). — "Новый мир", 2002, № 1.

Эти записки надо бы прочесть всем. Беспощадная к сталинскому времени дневниковая проза. Автор показывает, как нация — без Бога! — сходит с ума, превращается в стадо животных. Ливанов, казалось бы, не пугает, но страшно.

 

* * *

Les Amis de Jean-Marie LE SIDANER, 2001, "Первый международный день поэзии (DÉPÔT).

Сборник стихов поэтов двух стран (Франции и России) на французском языке. Представлены такие авторы, как Мишель Бутор (Michel Butor), Клод Мишель Клини (Claude Michel Cluny), Элен Дорион (Hélène Dorion), Белла Ахмадулина, Геннадий Айги, Евгений Бунимович, Андрей Вознесенский, Константин Кедров, Елена Кацюба, Дмитрий Пригов, Виктор Соснора и другие.
Составителю этой книги, Борису Лежену, удалось представить довольно широкую палитру современных поэтов Франции и России. Другое дело — как? Уровень переводов крайне неровный. В книге опубликованы блестящие, выверенные, передающие, не только букву, но и дух оригинала переводы Леона Робеля стихов Геннадия Айги. Другой переводчик — Кристина Зейтонян-Белоус — переводящая Беллу Ахмадулину, Евгения Бунимовича и др., передает только смысл сочинений указанных авторов, не подчеркивая особенности их стилистики, словаря, интонации. Впрочем, это, безусловно, очень трудная задача.

 

* * *

Евгения Свитнева."TRISTEMENTE". — ACADEMIA, 2002; "ТАК БЫВАЕТ". — "Рандеву-АМ", 2002; "ПИТЕРСКИЙ КРУГ". — "Рандеву-АМ", 2001.

Евгения Свитнева выпустила за последнее время три небольших по объему, но стильных и качественных — по содержанию! — книги.
Автору, как, пожалуй, мало кому из современной пишущей братии, удается путем "принижения" и приземления лексики показать изящество внутреннего мира лирической героини, запечатлеть окружающий мир не только в черных красках.
Свитнева — опытный стилист и понимает, что истинно высокое высоким стилем выразить невозможно. Она сознательно (или бессознательно, в силу таланта) создает негативный лексический фон. И появляются в ее стихах такие неблагозвучные обороты, как "сейчас его с говном съем", "когда последний раз вы срали", "но мы-то успели заметить, что это собачье говно" (все цитаты из сборника "Так бывает"). И — неожиданно! — на этом неблаговидном фоне — девочка-подросток, утонченная душа, которой как-то надо выживать в жестоких каменных джунглях, чудесные и красивые люди, не подозревающие о своей красоте.

"И вдруг замечаешь: у тех, кто живет

                                             среди шпилей, штормов и закатов, взоры

имеют тавро цвета волн,

                                      бирюзы Морского собора..."
"Кронштадт" (Из книги "Питерский круг").

Все три новые книги Евгении Свитневой, на мой взгляд, удались!

Евгений СТЕПАНОВ