|
|
Гипотезы
и тезы
Александр
ФЕДУЛОВ
Послания
судьбы
"…провидение
— не алгебра; ум человеческий, по простородному выражению, — не пророк,
а угадчик. Он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие
предположения, часто оправданные временем, но невозможно предвидеть ему
случая".
А.С. Пушкин
"Там же выронил
я серебряную копеечку. Если и ее найдешь, и ее перешли. Ты их счастию
не веруешь, а я верую".
А.С. Пушкин
(Из письма П.В. Нащокину)
Весь человеческий
опыт говорит о том, что наша земная жизнь — лишь фрагмент общей космической
Судьбы, которая тайно ли, явно, но ведет с нами диалог. И диалог этот
разноуровневый — от примет и Сновидений до видений и голосов, от озарений
до полного сгорания. Еще замечено, что Судьба откликается тому, кто в
нее верит. Эта тема обозначилась и развилась благодаря, вероятно, в большей
степени людям искусства. Искусство — это поле, где человек, облекаясь
в робу Творца, лицом к лицу соприкасается — сталкивается! — с Судьбой.
Но умеем ли мы слышать ее реплики, которые художники-поэты своими руками
зарисовывают-записывают?
Всем известно, как суеверен был А.С. Пушкин. В воспоминаниях современников
упоминается о нескольких ярких случаях.
Гадалка Кирхгоф предсказала поэту ссылку, нежданное получение денег и
смерть от белокурого человека (а по свидетельству брата Льва — и роковую
женитьбу), что и свершилось.
В декабре 1825 года Пушкин порывался ехать из деревни в Петербург. Но
на выезде из усадьбы путь повозке перебежал заяц, да еще и попа встретили.
Все приметы нехорошие. И не повороти Пушкин назад, был бы он как раз 13
числа на квартире у Рылеева в самой гуще событий.
А накануне казни декабристов поэту приснилось, что у него выпало пять
зубов.
Бывает, что человек, обладающий фантазией и сильной волей, неумышленно
легализует свои видения и окружающих в том убеждает. У Пушкина не то,
у него все сложней. Пушкин — фигура трагическая. И чем больше я над этим
размышляю, тем больше в том убеждаюсь.
Жизнь поэта — это перманентный кризис, выливающийся порой в фатализм;
напряжение с властями, многочисленные дуэли. "Пушкин довольно суеверен,
и потому, как только случай сведет его с человеком, имеющим все сии наружные
свойства (по предсказанию Кирхгоф. — А.Ф.), ему сейчас
приходит на мысль испытать: не это ли роковой человек? Он даже старается
раздражить его, чтобы скорее искусить свою судьбу" (А.Н. Муравьев).
И вот этот ритм экстремальных ситуаций, которые разрешались в творчестве
и до некоторой степени служили горючим материалом, Пушкин во второй половине
20-х годов решается поломать. Истекает юность, наступает зрелость. Но
дело не только в этом. Пушкин чувствует необходимость поворота в творчестве.
И этот поворот, несомненно, должен был привести к роману в прозе. ("Погоди,
дай мне собраться, я за пояс заткну Вальтер Скотта", — говорил он
Нащокину). Что в свою очередь требовало совсем иных ритмов, иного образа
жизни.
Пушкин этот роман намечает своей биографией. Сюжеты теснятся в нем. Некоторые
он дарит Гоголю, другие подхватывает Титов. Трудность данного шага заключалась,
на мой взгляд, помимо всего прочего в том, что Пушкин работал, как бы
сейчас сказали кинематографисты, без дублера. Ему необходимо было силу
своего воображения подкреплять лично пережитыми ощущениями. Эта поправка
на подлинность гнала его в цыганский табор, на ярмарку и т.д. Напряженнейшая
духовная жизнь требовала разрядки и отклика, дружеского участия.
Пушкин мечется, окруженный всяческими "табу" как объективного
характера — цензура, смена поколений (его непростые отношения с любомудрами),
так и субъективного — назревает конфликт между интимным характером творчества
и публичным образом поэта, который уже достаточно сформировался. Пушкину
необходимо было время для спокойного размышления.
Он просится за границу: "Я бы желал совершить путешествие — либо
во Францию, либо в Италию. В случае же, если оно не будет мне разрешено,
я бы просил соизволения посетить Китай вместе с посольством, которое туда
вскоре отправляется". (Из письма Бенкендорфу от 7 января 1830 г.).
И в очередной раз получает отказ. И тогда он женится.
К. Брюллов: "На кой черт ты женился?" Пушкин: "Я хотел
ехать за границу — меня не пустили, я попал в такое положение, что не
знал, что мне делать, — и женился. (М.И. Железнов. Брюллов в гостях у
Пушкина летом 1836 г.).
По сути, так и было. Пушкин увидел Наталью Николаевну Гончарову в декабре
28-го или в январе 29-го на балу у танцмейстера Йогеля. Сватовство длилось
два года и завершилось венчанием 18 февраля 1831 года. О том, что эта
женитьба была отчаянным всплеском — поменять ритм, изменив свой общественный
статус, — а не любовным романтическим этюдом, можно судить уже по тому,
что поэт и до Н.Н. сватался к некоторым дамам, и во время сватовства к
Гончаровой не порывал свои связи (см., например, его письма к Собаньской).
Да и его просьба отпустить за границу...
Многие из современников считали эту женитьбу роковой. По факту свершившегося
они оказались правы.
В задачу моих заметок не входит оценка роли Н.Н. в судьбе Пушкина. Это
и в принципе невозможно — я не судья. В руках Судьбы все мы — слепые орудия.
Речь о другом. Об ответственности за тех, кого мы приручаем. И, думаю,
Пушкин это понимал. "Она бедная, безвинно терпит! В свете ее заедят",
— так передает Жуковский слова умирающего поэта. Как показывает история,
жена поэта, художника, человека, отмеченного талантами, — это почти профессия.
Гармония здесь редкая гостья. Но — к теме. А были какие-то знаки суеверному
Пушкину?
Вот — пунктиром — некоторые факты. Длительность самого сватовства я уже
отмечал. Далее. В этот период уходят близкие люди: в 1828 году умирает
няня Арина Родионовна, в 1830 г. — дядя Василий Львович, в 1831-м — за
месяц до венчания — Дельвиг. Судьба оголяет сцену, убирая наиболее дорогие
и привычные фигуры. В декабре 29-го Пушкин впервые говорит о своей смерти
в стихотворении "Брожу ли я вдоль улиц шумных":
Кружу ли я в толпе
мятежной,
Вкушаю ль сладостный покой,
Но мысль о смерти неизбежной
Всегда близка, всегда со мной.
Думал ли поэт, размышлял
ли над тем, "как слово наше отзовется"?
30-й год — чума. Три
месяца знаменитой Болдинской осени. Словно Судьба щедро напоминает поэту
о его предназначении. И уже видные всем, "говорящие" приметы
— во время венчания с аналоя падают крест и Евангелие, потом у Пушкина
гаснет свеча.
Но я хочу обратить внимание на еще один момент благоволения Судьбы к поэту.
9 ноября 1828 г., за 2 — 3 месяца до знакомства с Натальей Николаевной,
Пушкин написал (или записал) стихотворение, название которого фонетически
полностью входит в фамилию "Гончарова". Это "Анчар".
Древо яда.
Природа жаждуших
степей
Его в день гнева породила.
Кстати, Н.Н. родилась
27 августа 1812 г., на второй день после Бородинского сражения. День гнева.
"Анчар" был предупреждением Судьбы.
Я влюблен, я очарован,
Словом, я огончарован.
Даже в этом экспромте
Судьба подбрасывает поэту направление звуковых ассоциаций. Но он не понял,
что гон данных чар направлен против него, что это не метафора любовного
состязания, но символ охоты, где поэт — волк, судьба которого — быть затравленным.
И ведь вот что печально: даже если бы Пушкин понял это послание Судьбы
так, как я его трактую, он не поворотил бы назад.
|