|
|
|
Алексей
ВЕРНИЦКИЙ (Екатеринбург)
ТАНКЕТКИ,
или ЧТО ИДЕТ ПОСЛЕ УБЕЩУР?
Попросите своих друзей,
любящих поэзию, прочитать вам самое знаменитое стихотворение русского
футуризма. "Дыр бул щыл убещур!" — уверенно произнесет любой
из них и умолкнет. Многие даже не знают, что это не все стихотворение.
Кое-кто вспомнит еще "скум", однако едва ли у кого-нибудь в
голове всплывет идущее дальше "вы со бу р л эз". Разве не странно,
что "дыр бул щыл — убещур" так широко известно и даже вошло
в словари крылатых выражений, а продолжение совершенно забыто? У меня
есть собственное объяснение этого контраста. Дело здесь, с моей точки
зрения, не в зауми, поскольку "убещур" не менее и не более заумно,
чем "вы со бу". Различие между первой и второй частями стихотворения
состоит вот в чем. Первая часть "дыр бул щыл убещур" обладает
четкой звуковой симметрией и соразмерностью — в числе слогов, в числе
и длине слов, в расположении стихораздела (который я здесь обозначил тире)
и даже в расположении гласных и согласных в словах. Эта симметрия и соразмерность
нравятся среднему читателю, и поэтому эти строки легко запоминаются. Таково
мое объяснение.
Однако вы можете верно поправить меня, что лишь в некоторые эпохи среднему
читателю по вкусу соразмерные и ритмичные стихи, а в другие эпохи, напротив,
средний читатель предпочитают изломанное и непредсказуемое звучание. Я
согласен и выскажусь более корректно следующим образом: читая стихотворение,
читатель обращает внимание на число слогов, на число и длину слов, на
расположение стихоразделов. Это происходит немедленно, неизбежно и сильнейшим
образом влияет на читательскую оценку произведения в ту или другую сторону.
Я полагаю, что с этим вы согласны, и повторю это еще раз: когда читатель
читает стихотворение, он (бессознательно или сознательно) считает слоги,
слова и строки.
В предыдущей фразе я намеренно сделал оговорку о бессознательном или сознательном
счете. Дело в том, что сознательно человек может сосчитать до сколь угодно
большого числа, но делает это медленно, и такой счет разрушает живое впечатление
от стихотворения. Так русский читатель читает хайку: вначале он прочитывает
весь текст, не пытаясь считать слоги, просто как верлибр, а затем читает
во второй раз, медленно и загибая пальцы, чтобы убедиться, что слогов
именно 17. Кому нужно это второе чтение, превращающее читателя в машину?
Число слогов, слов и строк должно быть таким, чтобы читатель мог сосчитать
их, не считая специально, бессознательно и без напряжения, при первом
чтении.
Сделаю оговорку о японских хайку: из-за того, что в японском языке слоги
звучат четче и совпадают друг с другом по длине как при произнесении,
так и при написании, японцы не должны, как русские, считать слоги в строках
хайку сознательно. У них этот подсчет получается автоматически, как у
нас автоматически получается проверить, что строка написана ямбом.
Как можно писать стихи по-русски так, чтобы слоги в строках было легко
сосчитать? Ответ таков: этих слогов должно быть четыре или меньше. Дело
в том, что русские авторы и читатели натренированы в написании и чтении
силлабо-тонических текстов, и поэтому они легко могут опознать любой отрезок
речи длиной не более четырех слогов как стопу силлабо-тонического размера:
два слога как стопу хорея или ямба, три слога как стопу дактиля, амфибрахия
или анапеста, четыре слога как стопу пеона. Более того, следует отметить,
что разные длины стоп вызывают у читателя ассоциации с разными периодами
русской литературы (два слога — от Ломоносова до Пушкина, три слога —
от Лермонтова до Некрасова, четыре слога — Серебряный век), что еще более
облегчает читателю подсчет слогов, делая этот подсчет незаметным, автоматическим,
моментальным.
С одной стороны, эти соображения, а с другой стороны, мой интерес к поэзии
как виду медитации (о чем я писал в предыдущих статьях) привели меня к
изобретению новой поэтической формы. По аналогии с японскими танка я назвал
эти стихи танкетками. Танкетки — это твердая поэтическая форма, то есть
танкетка должна удовлетворять ряду правил. Вот правила, описывающие танкетку.
Танкетка есть стихотворение из шести слогов, разбитых на две строки либо
по 3, либо 2 в первой, 4 во второй. В танкетке запрещены знаки препинания
и должно быть не больше пяти слов.
Затем началась история танкеток, которую я не буду описывать здесь подробно.
Упомяну лишь две главные вехи: конкурс танкеток в апреле-мае 2003 (который
организовывали и оценивали вместе со мной Евгений Горный, Георгий Жердев,
Роман Лейбов и Дмитрий Манин) и создание в июне 2003 г. ежемесячного сетевого
альманаха танкеток в рамках сайта "Сетевая словесность".
Видели ли вы в документальных фильмах по астрономии, как вырывается из
солнца протуберанец? Из сверкающего солнечного лика в черное пустое пространство
выбрасывается столб светящейся солнечной материи. Точно так же я, глядя
сегодня на танкетки, написанные разными авторами за год существования
жанра, думаю о них как о протуберанце поэзии, выброшенном в то пространство,
где год назад в поэтическом смысле было пусто. Дело в том, что, с одной
стороны, танкетки несомненно являются частью поэзии: авторы, пишущие танкетки,
не пытаются перевернуть или сместить наше традиционное понимание поэтического
(вы можете оценивать это как положительный или отрицательный факт, но,
в любом случае, это факт). Однако, с другой стороны, написанные этими
авторами танкетки не похожи ни на какое ранее существовавшее явление в
русской литературе. С какими бы текстами вы ни сравнили танкетки — с танка
и хайку, с одностишиями, с крылатыми изречениями, с пословицами, с молитвами,
с силлабическими виршами — вы заметите, что танкетки написаны по-другому:
у них другая звуковая организация, другой круг тем и т.д. Эта непохожесть
позволяет мне заявить о том, что танкетки являются не только новой формой,
но и новым жанром в русской литературе.
Интересно отметить, что обсуждавшийся выше знаменитый фрагмент "дыр
бул щыл убещур" является танкеткой. Также является танкеткой известная
миниатюра Вознесенского "чайка — плавки Бога". Таким образом,
русская авангардная поэзия уже давно выказывала некоторое тяготение к
танкеткам. Однако лишь после того, как я определил танкетку как форму,
авторы начали на основе этой формы выстраивать своими текстами танкетку
как жанр.
|