Вернуться на предыдущую страницу

No. 3 — 4 (22 — 23), 2009

   
Книжная полка



Сергей КИУЛИН



* * *

Юрий Перфильев. ДРУГИЕ ДНИ. М., Библиотека журнала "Дети Ра", 2009.

Юрий Перфильев родился в 1951 году в городе Сочи. Закончил Ростовский-на-Дону институт инженеров транспорта и Московскую юридическую академию. Член Союза писателей России.
В настоящее время Юрий Перфильев широко известный автор. Он печатается в журналах "Дети Ра", "Крещатик", "Зарубежные записки", "Ковчег", "Футурум АРТ", "Зинзивер", в газете "Литературные известия" и во многих других изданиях.
И вот новая книга. Стихи в ней подобраны очень строго, здесь нет проходных сочинений, каждое слово на своем месте.
Юрий Перфильев — поэт непростой для восприятия. Он и традиционалист, и авангардист одновременно. Традиционалист — потому что использует классические стихотворные метры, точные (как правило) рифмы, авангардист — потому что наделен новым поэтическим видением.
Его метафоры сложны и нетривиальны, его язык богат, но не эклектичен.
Чувствуется, что автор прошел превосходную школу. Полагаю, что близкими поэтами Юрию Перфильеву являются Николай Заболоцкий, Иван Жданов, Алексей Цветков, Александр Чернов, Александр Кабанов, Елена Оболикшта.
Но, безусловно, он самостоятельный поэт, имеющий "лица необщее выраженье".
Основа поэзии Перфильева — это сильный метафорический ряд, безупречная звукопись и строгость, выверенность стихотворного метра.
Смысл в поэзии Перфильева спрятан далеко в метафоре, в других тропах. Но, возможно, именно такой тропой способна идти современная поэзия.
Вот характерное для поэта стихотворение:



* * *

С цепи, как бешенные цены,
на крик срываясь и размер,
согласно навыкам обсценным
шуметь повсюду, как шумер.
Псевдопотопная дилемма
месопотамские дела,
людское море по колено,
коль на закуску удила.
Москвавилон за облаками
пылищи пущенной в глаза
пугает вместо Мураками:
лихой маршрут, багаж, вокзал.
Мечты похожи на мечети,
босые с пятки до носка,
спецщит и тайный спецмачете
изобличают чужака.
Насельник сыт за перебором
окрестной скукой не вчера,
от огорчения с прибором
кладет на преданность двора.
Кипят безбашенные страсти
и поджимаются хвосты.
Глаза, просохшие от власти,
напрасны и, как звук, пусты.

Мне нравится, что здесь нет пересказа, чем грешит большинство стихотворцев. Это поэзия, которую не перескажешь прозой.

Сергей КИУЛИН



* * *

Максим Замшев. БЕЗОРУЖНЫЙ СОЛДАТ. М., Библиотека журнала "Дети Ра", 2009.

Стихи Максима Замшева — необычное явление в нашей литературной жизни.
Это стихи искренние, открытые — как говорится, душа нараспашку. Наверное, как никто в русской изящной словесности Замшев продолжает линию Сергея Есенина.
Важно при этом отметить, что стихи у Максима зрелые и выверенные. За каждое свое слово поэт отвечает.
Сочетание искренности, зрелости и версификационного изыска дает положительный результат.

Вот он пишет:

Ничего от меня не требуй,
Никогда обо мне не плачь.
Не размочит сухое древо
Даже скорбный вселенский плач.
И не выйдет никто навстречу,
И ворота не отворит.
Раскричался бедняга кречет,
Чтоб не слышать упругий ритм.
Этот ритм из щелчков и трещин,
Из пожатий холодных рук,
Этот ритм из мужчин и женщин,
Иссушающий все вокруг.
Деревянное сердце мира!
Деревянная моя боль!
Деревянная сохнет лира,
Деревянный грустит король.
Разгадаешь коварный ребус —
Пару дней отдохнет палач.
Ничего от меня не требуй,
Никогда обо мне не плачь.
Не молись на мои подарки,
Не к лицу тебе причитать,
Даже если на солнце ярком
Сможешь что-нибудь прочитать.

Чем еще запоминаются подобные стихи? Тем, что здесь виден человек. Лирический герой Максима Замшева, которому свойственны молодецкая удаль, бесшабашность, фатальный экзистенциализм.
Не пропустите эту книгу.

Сергей КИУЛИН