Вернуться на предыдущую страницу

No. 3 — 4 (22 — 23), 2009

   
Колесо обозрения



Ведущий — Евгений СТЕПАНОВ



ЮРИЙ КУВАЛДИН ПРОТИВ
ТОЛСТЫХ ЖУРНАЛОВ

Юрий Кувалдин дал интервью "Экслибрис НГ" (№ от 20.08.2009).
Называется "Как философствуют кувалдой.
Юрий Кувалдин о бессмертии, вечном возвращении и тайном имени Бога".

Вот фрагмент этого сенсационного интервью.

— Рассказывают, что вы перессорились со всеми толстыми журналами. Как это произошло?
— Я враг номер один всей этой шоблы. Я же много лет в толстых журналах печатался, но ушел оттуда, когда понял, что там сплошная заказуха идет. Вместо того чтобы играть по их гнусным правилам, я решил создать свою школу, свой журнал. С тех пор я ищу своих авторов, которые гораздо интересней тех, что раскручиваются толстожурнальной коррупционной тусовкой. И печатаю их в "Нашей улице".
— Но…
— Вот я недавно прочел вашу разгромную статью о Прилепине. Зачем вы ее написали? Вообще не надо писать о нем. Это не литература!.. Хотя с другой стороны, может быть, и правильно, что написали. В этом тухлом болоте надо уметь сжигать мосты.
Мой совет молодым авторам: уходите от авторитетов! Как сказал Мандельштам, "чужих богов не надо славить". Надо опираться только на себя и верить в себя. А сегодня сложилась ситуация, когда ходят некими тусовками.
Я долго сотрудничал с толстыми журналами, давал новые вещи. Потом произошла история с Юрой Малецким, великолепным писателем, который как устроился на работу в "Новый мир", так зарядил мою новую вещь — повесть "Вавилонская башня". Роднянская и все остальные встали на дыбы и выжили из журнала Юру Малецкого. Это замкнутая корпорация. Я прекратил с ней все отношения.
— Если бы у вас была возможность вступить в эту корпорацию, вы бы вступили?
— Нет, я очень вспыльчивый человек, искренний, говорю, что думаю. Там этого ни в коем случае делать нельзя. Там царит сплошная мимикрия, конформизм. Они не пишут, а работают в литературе. К счастью, литература стала недоходным делом. Проходимцев поубавилось. Но оставшиеся проходимцы вот уже двадцать лет пытаются удержаться наплаву за счет присвоения госбюджетных и прочих денег, путем раздачи различных премий.
— Двери "Нового мира" после громкого скандала закрылись для Владимира Шарова. Теперь он постоянный автор журнала "Знамя". А вы каким-то образом перессорились со всеми…
— Да, со всеми, потому что это очень тесная корпорация, которая живет за счет государственных субсидий. Они могут существовать только как сообщество, а писатель не может существовать в сообществе. Писатель, если он действительно писатель, представляет только самого себя, а не какой-то клан.
Я создал журнал "Наша улица". Вышло сто номеров на бумаге. Сейчас, в связи с кризисом, он выходит в виртуальном пространстве, но это и хорошо. Это еще раз доказывает, что слово нематериально. Макс Волошин говорил о трагедии материальной культуры: все материальное трагедийно, все исчезает: бумага, горы, вода, все исчезает, возобновляется. А слова, метафизика, —  они вечны. Вечный двигатель давно придуман. Это Бог, это Слово. Без слова ничего не движется в ноосфере.
— Как?! Вы вообще бы лишили толстые журналы государственной поддержки?

— Конечно. Чтобы они были в равных условиях со мной, с журналом "Наша улица". Но мой журнал может существовать без государственных субсидий, а они бы сразу рассыпались.
Я как-то зашел в "Новый мир", а там пять сотрудников, огромных мужиков, ходят по редакции. Что они там делают? Им бы бревна, уголь разгружать. Я один создаю журнал, ведаю издательством, пишу романы. А там люди только обозначают свою деятельность. Причитают: что с нами будет? Ах, закроется журнал, на что же мы будем жить?"

Интервью, это, конечно, ругательное. И бездоказательное. Спорить надо с фактами в руках.
И обобщать не стоит. Толстые журналы — не шобла, даже если они кому-то не нравятся.
Толстый журнал толстому журналу рознь.
Более того, даже работа разных отделов в журналах отличается.
Вот, например, отдел поэзии журнала "Знамя". Замечательная поэтесса Ольга Ермолаева там работает более 30 лет. И печатает очень хороших поэтов (забывая, кстати, о себе). И Вознесенского, и Ахмадулину, и Ваншенкина, и Сухарева, и Ерёменко… И молодых, и провинциалов.
А вот отдел поэзии "Нового мира".
Здесь в ХХI веке — не устану напоминать! — н и  р а з у (!) не напечатаны ни Вознесенский, ни Ахмадулина, ни Ваншенкин, ни Сухарев, ни Ерёменко…
Зато напечатаны следующие поэты: Андрей Василевский (4 раза), его супруга Ирина Василькова (8 раз), сотрудник редакции Владимир Губайловский (8 раз). И т.д. И это только стихи.
Вот в связи с этим уместно вспомнить про государственные субсидии, о которых говорит Ю. Кувалдин.
Дело в том, что государственные субсидии формируются (в том числе) из денег налогоплательщиков, то есть наших с вами. Если "Новый мир" получает государственные субсидии, а печатает стихи собственных сотрудников и жену главного редактора (пусть она даже очень талантлива!), а не печатает признанных во всем мире поэтов, которые давно стали живыми классиками, тогда здесь действительно что-то не так.
Я совершенно не против стихов Андрея Василевского, Ирины Васильковой или Владимира Губайловского, но хочется прочитать и других поэтов, не менее известных. И, возможно, не менее талантливых. Вознесенского, Ахмадулину… Есть-есть на Руси поэты.



* * *

Когда Андрей Василевский пишет в своем ЖЖ, что "Дети Ра" против "Нового мира", то это он неправильно пишет. Горячится. Возможно, выдает желаемое за действительное.
Скажу решительно и официально: "Дети Ра" не против "Нового мира". Как можно быть против журнала с такими великими традициями, журнала, который создавали своим талантом и произведениями Твардовский и Солженицын, Лакшин и Виноградов, Белов и Залыгин!.. Я преклоняюсь перед этим общенациональным журналом.
Но политика нынешнего "Нового мира" в области поэзии вызывает у меня горечь и недоумение.