Вернуться на предыдущую страницу

No. 2 (45), 2016

   

Книжная полка


КОРНЕЛИЯ ИЧИН. «Авангардный взрыв».
22 статьи о русском авангарде.
СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016

Настоящий подрывник готовится к своей работе всегда загодя и всерьез, продумывая каждую мелочь, рассчитывая каждый шаг. Корнелия Ичин, сербский литературовед, славист, исследователь русского авангарда, профессор Белградского университета, ученица, коллега и соавтор знаменитого Миливое Йовановича, прошла долгий и сложный путь, подготавливая собственный — авангардный — «взрыв».
За спиной у Корнелии — десяток книг (сборники научных трудов и материалы различных конференций, проходивших в Белграде с середины 2000-х годов и самой Ичин, как правило, организованных), в которых она выступала как редактор и/или составитель. Среди них: издания, посвященные Александру Введенскому и Даниилу Хармсу; поэтике Андрея Платонова; вопросам супрематизма; научным концепциям XX века и русскому авангардному искусству; теоретическим вопросам визуализации литературы; темам «Русский авангард и война», «Метаморфозы русской литературы» etc.
Сборник статей Корнелии, выпущенный в этом году Европейским университетом, — далеко не первая ее книга, написанная по-русски. В русскоязычном «багаже» (а были, естественно, и «сербские» издания) К. Ичин — «Лев Лунц, брат-скоморох» (о драматургии одного из «Серапионовых братьев»), «Поэтика изгнания: Овидий и русская поэзия» и еще несколько весьма любопытных работ, представляющих большой интерес далеко не только для филологов и литературоведов.
Нынешняя книга, в которой представлены 22 статьи, посвященные русскому авангарду, способна «вынести мозг» даже опытнейшим отечественным «взрывникам», знающим о «классическом» авангардном искусстве (начало ХХ века) едва ли не все (так, во всяком случае, им представляется). Собранные воедино, эти статьи Корнелии о виднейших фигурах русского авангарда открывают в их творчестве новые грани, незамеченные ранее важные особенности и аспекты, дают существенное приращение к картине «авангардного мира», сложившейся благодаря научным работам и книгам авторитетных исследователей, — русских ученых и славистов из разных стран. О чем бы ни шла речь в статьях Ичин, касается ли это роли образа Африки в становлении русского авангардного искусства, темы города в живописи и графике Ольги Розановой, «нулевой степени разума» (в статье, посвященной Алексею Кручёных и Казимиру Малевичу), стихотворных посвящений Бориса Поплавского Илье Зданевичу, источников божественного у Марка Шагала, отражения учения Н. Фёдорова в творчестве Павла Филонова, — все это вызывает желание кое-что обсудить и «додумать», а кое о чем и поспорить с автором столь увлекательных и «взрывных» работ.
Дополнительную ценность этой книге, как нам видится, придает то, что в нее включены статьи о поэтах и художниках русского авангарда, которых современные исследователи обходят стороной, или, скажем точнее, не слишком балуют вниманием: о Елене Гуро (в будущем году грядет ее юбилей — 140-летие) и Тихоне Чурилине (его оригинальнейшие стихи и удивительную прозу начали издавать и «переоткрывать» только в текущем тысячелетии); Александре Экстер и Василии Чекрыгине (их значение и «место» в истории русского искусства, на наш взгляд, несмотря на кажущуюся известность этих замечательных художников, еще предстоит всерьез и по-настоящему понять и переосмыслить).
Особенно хочется отметить большую статью Корнелии Ичин «Русский след в югославском журнале „Зенит» (1921—1926)». «Зенит» для сербов, хорватов и словенцев был единственным журналом, вводящим югославское искусство тех лет в общеевропейский авангардный контекст. А для истории русского авангарда и русской литературы в целом весьма значимы и существенны творческие контакты и сотрудничество с этим югославским изданием, выходившем в Загребе и Белграде, русских художников-авангардистов: Василия Кандинского, Александра Архипенко, Эль Лисицкого, Осипа Цадкина, Владимира Татлина и других. На страницах «Зенита» публиковались стихотворения Ильи Эренбурга, Валентина Парнаха, пролог Велимира Хлебникова к опере «Победа над солнцем» и даже фрагменты «Войны и мира» Владимира Маяковского.

Арарат К. Омаров