Вернуться на предыдущую страницу

No. 1 (51), 2021

   

Татьяна Кайсарова. Чётки огня.
М.: «Вест-Консалтинг», 2021


«Чётки огня» — книга, объединившая в себе любовную, пейзажную и философскую лирику. Неудивительно, что для объединения столь различных настроений автор выбрала предмет, состоящий из множества элементов, но обозначающий целостное. Четки — это, что постоянно накапливает энергию. Круг, символизирующий вечность. А энергия, как следует из физики, не исчезает в никуда, но лишь перетекает из одного вида в другой. Потому разные виды лирики имеют между собой много общего. В стихах Татьяны Кайсаровой силен мотив преодоления судьбы:

Только я пережду, поменяю цветы и картины,
и пока иван-чай догорает у ближней межи,
заплутавшее время усилием снов отодвину
и услышу в шуршанье листвы: «не спеши, не спеши…»

Нет-нет, торопиться не надо! Перебирать бусины четок следует не спеша, сосредоточившись на Том, Кто выше этого мира. Этот предмет дает способность трансформировать количество в качество, увести душу от земли — вверх, к небу:

И только ожиданья хрупкий лед
так медленно ласкает край порога,
что ощущаешь счастье и полет
в обитель света, во владенья Бога.

Эмоция ожидания изначально овеществлена, поскольку привязана к конкретному предмету — ломкому льду. Эта эмоция предполагает бездействие, что выражается в неподвижном созерцании, спокойном и смиренном. А успокоившись и ощущая близость к Богу, думаешь: может быть, лучше и вовсе не иметь никаких ожиданий? Освободившись от представлений о том, «как все должно быть», жить в настоящем моменте? Открытость для всего происходящего рождает освобождение от напряженности, доверие к миру, и в, конечном итоге, — безмолвное упование на волю Всевышнего.
Эта тема — освобождение сознания — очень важна для автора. Однако более всего ее беспокоит — ради чего, вернее, ради Кого стоит прикладывать эти усилия. Мы сможем отложить все мирские попечения усилием воли, но, как правило, лучше всего это удается в час испытаний, когда бесполезно цепляться за земные блага:

Горькое лето, на марлевой маске репей.
Капля хмельного — и сны размывают сознанье.
Крабы и устрицы? Нет, огурцы и порей —
и налегке, в голубые края мирозданья!

Марлевая маска — примета «новейшего времени». Новая книга стихов (на минуточку, восемнадцатая по счету!) написана автором в непростой период пандемии (2020-2021 гг.). Это обстоятельство не могло не повлиять на лирику Татьяны Кайсаровой. В текст вводится не только опознавательный знак «ковидной эпохи» и тревожное прилагательное «горькое», но и радость освобождения от «излишеств» нашей короткой земной жизни, призыв к умеренности во всем (хотя речь идет, казалось бы, только о гастрономических изысках). Тот, кто понимает, что земное существование преходяще, никогда не увидит смерти. Биологическую — да, как и все остальные, но не духовную.
Отказываясь от ненужного, героиня Татьяны Кайсаровой прославляет неподвластное человеческому уму:

Окно открою — летний звездопад,
луна застыла медною монетой.
Стекает в сад немыслимое лето.
Со мной судьба играет наугад,
я благодарна вечности за это.

Все наши жалобы по поводу того, чего мы лишены, проистекают от недостатка благодарности за то, что мы имеем. А благодарность произрастает от нашего внимания к окружающему миру. Нельзя сделать счастливым человека, неспособного увидеть, как много вокруг него хорошего: полночь, летний сад, тепло... К счастью, героиня Татьяны Кайсаровой лишена жадности. Интересно и слово «наугад». Так ли уж слепа судьба? Похоже, это наречие появилось в тексте для того, чтобы подчеркнуть: не стоит задумываться о том, почему и для чего что-либо произошло: поблагодари за случившееся и живи дальше. Лето прекрасно. Несмотря ни на что.

А вот так автор пишет о любви — пламенно и порывисто:

Глазами мальчика — огнем янтарной плазмы
гляжу в тебя — ловлю восторг и боль.
Открытый космос, невесомый разум —
приемлю все! От выбора уволь.

В человеке огонь символизирует эмоциональную сферу. Любовь, ревность, страсть, жертвенность и ярость — все эти чувства, накаленные до предела, вызывают лично у меня легкую оторопь: какая буря бушует! Плазма — это и вовсе переходное состояние между веществом и энергией. Сколько же душевных сил вложено женщиной в эти отношения! Однако в христианской иконографии огонь олицетворяет искушение, и этот смысл в данном контексте всплывает неспроста: боль? Почему боль, ведь героиня влюблена? Или любви без боли не бывает?.. А может быть, это и вовсе страсть, знающая лишь два состояния: эйфорию, сменяющейся душевной болью? Пожалуй, на этот вопрос так просто не ответишь...
Нет, все-таки не верится, что за счастливые моменты героиня Татьяны Кайсаровой расплачивается ревностью и потерей покоя. Автор создает собственное измерение, которое принадлежит только ей одной: яркое настоящее. Торжество света и жизни над мраком и унынием. «Чётки огня» — светлая книга, воспевающая красоту и хрупкость человеческой жизни:

…Очнись. И ты увидишь, как летят
сквозь ткань судьбы неведомые птицы
куда-то вдаль, и эта даль слоится,
алеет, превращается в закат,
чтобы недолго тлеть и долго сниться.

Ольга ЕФИМОВА