Вернуться на предыдущую страницу

No. 2 (53), 2022

   
Александр Олейников, «Еще не вечер»
М.: «Вест-Консалтинг», 2022

Услышав словосочетание «Еще не вечер», мы обычно чувствуем легкий прилив сил: еще не все потеряно, пока еще есть время, чтобы успеть… (Нужное вставить, его каждый заполняет сам согласно своим жизненным ценностям.) Истечение сроков, образно выражаемое словом «вечер», отодвигается, а значит, жизнь продолжается. Разве это не повод для оптимизма?
В своей книге, озаглавленной столь обнадеживающе, Александр Олейников уделяет большое внимание философским вопросам бытия. Он создает форму достаточно простую и вместе с тем легко узнаваемую, тяготеющую к афористичности. Пафос его лирического героя связан с особенностями авторского изложения, которое намертво врезается в память. Попробуйте это не запомнить!.. Рифма-то более, чем распространенная, а содержание эффектно и поучительно:

И в этом даже что-то есть:
Чем тоньше лесть,
Тем слаще месть.

Желание причинить обидчику ответные «неудобства» свойственно человеческой натуре, но может ли эта сила действительно восстановить справедливость? Зло уже совершено, и «ответочка» лишь раскачает маятник: зла на земле станет не меньше, а больше.

Современные басни берут за основу классические мотивы. Вот и автор этой книги активно осваивает древний жанр, однако жанровое содержание его произведений относится к XXI столетию, а героем иной раз выступает… внедорожник. Ага. Джип. Сами понимаете, что от «адской машины» автор требует аккуратности на дороге так же негодующе, как некогда простые граждане призывали к порядку ухарей-купцов, разъезжающих на «тройках» породистых лошадей:

Теперь смелее разъезжай!
Ведь трусом быть негоже!
Но грязью ты не обдавай,
Пожалуйста, прохожих.

В общем, соблюдайте правила дорожного движения. Не чуждо автору и осмысление масштабных политических процессов. В басне «Война холодильника и телевизора» Александр Олейников изящно объясняет причину непростой ситуации в стране:

Но люди все прекрасно знают, —
У нас понятливый народ, —
Что голодранцы побеждают,
Когда их голод доведет.

Эх, времена… Сейчас никого не удивишь простым и естественным разъяснением источников социальных неурядиц, но попробуй-ка так напиши, скажем, лет семьдесят назад… Впрочем, времена меняются, а стремление человека философски осмыслить этот мир остается. Как и осознание того, что человеческое существование базируется на библейских постулатах. Автор задает самому себе проверочный вопрос, который по мере прочтения становится риторическим:

Зачем мне накопления?
Зачем они мне тут,
Когда до потопления
Осталось пять минут?

Стяжательство, конечно, грех. Но тут вопрос гораздо серьезней: надо ли копить «на черный день» (все-таки в миру живем, кушать хочется, да и о будущем в рамках отпущенного думать стоит) или же сосредоточиться на приготовлении к жизни вечной? Это стихотворение содержит в себе как упоминание о Всемирном потопе, так и предостережение, что времени у нас осталось гораздо меньше, чем мы представляем. Особенно оно актуально сейчас, когда мечтаешь только об одном: чтобы никакой ядерной войны, пронеси, Господи… Кстати, о Боге и о конечности жизни автор тоже размышляет, и рассуждения его весьма категоричны, поскольку он строг к себе:

Господь возьмет мою тетрадь,
Ошибки подчеркнет.
А время, чтобы исправлять
Их даст? Хотя бы год?

Впрочем, год — это роскошь. Тут бы в завтрашний день без потерь войти… Но пока мы живы, есть возможность осмысливать эту жизнь, откликаясь на злободневную действительность как философской лирикой, так и неувядаемой, хлесткой басней. Басни вообще сейчас мало кто пишет, хотя жанр не утратил своей актуальности. Только раньше писали все больше про антропоморфных животных, высмеивая те или иные пороки, а сейчас общество само задает тон, о чем писать. Героем басни может стать даже… сыр пармезан. И не утратившая злободневности на фоне импортозамещения тема противостояния отечественного и заграничного образа жизни (вспоминаем известное «А сало… русское едят!») теперь звучит чуточку по-другому. Автор подчеркивает еще и теперешний дефицит некоторых продуктов, которые предназначаются исключительно для гурманов, для тех, кто оторвался от народа:

Сегодня ты деликатес,
А завтра, может, ты исчез.

И снова, как и везде, завуалированный призыв: помните о главном. Лучше питаться попроще, но жить на этой грешной земле. И, конечно, оставаться самим собой, а не как переполошившая весь пруд рыбина из басни «Ипостаси карася». В нравоучительной форме автор «припечатывает» бесполезные попытки отдельных членов общества воображать себя кем-то иным, нежели они есть:

Позвольте кончить мне на сем.
Быть баснописцем — мука!
Тот, кто родился карасем,
Навряд ли станет щукой.

Читая книгу Александра Олейникова, убеждаешься, насколько велика трансформация басенного жанра в современных условиях. Содержание изменилось до неузнаваемости, но структура и предназначение — аллегорически показать людские пороки — никуда не исчезло. Еще есть что исправлять, а значит, есть, кому учить народ в иносказательной форме. Новый сборник автора, рассчитанный на широкую аудиторию, заинтересует тех, кто в последний раз сталкивался с жанром басни еще в школьные годы. Будучи созвучной современному читателю, эта книга наверняка направит его мысли в созидательное русло.

Ольга ЕФИМОВА