А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Александр БУБНОВ (Курск) — поэт, визуальный поэт, литеролог, палиндромист, автор и исполнитель песен. Редактор-издатель журнала "Визуальная поэзия" и газеты "АмфиРифмА". Автор книг "Быть хорошим и разным" (1994), "Solo-way" (1995), "Боли ныни лоб" (1995).



Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" (№ 4, 2002 г.).



ПАЛИНДРОМНЫЕ СКОРОГОВОРКИ

(из опыта работы педагога и исследователя палиндромии)

Форма палиндрома ("перевертыша"), когда текст читается одинаково с двух сторон, очень подходит для сочинения скороговорок. Звукобуквы повторяются в обратном порядке — это свойство палиндрома "играет" в скороговорках при использовании соответствующих звуковых пар.

Обратим внимание на пару Л/Р, типичную для скороговорок. Меняя гласную между этими звукобуквами и используя омонимы, можно сочинить скороговорку в форме палиндромных стихов. Это перевертень, где каждая строка — отдельный палиндром. Повторяя звуки и слова, наращиваем сложность от строки к строке:

Лир думу мудрил,
а лира думу дарила,
и Лора Ладе дала роли,
а ЛОР флаг уплёл — пугал Фрола,
а ЛОР — фурор у Фрола, —
и лиротворили, и лировторили,
и лиротараторили!..

Из такого многострочного стиха можно вычленить отдельную скороговорку, например, такую:

ЛОР, филёр брёл и Фрол.

Здесь чередуются не только сами звукобуквы Л/Р, но и звуки по твердости /мягкости, что создает дополнительную сложность в произнесении и, соответственно, дополнительные возможности для тренировки этих звуков.

Обратите внимание на то, что буква Ё в вышеприведенной скороговорке сохраняется и при обратном "движении". Это "Абсолютный" стиль в палиндроме — ВСЕ буквы на своих местах, форма соблюдена максимально точно. Есть "Строгий" стиль, когда разрешается взаимозамена Е/Ё и не обозначены точки над Е. Бывает, что не учитывают мягкий знак, позволяются некоторые другие "вольности" — тогда это называется "Вольным" стилем. В скороговорке важнее произношение и звуковая игра, например, на паре С/Ш (с привлечением Ж):

— Ужа Леша сшил или лишь Саше лажу?
— Лишь Саше лажу уж Алеша сшил!

Такой диалог способствует вовлечению друзей в "скороговорочную" игру, при этом полезно меняться ролями, соревноваться.

Как видим, для палиндрома характерно не только частое употребление личных имен, но и использование редких, жаргонных слов, которые позволяют расширить семантику — ведь далеко не все часто употребляемые слова "подходят" для формы палиндрома.

Обратите внимание на характерную "каламбурность" палиндрома: ужа Леша / уж Алеша; "сдвигология русского языка" (фраза Алексея Кручёных). При этом уж превращается из пресмыкающегося в... частицу, а Леше хоть бы что — его можно называть и Алешей.

Вариант скороговорки может состоять и из единого палиндрома — монопалиндрома:

— Уж Алеша сшил ли шубу?
— Шил лишь Саше лажу!

Вообще, семантика абсурда и юмора — это то, что (в числе прочего) во многом роднит палиндромы со скороговорками. В палиндромии же дополнительно ощущается звуковая и визуально-буквенная симметрия, что создает своеобразную эстетику.




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 5 — 6 (31 — 32), 2007 г.



BUBN OFF


"Инь-Ян-Другие" (из цикла "Листоверты")




"Депутату – Педагога!" (из цикла "Визуоциклодромы")




"СашаСонеСтелетСено" (из цикла "Тавтоциклодромы")




F. FONBUBNOFF. "БОНИФАЦИЮ"



ХАМ ЛАПАЛ МАХ

МАТ ТОПОТ ТАМ
"ХА-ХА" - "АХ-АХ"
ХАМ ТОП ПОТ МАХ
"МАДАМ" "МАДАМ"

ДАН МАТ ТАМ НАД
НОТ ЛАД ДАЛ ТОН
НО ЛАПАЛ ОН
"ДАЛ" МАХАМ "ЛАД"

ОН ЛАПАЛ НО
ТОН ДАЛ ЛАД НОТ
ДА МАХАМ АД

ДАЛ "МАМАМ" ЛАД
ДОХОД ДОХОД
ПАЛ ТОПОТ ЛАП

"Зеркальный сонет" (из цикла "Визуосонеты").