А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   
Владимир БУРИЧ (1932 — 1994) — поэт. Родился в Харькове. Выпускник факультета журналистики МГУ. Первые публикации состоялись в 1955 году. Переводчик польской, чешской и сербской поэзии. Удостоен ордена ПНР "За заслуги перед польской культурой". Стихи В. Бурича переведены на шестнадцать европейских языков. Автор двух книг стихотворений (верлибр), вышедших в 1989 и 1995 годах.
Умер в 1994 году в Македонии, куда приехал для участия в Стружских вечерах поэзии.






ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ

Черное
ищет белое
чтобы убить в нем светлое
и превратить его в серое
или
полосатое




Стихотворения были опубликованы в книге "Антология русского лиризма. ХХ век". Издательство: ООО "ФЭРИ - В", Москва, 2000 г.



* * *

Разве можно сказать цветку что он некрасив?



НОЧЬ

Я лежу на спине
и смотрю в потолок
с ушами полными слез




Статья и стихотворения опубликованы в альманахе "Поэзия", № 36, Москва, "Молодая гвардия", 1983 г.



ВТОРАЯ СТИХОТВОРНАЯ ТРАДИЦИЯ

Эта традиция идет из глубины веков. От эпохи досиллабических виршей. И когда будет составлена антология классического русского свободного стиха, в ней мы увидим таких поэтов, как Сумароков, Сковорода, Борятинский, А. Добролюбов, Фет, Блок, Кузмин, Сологуб, Волошин, Гуро, Ремизов, Крученых, Хлебников, Маяковский, Каменский, Цветаева, Мандельштам, Есенин, Рерих, Гастев, Нельдихен, Мазурин, Кирсанов и многие другие.
Современный литературовед Ю.Б. Орлицкий, обследовавший 2203 поэтических сборника русских советских поэтов, вышедших в 1960—1974 годах, обнаружил, что к свободному стиху за этот период обращались 698 поэтов.
  • Все эти авторы непохожи друг на друга.
  • У них разное самопознание-самовыражение, миропознание-мировыражение;
  • у них разное выражение реального и фантастического, обыденного и парадоксального;
  • у них различна форма изложения содержания со стороны категорий "ясное" и "темное" (ясно о ясном, ясно о темном, темно о темном, темно о ясном);
  • у них разный способ изложения содержания: одни излагают его по законам повествования (завязка — экспозиция — кульминация — развязка), другие по законам формальной и поэтической логики, третьи по принципу свободных ассоциативных связей;
  • у них разная лексика: от разговорной, на которой изъясняется лирическое "я", до академической, которую употребляет философское "я";
  • у них различно отношение к образотворческим средствам (метафоре, например);
  • в их стихах различный порядок слов (прямой и инвертированный);
  • у них различны средства экспрессии (синтаксические фигуры и прочее);
  • у одних есть знаки препинания, а у других нет (и это оправдано)...
В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен).
С точки зрения эстетической, конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — естественности.
Общей заветной мечтой и конвенциональных и либрических поэтов является создание стихов, в которых возникает эффект нерукотворности.
Такое случается крайне редко.
К этому я и стремлюсь.



* * *

Недостроенный дом
это мысли о лете
о детях
о счастье

Достроенный дом
это мысли о капитальном ремонте
наследниках
смерти



* * *

Жизнь —
постепенное снятие
масок

до последней
из гипса



Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 9 — 10 (35 — 36), 2007 г.



НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА



* * *

Акад. А.И. Алиханяну

Сорвите с меня повязку виденного
Сбейте с рук оковы сделанного

О это первое озеро
отразившее первое облако



* * *

Возможно
мир изначально
был черно-белый

и глухонемая природа
при помощи цвета
подавала нам какие-то знаки

А мы
смешали азбуку красок
окрасили землю
                  небо
                  воды
Тайна останется нераскрытой



* * *

Я заглянул к себе ночью в окно

И увидел
что меня там нет

И понял
что меня может не быть



* * *

Жизнь —
искра
высеченная палкой
                                слепого



Сон (1)

Огромное
от океана до океана
существо
лежит
ест
хлеб с металлом

и еще чем-то

что не дает хлебу засохнуть
металлу заржаветь



* * *

Ненависть деструктивна
Любовь требует формы

Как трудно творить
на столе
разоренной планеты



* * *

Время чтения стихов
                это время их написания

прикосновение
стокрылого ангела
книги

разговор рыб
ставший слышимый
птицам
оно где-то
между подушкой
и утром

Стихи мои!

Будут пытать
не выдам
сожгут все списки
не вспомню

Время чтения стихов

Спешите!

Оно никогда не наступит



* * *

Бабочка —
                        договор о красоте
                        имеющий равную силу
                        на обоих крылышках



* * *

Солнце сменяет Луну
Солнце сменяет Луна
Одно Солнце

Одна Луна
Чистая случайность
только задержавшая развитие
человеческого воображения



ПЛАКАТ

Есть надо вместе

Как раздражает пережевывание пищи
когда ты голоден

Ненависть голодного

Как раздражает пережевывание пищи
когда ты сыт

Ненависть сытого

Есть надо вместе



ТЕОРЕМА ТОСКИ

В угол локтя
вписана окружность головы

Не надо
ничего
доказывать



* * *

Я иду за водой
и о дно моего ведра
головами бьются ромашки



* * *

И снова
желание заглянуть в себя
в дырочку от пули



* * *

Мертвые
отодвигают ногами
ограды кладбищ



ХРОНИКА

Вчера как всегда
ждал
пришествия Христа



* * *

Все наше бунтарство
это скрытая форма покоя
мы лжем
мы жаждем
чтобы гвоздь был вбит
шар скатился
капля упала



* * *

Отрежут язык —
буду им как кистью
писать свои мысли на заборе



* * *

Я арестант
с наручниками словарей
всю жизнь ищу в них
волшебное слово
которое
освободит мой дух



* * *

Я старьевщик
я собираю продукты распада
они гуманны и безобидны
иглы уже не уколют
колесо не раздавит
Я речник
ставлю временные пирамиды из досок
в память о мелях
Грабли
да конечно нужны бы грабли
собрать
опавшие волосы солнца



* * *

Я в городской психиатрической больнице
Приходите ко мне со своими страхами
маниями
сновидениями
музыкальными галлюцинациями
я расскажу вам про химизацию народного хозяйства



* * *

Профессии развращают —
машинистка вытирает боты чистой бумагой
мельник ходит в муке по колено
редактор не смеется над Швейком
не плачет над Бедной Лизой



* * *

Я ныряю
в темный туннель строчки и оказываюсь
в ослепительно белом поле
где
среди палочек и птичек
пасутся жирафы
вопросительных знаков



* * *

Проходят годы
и молодеют
лица на фотографиях



* * *

Бывают мгновения
когда грудь охватывает такое ликование
и вдруг становится так удобно
жить в своем теле



* * *

На перекрестке
времени и пространства
стою
торгую
днями своей жизни
подходите
покупайте
вот этот свежий
с красными боками рассвета
их сорвали
руки любимой

Смотрю на них
плачу
обливаю слезами
белой кровью воспоминаний



* * *

Стареем
я
моя кепка
мост через реку

Старение камня — эталон старения

Старение — вот что нас объединяет
Мы в едином потоке старения

Мое старение адекватно
старению десяти кошек
четырех собак
я не увижу старости
этого галчонка



* * *

То о чем знаю только я
и о чем меня никто не спросит



* * *

Письма
бумажные цветы
на могиле любви



* * *

Я
спокойный и трезвый
как анатомический атлас стоящий рядом с историей философских учений
придя к выводу
что быть сильным так же пошло как быть слабым
что быть богатым так же пошло как быть бедным
что быть храбрым так же пошло как быть трусом
что быть счастливым так же пошло как быть несчастным
что прикладывать к чему-либо руки так же пошло как держать их в карманах

прошу вас
считайте что меня не существовало



* * *

Жизнь — это свободное от смерти время



Предисловие и подготовка публикации Вячеслава Куприянова