А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | # | библиография |
Владимир ЕРМОЛАЕВ — поэт. Живет и работает в Риге.
Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" № 1 — 2 (14 — 15), 2007 г.
ТРИНАДЦАТЬ ВЕРЛИБРОВ
1. поэма жары
если термометр в 6 вечера
при попадании на него солнечных лучей под углом приблизительно в 30 градусов показывает 40 градусов то сколько он покажет в тени или если его выломать и унести в комнату где валяются пустые пивные банки и бутылочки из-под колы банановая кожура огрызки яблок пластиковые коробочки из-под мороженого старые номера журналов "National Geographic" "Games and Culture" "Riigas laiks" "Игромания" "64" программки афиши каталоги пластиковые пакеты постеры книги теннисные шарики из целлулоида и ракетки и ни одного предмета который могла бы оставить женщина сколько он покажет сколько 2. вернуться
вернуться
может быть это значит согласиться на встречу с самим собой пригласить самого себя в клуб "Полковнику никто не пишет" выпить коньяку послушать джаз который крутят виниловые диджеи Том и Загга похвастаться новыми часами Ролекс и командировкой в Париж и сказать не парься приятель видишь как все обернулось нужно только пережить переждать перетерпеть я привезу тебе из Парижа какую-нибудь безделушку наполеоновских времен кивер шкатулку статуэтку или если хочешь все издания "Магнитных полей" Бретона будь стойким парень научись играть в настольный теннис и не увлекайся чересчур Брамсом а может быть вернуться это значит сидеть в ресторане "Хабиби" пить зеленый чай курить кальян с табаком Al Fakher Gold и слушать собственные сбивчивые рассказы о триумфальных празднествах детства о его величественных катастрофах о радости лунных полей о тоске ночных площадей и улиц вдыхая вместе с этими воспоминаниями влажный теплый дым превращая прошлое в цветущий розовый куст или сад из яблонь нет вернуться это значит другое говоря простым языком это прыжок в воду с пятнадцатиметровой вышки спидрайдинг на крутом склоне погружение на воздухе глубже сорока метров это значит поверить как верил раньше в то что жизнь может задаться и не задаться что смерть может удасться и не удасться что возможны потери и обретения триумфы и катастрофы вот что значит вернуться по-настоящему вот что такое подлинное возвращение каждое утро подтверждать свой выбор в пользу неизвестного каждый день рисковать жизнью и смертью преодолевая соблазн Ролекса и Парижа 3. ночная песня
вечером Басё отправляется к святилищу
он останавливается у первых ворот сумерки сгущаются зажигаются фонари на вершине Камидзи ветер шумит в кронах сосен охваченный волнением Басё говорит безлунная ночь вековых криптомерий трепет в объятиях бури поэт наделен чутким слухом зорким взглядом и отзывчивым сердцем он слышит голос природы с далеких гор долетает звуком слабеющим приносится ветерком из зеленых долин прохладным лепечет в светлых ручьях подобно детской молитве брезжит сквозь черные ели рассветом тысячелетним о волшебная песнь Ночи издалека доносится шум потоков легкий трепет проходит по темным деревьям что моя невнятная речь в сравнении с этой песней сонное бормотание где теперь эта чуткость слуха зоркость взгляда отзывчивость сердца бродя по лесу поэт спотыкается о выброшенные покрышки он слышит шум самолета заходящего на посадку шум автомобилей на автостраде облака подсвечены снизу городскими огнями на луне валяются русские и американские железки в половине первого ночи Eurosport начинает трансляцию полуфинального матча между Уильямс и Янкович и нокиа почти разрядилась 4. низвержение в Мальстрем
луна
летучий голландец неба обжигает белым безумием пожирая звезды и облаков полипы но море спокойно легкая рябь голубая кора четкая линия горизонта корабль будто прилип к воде едва можно разглядеть буруны под форштевнем паруса выгнуты в сторону противоположную изгибу луны так словно шхуна делает девять-десять узлов может быть больше там впереди море обрывается отвесно падает вниз море падает вниз все море по всей своей ширине рушится вниз от гори- зонта до гори- зонта водопады представляют собой ценный рекреационный ресурс при посещении водопадов реализуется познавательный эффект туризма в части происхождения водопадов водопады создаются таким образом reelflow + партиклы clouds + мультистриксы замутить получившееся спрайтами ориентированными к камере пустить по мешу анимированный шейдер с дисплейсом протянуть мапинг на плэйнах с анимированным транспаренси и в конце зафэйкать все дополнительными частицами шхуна как будто повисла задержанная какой-то волшебной силой на половине своего пути в бездну who is our Master наш бог фотомикс our strength is from within www.masterfile.com/promos/featuredartists/allandavey/7.html ПРИМЕЧАНИЯ
1. "шхуна как будто повисла задержанная какой-то волшебной силой на половине своего пути в бездну" — Э. По. "Низвержение в Мальстрем". 2. "who is our Master", "our strength is from within" — ссылка на текст группы ANTESTOR: The Lord Is Our Master // O Lord Make Us Win // The Lord Is Our Master// Our Strength Is From Within. (Battlefield.) 3. Текст перекликается с эпиграфом к рассказу Э. По "Низвержение в Мальстрем": "Пути Господни в Природе и в Промысле Его не наши пути". 4. Электронный адрес, указанный в конце, — часть стихотворения (по этой ссылке можно увидеть постер фотохудожника Алана Дэви, описываемый в начале стихотворения). 5. быть кафкой
быть кафкой не так уж сложно
нужно лишь привыкнуть к бессоннице или странным снам когда тебя шинкуют большим кухонным ножом или тащат на веревке через весь дом с нижнего этажа на верхний и дальше сквозь крышу тащат с таким усердием что над крышей появляется лишь пустая петля а куски твоего тела остаются на ступеньках и перекрытиях быть кафкой не так уж сложно нужно лишь приучить себя не обращать внимания на тошноту сыпь сердцебиения на эти ужасные головные боли когда череп давит на мозг с такой силой что мозг проступает наружу сквозь мельчайшие поры в костях на страх перед старостью и страх перед молодостью страх перед смертью и страх перед жизнью на постоянное желание выпрыгнуть из окна быть кафкой не так уж трудно если научишься выносить беседы за общим столом игру в карты присутствие сестры увлеченно читающей книгу или рассеянно чистящей зубы визиткой шум в соседней комнате где выгребают золу или поют где мать забавляется с чужими детьми плач младенца в доме напротив похвальбу отца и его упреки работу на фабрике инспекции отчеты разговоры с шефом и сослуживцами быть кафкой очень трудно когда чувствуешь себя неспособным писать когда ощущаешь изнеможение после первой же строчки когда фразы выходят с пустотами в которые можно заснуть руку по локоть когда не можешь найти грань между жизнью и ужасом когда мечтаешь о большом глотке холодной воды и благодаришь производителей макарон потому что их изделия так нежны что их может проглотить даже твое омертвевшее горло ПРИМЕЧАНИЯ
1. Верить, что когда-нибудь я смогу запросто отважиться на большой глоток воды. 2. Если бы эти макароны были не такие нежные, я бы вообще не мог есть, всё обжигает, даже пиво. (Разговорные листки Кафки.) 6. кафка 03.12.1911
франц кафка собирается читать сестрам автобиографию Франц
Грильпарцера он ждет когда слушательницы усядутся и внимательно на него посмотрят дождавшись он начинает читать поначалу ему не хватает дыхания он бросает быстрые взгляды на сестер описание сумрачных комнат и дровяного подвала не производит на них впечатления их не пугает грязный проулок на который выходят окна детской ее огромные размеры темные углы жуть дровяного подвала крысы бегающие по ногам кафка складывает кончики пальцев и пытается преодолеть внутреннее препятствие мешающее его голосу литься свободно он читает об увлечении Франца театром его голос становится тверже он перечисляет атласные плащи камзолы колеты широкие пояса браслеты ожерелья внимание слушательниц оживляется и это его подбадривает плотина рушится пространство для голоса расширяется он читает о первых поэтических опытах Франца уже не замечая сестер голос франца звучит уверенно он наполняет собой всю комната дом город мир все прислушивается к его словам отзывается резонирует он ощущает в себе нечто редкое основание причину право резон д'этр он имеет право существовать никаких сомнений он существует по праву у него этого права не меньше чем у других нисколько он читает о влюбленности Франца о первых песнях и пьесах о покровительстве графа Штадиона об интригах завистников и о противодействии цензуры он существует существует существует в этом нет сомнений и его имя Франц пишется с большой буквы так же как имя Франца Грильпарцера в этот миг из магазина возвращаются родители раздается голос отца его шаги горизонт суживается внутренняя плотина восстанавливается мир больше не резонирует потеряно основание утрачено право нет больше ни одной причины никакого резон д'этр франц умолкает сестры поспешно встают со стульев входит мать и за ней отец ПРИМЕЧАНИЯ
"Недавно я читал вслух моим сестра биографию Мёрике, хорошо начал, еще лучше продолжил и наконец, сложив кончики пальцев, своим ровным голосом одолел внутреннее препятствие, создал все более расширяющуюся перспективу для своего голоса, и в конце концов вся комната вокруг ничего иного не могла уже воспринимать, кроме моего голоса. Пока не позвонили возвращающиеся из магазина родители". Ф. Кафка. Дневник. 3.12.1911. 7. поэма БДСМ
приступ романтизма сходен с приступом ревматизма
наступление подготавливается скрытно метафизический сквозняк продувает клетки суставов сердца и мозга и вот однажды утром ты оказываешься в плену ноги скованы кандалами на руках браслеты наручников бесконечность двух колец и еще одно кольцо на шее вроде испанского воротника пытка начинается ты Раб бесконечность Хозяин ты Паж бесконечность Суровая Госпожа она Домина ты саб и долой все три принципа никто не спрашивал тебя о согласии никакой договор не гарантирует твоей безопасности Раб не может интересоваться причинами наказания Паж не может прервать отношения с Госпожой но прислушайся к тихому голосу этот голос тебе знаком о Домина я полностью принадлежу Тебе Твоя Власть беспредельна я Твой ничтожный раб будь жестока со мной позволь мне страдать уничтожь меня о Домина сделай мне больно сделай меня меньше меня самого меньше самого меньшего меньше самого ничто а этот голос тихий но строгий он тоже тебе знаком я твоя Суровая Госпожа ты мой раб моя власть над тобой беспредельна я сама беспредельность я терзаю тебя чтобы придать значение твоей незначительности что наполнить пустоту твоего существования я наказываю тебя для твоего же блага ибо нет другого блага кроме того что исходит от беспредельного теперь ты понимаешь почему оказался в таком положении ты шея и воротник рука и браслет Наказывающий и наказываемый боль и наслаждение гэ аутон тиморуменос но это знание ничего не меняет оно не освобождает не снимает оков не размыкает браслетов остается лишь ждать когда боль утихнет а сталь охватывающая шею щиколотки и запястья исчезнет как это бывает во сне вместе с болью исчезает и ощущение причастности ты вновь становишься атомом одиноким странником или отшельником мчащимся неизвестно куда астероидом случайным жителем пустоты ПРИМЕЧАНИЯ
1. Аббревиатура BDSM (БДСМ) включает в себя три составляющие: BD (БД) — bondage, D/s (Д/с) — domination, SM (СМ) — sadism & mazochism — садизм и мазохизм. Партнеры в Д/с: Доминант (ж.р. Домина) и сабмиссив (саб). 2. "Гэаутонтиморуменос" (сам себя истязающий — греч.) — название стихотворения Бодлера из "Цветов Зла". 8. труды и наслаждения
шершавая поверхность моря на стыке утра и воспоминания
далекий грохот волн сошедших с рельсов и ясная улыбка пальмы очнувшейся среди снегов в краю где правит смуглый нашатырь повсюду видно проявление безумной веры в жизнь на всех меридианах и широтах жажда счастья без отдыха стучит мотор желания и день за днем растет число поверенных удачи я не могу остаться в стороне от этой гонки медалеемкий спорт мне тоже по нутру и потому с утра я запрягаю лошадь косу точу и лажу свой топор включив автоответчик правлю в поле иль еду в лес где гуще дерева и радость чувствую подобно птице рубя деревья ладным топором валя колосья лезвием отбитым а вечером вернувшись с поля из лесу выбравшись в джакузи залезаю потом коктейль готовлю негрони иль дайкири прослушиваю сообщения и новости смотрю мне нравится наш век с его работой спорой с его безудержным стремлением к счастью с его привычкой быть всегда веселым я не один со всеми заодно тружусь и наслаждаюсь я жизнь люблю я тоже человек 9. нарративная терапия
что позволяет Х доминировать в вашей жизни
что делает вас уязвимым в отношении Х чувство покинутости брошенности забытости отверженности никому до меня нет никакого дела все ушли в кино чувство монетки закатившейся в щель в каких ситуациях Х появляется чаще всего после удачи и неудачи в одиночестве и в компании по рабочим дням и в выходные когда меня оскорбляют и когда хвалят когда я чего-то лишаюсь и когда что-то приобретаю не знаю может быть мне стоит вести дневник какие события обычно приводят к появлению Х что же я должен ходить с диктофоном и как только Х появится тут же отмечать все предшествующие события а если эти события произошли вчера или позавчера я же не знаю мне кажется это случается без всякого повода беспричинно бывало ли так что Х побуждала вас делать что-то против вашего собственного желания делать что-то такое чего вы сами не хотели делать до сих пор случается постоянно в школе я воровал деньги и вещи не хотел этого делать но Х заставляла меня прогуливал уроки а сейчас не могу завершить начатое бросаю все недоделанным покупаю слишком много книг дисков кассет слишком много читаю слишком много слушаю музыки слишком часто смотрю фильмы разные глупые передачи много ем сладкого шоколад халву сдобные булочки много пью кофе сижу по ночам в инете раздражаюсь по пустякам как Х влияет на вашу жизнь и отношения с другими людьми не могу вступить в контакт избегаю глубоких привязанностей страдаю от одиночества страдаю от общения фактически ничего не хочу в этой жизни подменяю жизнь фантазиями каким образом Х привела вас к тем трудностям которые вы сейчас испытываете она заставила меня расстаться с любимой девушкой бросить любимую работу разлюбить жизнь скрывает ли Х от вас ваши ресурсы или вы еще способны их видеть я кажусь себе брошенной выработкой затопленной штольней пустым домом отключенным от всех коммуникаций выжженной травой свалкой отходов случалось ли вам использовать Х для чего-то положительного достижения каких-то значимых для вас целей не припомню бывало ли так что Х готова была выйти на сцену но вы не разрешили ей этого сделать она не выходит из-за кулис она появляется ниоткуда когда ее замечаешь она уже присутствует полностью ее невозможно отправить обратно потому что неизвестно откуда она приходит единственное что остается это терпеть и ждать скажите каково вам теперь как вы себя чувствуете после ответов на вопросы что представляется возможным в отношении Х что представляется невозможным открылись ли для вас какие-то новые перспективы я влюбился в вас доктор вы очаровательны вы такая мудрая терпеливая благожелательная вы умеет слушать и задавать вопросы с вами я забываю об Х хотя и говорю о ней постоянно у вас длинные светлые волосы такие же как у моей мамы она умерла много лет назад мне было тогда четыре года ее звали Анна доктор я знаю это всего лишь перенос но что поделать я люблю вас что по вашему мнению произойдет с Х в будущем я не вижу никаких перспектив терапия еще не закончена милая доктор давайте поужинаем вечером в ресторане сегодня или в любой день когда вам будет удобно я знаю вы не должны общаться с пациентами за пределами этого кабинета даже разговоры по телефону и те нежелательны и все же давайте поужинаем ведь никто об этом не узнает а еще лучше выходите за меня замуж милая доктор вот увидите это будет отличной терапией самым эффективным способом конструирования новой реальности и вообще реальности которой мне так не хватает и не только мне но может быть и вам милая доктор с длинными светлыми волосами разве вам не знакомо это состояние когда ваше имя теряет всякое значение оно ничего не значит и будущее закутывается в черный саван и солнце кажется таким далеким облака спускаются все ниже а все что у тебя было исчезло потеряно навсегда соглашайтесь 10. предварительное размышление
теперь следует исследовать насколько годятся
имеющиеся в твоем распоряжении средства для продвижения вглубь этой уже не знакомой чужой пугающей территории средства в конечном итоге должны соответствовать цели и прежде всего необходимо решить какой ритм больше всего подходит для перемещения по этому странному пульсирующему пространству следует ли подчиняться этому то экзальтированному то меланхолическому пульсу или наоборот нужно стараться его сгладить выровнять погасить все дело именно в этой замедленности и учащенности можно ли считать ее естественной можно ли ее использовать для создания художественного эффекта ибо цель путешествия разумеется не познание не вычерчивание карт не установка дорожных указателей хотя путешествие и можно представить как поиск развилок и поворотов разметку маршрута из прошлого в настоящее но подлинная его цель в том чтобы найти верный способ передвижения следует ли углубляясь в чужую территорию перенимать все обычаи этой когда-то родной страны ассимилироваться растворяться или нужно стараться держать дистанцию вживаться только наполовину погружая в изучаемое лишь пальцы надев перчатки сохраняя трезвость хирурга патологанатома но как быть тогда с иронией с этим цинизмом скальпелей молотков распаторов корнцангов конхотов пинцетов зондов кюреток искушение гладкой блестящей поверхностью неуязвимостью стали надо твердо усвоить лучше быть опухолью или раной чем скальпелем негнущимся ножом из диоксида циркония в произвольно размножающихся клетках больше жизни чем в металле хотя эта жизнь и переливается через край если необходимо выбирать из двух зол то следует выбрать зло живое откуда эти медицинские образы они заменили собой метафору путешествия возможно в этом кроется какое-то указание романтизмом я называю все больное Гёте значит придется все-таки иметь дело с болезнью путешествовать по зараженной территории проверяя на себе действие вакцины которую еще предстоит создать определим романтизм как инфекционное заболевание возбуждаемое вирусом дефицита реальности перечислим симптомы этого недуга больной перестает отличать реальное от нереального ему чудятся призраки мерещатся голоса факторы благоприятствующие развитию болезни недостаток любви и доверительного общения в дальнейшем необходимо составить исчерпывающий анамнез из которого будет видно как детская болезнь одиночества приобрела форму хронического романтизма подробно описать течение болезни а также то как она впоследствии сменилась другим заболеванием весьма похожим на смерть не сумев победить болезнь изнутри что стало с твоим тимусом костным мозгом и селезенкой почему их сопротивление было таким незначительным может быть потому что заражение произошло в раннем возрасте или потому что имелись какие-то врожденные дефекты других систем вегетативной эндокринной неправильное формирование структур головного мозга управляющих иммунным ответом ты согласился на радикальное лечение полное переливание крови которое сам же и произвел с бесстрастным энтузиазмом напоминающим холодное горение в топливном элементе или эндотермическую реакцию вроде соединения азота и кислорода все эти годы ты жил с чужой кровью с чужой субстанцией чужой самому себе если только эта фраза имеет смысл ведь для того чтобы быть чужим самому себе нужно хотя бы отчасти оставаться самим собой не происходит ли в результате замещения крови перестройка всего организма сохраняются ли в нем какие-то следы исходных генов или организм полностью модифицируется как определить сейчас на этом этапе исследования или путешествия что является своим а что чужим например любовь к симфонической музыке можно ли считать ее своей или это опухоль которая подлежит удалению можно ли говорить о музыке Брамса так чтобы интонация и не вызывала в памяти колкое суждение Гете или звук коловорота взрезающего черепную кость насколько проще говорить о роке джаз-бите хаусе или гоа трансе к музыке Брамса и музыке вообще тебе придется двигаться осторожно с долгими остановками так же медленно осторожно ты будешь двигаться к живописи Вермеера философии Платона романам Пруста и еще глубже к "Приключениям капитана Гаттераса" и "Трем мушкетерам" к Луне и планетам аромату сирени Магеллановым Облакам и сентябрьским тучам к темноте и всему прочему вероятно в этом путешествии тебе не раз придется возвращаться назад но если ты будешь помнить о цели то найдешь верную интонацию которая станет твоей вакциной и поможет тебе преодолеть болезнь изнутри только не отступай от задуманного говори 11. каф-фка
тюрьма где крики не слышны
криков нет высокие стены через которые не перелететь птице птиц нет вышки всегда пустующие часовых нет тени движутся вместе и никогда врозь колки стержни отрегулированы ножи заточены приговоры выносятся и исполняются сами собой никаких инспекций ПРИМЕЧАНИЯ
"каф-фка" — сокращение для "кафка форева форева кафка"; обыгрывается известная надпись, которую "Ангелы Ада" выводят на своих нашивках: AFFA — Angels Forever Forever Angels. 12. поэма падающего листа
я завидую каммингсу какая удача
l (a le af fa ll s) one l iness этот лист будет падать вечность он никогда не коснется земли в "Готике" если во время прыжка быстро нажать NUM 0 то герой застынет в воздухе так застывают в воздухе Летящий Снег и Сломанная Стрела так застывают ангелы вендеровского "Неба над Берлином" так застывает луч света в бостонской лаборатории 1 (ли ст ле ти т) од 1 иночество ПРИМЕЧАНИЯ
1. Строка по-английски — известное стихотворение Е.Е. Каммингса, напечатанное в оригинале столбиком; заключительная строка — перевод этого стихотворения. 2. Летящий Снег и Сломанная Стрела — персонажи фильма Чжана Имоу "Герой". 3. "Российские ученые-физики, работающие в Бостоне, добились ошеломляющих результатов в попытке "остановить" луч света" — сообщение в новостной ленте от 03.02.2001. 13. верлибр
лев ревел
и верил брел еле-еле ребер белели ели реял вил веер беверли хилл хай левел дивиди реел ПРИМЕЧАНИЯ
1. Реел ДВД (Reel DVD) — программа для авторинга ДВД. |