А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я #    библиография



Вернуться на предыдущую страницу

   Антология

   

Света ЛИТВАК (Москва) — поэтесса. Родилась в г. Ковров Владимирской области. Окончила Ивановское художественное училище. Как поэт печатается с 1987 г. Автор книг стихов "Разноцветные проказники" (М., 1992), "Песни ученика" (М., 1994). Публиковалась в журналах "Арион", "Волга", "Знамя". Член Союза писателей Москвы.

ПРоизведения Светы Литвак и информацию о ней см на сайтах teneta.ru, Поэзия.ру, Стихи.ру, Проза.ru, rema.ru, "Русский переплет", "Рулинет", "Русская маргинальная культура", в литературном журнале "Русская жизнь", в "Журнале поэтов".

 

финал холодов

траурный ужин — финал холодов
цапнет чудовище шустрых щеглов
это — Юпитер, я — астронавт
будет в галактике дезодорант
ежели ежика жабой зовут
их километры ленивей минут
неопалимое огнеупорно
парус рисуется спорта

 

* * *

жизни сила связи судеб
проза жизни судьбы прочих
всё во мне переменила
словом собственно короче

страх бежать сознанье власти
страшный суд клеймо позора
жизни главная опора
и фундамент государства

раз на раз неизмеримо
шире больше малой частью
несравненно больше счастья
нестандартно много счастья

дом имение поместье
дача вотчина усадьба
навсегда повсюду вместе
сватовство смотрины свадьба

будни хлопоты крестины
день рожденья именины
нестерпим невыносимо
скучно пресно некрасиво

день к концу дорога к дому
кстати, разве я нарочно
так пишу стихотворенье
я хотела по-другому

вот тебе и вдохновенье
будни хлопоты волненья
жизни сила связи судеб
стало быть короче впрочем

 

* * *

горький соловей заводит песенку
горький соловей заводит песенку
горький соловей заводит песенку
горький соловей заводит песенку
песенку...
золото
потное золото
узрело потное золото
солдат насмехается
зыбкий соловей не потном золоте
спит
шипучий пшик
переключается
новая идеология

 

* * *

вокруг забралось наось коось
ну всё маньяк пошел работать

 

* * *

зашивая колготки, совершаю поступки
я иду на уступки надрывающим глотки
выпивающим водку наливаю по стопке
ЕСЛИ ВОРА ПО ШАПКЕ, ТО ПО КЛЮВУ ЛЕБЁЁЁЁДКУ

в переходе преступник, трупик на пароходе
нет отбоя от шуток, я с тобой, ты мой спутник

зашибают ли бабки, а с меня взятки гладки
насылают ли беды, зачем — я не ведаю

неизбежно знакомство как больничная каша
ваша осведомленность нарочито небрежна
занята моя леность, унеслась моя юность
плюнуть, все надоело, я по личному делу
для меня страшно важно, не нарочно, конечно
если можно, не нужно; для меня, если можно

 

* * *

умевают голоса похватившие сальца
лишь один не успевает начинает дёргатца
ученицу замечает изначальница
пальцем скоблица из пудреницы сыпальца

состоит боец-статист залежает засидит
лишь один не заседает ожидает завизжит
у виновницы в руке бряцает винница
виртуозами зубами не завинтится

простоместный постовик пистолетами висит
плокостопыми ступнями уступил на постамент
кудреватый древольверт вдруг выстреливает вверх
восклицательные взыскрики пищит кричит молчит

вот еще кого-нибудь в завертушку завернут
зашуршат тогда в пакете зависть совесть, стыд и труд

 

* * *

Почему Гриша смотрит как я закрываю ворота
Для чего я смотрела как он поднимал руки вверх
Или больше не будет зеленых и красных комет
Если выстрел и снова два выстрела для поворота
Тут уж знаете ли не до смеха и слышится смех
Нет ты понял, ударил, раздел, посадил на мопед
Чего надо из окон фасада разбитая клумба
Между чем я трагически гибну, одинокий герой
Кто-то в вязаной шапочке вспомнил серьезное что-то
Вдруг придется узнать не нагрелась ли синяя грелка
Нет начала конца и пока что названия нет
Или так — после свадьбы Игнатьев в припадке безумья
Успел полоснуть бритвой горло себе перед зеркалом
Когда я ребёнком рассматривал Ветхий Завет

 

зверьверь

тюленьлень оленьлень
лосьось лососьось
солосоловейвей мурамуравейвей
попупопугайпугай скорскорпионпион
комаромар креветкаветка
крабраб спрутпрут
ослицалица жужелицалица
мериноснос кротикротик
лягушкаушка индюшкаюшка
пчёлкачёлка кроликлик
ворворонаона ворворонон
кенгуругуру тапирпир
щеголгол соколкол собольболь
шакалкал макакакака
медведьведь мишуткашутка
кобылабыла
воблабла
зебрабра
кобрабра
бабочкабочка циплёнокплёнок
ласточкаточка уточкаточка

 

14 СОНЕТОВ

1

у меня нет денег
у меня нет связей
эй, привет, где Света
это спецэффекты
ну-ка всем заткнуться
звук, мотор и запись
в общем, всё в порядке
чего-то не хватает
например, не знаю
теплоты и страсти
я боюсь аварий
разобьешься насмерть
в великолепной форме
вроде неприязни

 

2

эй, привет, где Света
в великолепной форме
это спецэффекты
у нее нет денег

у нее нет связей
ну-ка всем заткнуться
я была убита
исключительно ночью

все изображали
звук, мотор и запись
чего-то не хватает
разобьешься насмерть

только с одной мыслью
теплоты и страсти

3

среди живописцев
у нее нет связей
громко объявила
разобьешься насмерть

я была убита
в частной галерее
исключительно ночью
значит, всё в порядке

все изображали
вроде неприязни
однако опасались
только одной мысли

непрерывно слыша
звук, мотор и запись

4

среди журналистов
в другом конце салона
чего-то не хватает
вроде неприязни

опрокинув вазу
разобьёшься насмерть
это спецэффекты
звук, мотор и запись

в частной галерее
исключительно ночью
познакомилась с Колей
он один сидел в кресле

у него нет денег
это было жестом

5

он был так наивен
что собрался было
от чистого сердца
громко объявили

новую манеру
опрокинули вазу
даже не успел он
сделать это жестом

он ответил громко
у меня нет связей
в самом деле, Света
бесконечно скучно

это спецэффекты
в другом конце салона

6

а однажды даже
про себя отметил
у меня нет связей
вроде неприязни

в другом конце салона
например, не знаю
это было б жестом
ужином с коктейлем

он был так наивен
но при этом так же
среди живописцев
разобьешься насмерть

Света продолжала
звук, мотор и запись

7

о чем говорили
совершенно ясно
бесконечно скучно
и пожал плечами

две-три нужных фразы
звук, мотор и запись
в самом деле, Света
у меня нет связей

только с одной мыслью
привлекать вниманье
это спецэффекты
но при этом также

у меня нет денег
в общем, всё в порядке

8

про себя отметил
чего-то не хватает
все изображали
будто всё в порядке

разве по знакомству
я была убита
это было жестом
совершенно ясно

громко объявили
эй, привет, где Света
он ответил громко
со своей победой

две-три нужных фразы
из университета

9

Света продолжала
не бойтесь не бойтесь
однако опасались
у нее нет денег

ну-ка всем заткнуться
например, не знаю
я боюсь аварий
вроде неприязни

где в моих объятьях
в другом конце салона
привлекать вниманье
теплоты и страсти

там толпились люди
в общем, всё в порядке

10

народ собрался, было
всех ждала могила
исключительно ночью
в общем, всё в порядке

уступи дорогу
и пожал плечами
в самом деле, Света
Дмитрий Авалиани

только с одной мыслью
не бойтесь, не бойтесь
ужина с коктейлем
однако опасались

яблоко морковка
звук мотор и запись

11

позвонил Ахметьев
он ответил громко
по делам печати
у меня нет связей

это спецэффекты
привлекать вниманье
но при этом также
орлиные крылья

среди журналистов
познакомилась с Колей
новая манера
у него нет денег

вишня груша слива
он пожал плечами

12

в упорном усилье
уступи дорогу
однако опасались
массовой информации

про себя отметил
в самом деле, Света
познакомилась с Колей
исключительно ночью

там теснились люди
Дмитрий Авалиани
забивался в угол
чего-то не хватало

непрерывно слыша
бесконечно скучно

13

на пути воздушном
у меня нет связей
новая манера
становилась жестом

в самом деле, Света
со своей победой
пуговицей на блузке
теплоты и страсти

Александр Бубнов
он ответил громко
две-три нужных фразы
ужином с коктейлем

возвращались молча
всех ждала могила

14

Зверевского центра
возвращались молча
он был так наивен
я боюсь аварий

не Виан наивен
значит всё в порядке?
от чистого сердца
разобьешься насмерть

яблоко морковка
станешь безымянной

например не знаю
пуговицей на блузке
не одно и то же
и пожал плечами

 

развернутая фиграмма — слова составлены из букв имени и фамилии

/сергей есенин/

1.
негр синее сиреней
снег серей снегирей
гений Сергей Есенин
грей и сирен и серн

2.
с ней и снег синей
и сиреней сени
с ней Сергей Есенин

3.
Сергей, сей снег егерей
неси гиней неге сирен
Нине, Инне, Ирене

4.
Сергей сир и сер
сей рис и грей снег

5.
иерей, неси ереси геенне

6.
негр с синей сисей
гирей грей ринг

 

пахарь

посв. О. Дарку и Н. Байтову

ах, Пахра
пара харь
пар храпа
прах паха

 

КОКЕТКА И ВОЗДЫХАТЕЛЬ

бросила не слишком ловко
желтый дротик в круг мишени
знала дерзкая плутовка
как слаба девичья сладость

так слегка вильнула попкой
что отечественный гений
сдвинул острые колени
не умея скрыть желаний

чтоб ничто не отвлекало
обожателя от флирта
вертихвостка осмелела
начиная хулиганить

и переключив транзистор
на отечественный шлягер
быстро встала и присела
сделав якобы зарядку

ошарашенный поклонник
оглянулся ошалело
и насмешница вприсядку
зачастила по паркету

словно в зарослях ракиты
приседая такт за тактом
ухажер ее при этом
делал то же, что и раньше

мысля: дать ли волю гневу
дернуть платье за шнуровку
ухватить девчонку слева
или сверху — ведь по фактам

на часах двенадцать тридцать
ридца лирта волка дразнит
а прижата к стенке лифта
наедине минут на десять

и переключил транзистор
шлягер флюгер я хотел бы
чтобы шелковою стала
вот бы выпороть заразу

и вертелся, строя планы
матерясь, ревел как баба
после — кофе с кренделями
лягер девичий хотя бы

 

* * *

чего и к вам плывет челнок
таранит транспортный маршрут
везет подарков полный шаттл
вставною челюстью вперед
и аппа жё и лоуа жё
мы поглядим и вам чего
набито доверху трюмо
гостинцы, если не дерьмо
когда б насквозь их не проел
картежный червь и книжный нерв
неглянцевит и черноват
и я на них бы поглядел
фуршет практически накрыт
чердачный неудачник трезв

 

ПИСЬМА С ЦЕЛЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ

Письмо 1

Замечательная, замечательная лицемерка!
Вы ещё живы? Так подайте голос!
После стольких лет, событий страстей…
Ваши взоры, скользящие движения коленей, - о, нет! - я лишён всего, что мне совершенно необходимо, необходимо…
И Вы так не близки!

Письмо 2

Немедленно отвечаю. Кратко. Исчерпывающе.
Вы удивительно избаловались. Развинченный, обленившийся. Так и вижу: брюнет, избочившийся возле трюмо. Разглаживает пробор. Изысканный и порочный.
Писать Вам мне стоило дополнительного труда.

Письмо 3

Моя израненная душа истекает кровью!..
Может быть, я не так и прав, затеяв переписку.
Но как мне выпутаться из расставленных Вами ловушек?
Вы сильная, цепкая. Римский гладиатор!
О, изгибы спины и бёдер, о, извивы чёрных волос!
Ваше оружие - замедленного действия.
Остаюсь, не удовлетворенный ни собой, ни Вами.

Письмо 4

Наша переписка, как она попала сюда?
Извне, снаружи? Кто такие Григорий и Полина?
Откуда эти ласки, искаженные неизвестным толкователем?
Никто не знает, да и Вы навряд.

Письмо 5

Топором, топором в мякоть! Пенится розовым! Называйте белое черным, кровное — водянистым. Извращайте, о, замечательная лицемерка! Хихикайте в кривом зеркале, профессор гротескной архитектуры, коверканных форм!
Дайте мне взять Вас на руки! Допытываюсь Вас, великолепная подтасовщица! Передерните мою траурную карту.
По поводу Ваших недоумений, я спрашивал в свое время об этом Мукотского, жившего в Жмыхове. И ткнулся в стену.
Все, все представляется в ложном свете...

Письмо 6

Дорогой Валерий!
Передернув Вашу траурную карту, вынуждена повернуть обратно и начать сначала. Для этого пришлось уничтожить все написанное ранее. За что бы ни бралась Бронислава Тарасовна, все будет рано или поздно опубликовано. Полностью отдаю себе в этом отчет.

Письмо 7

Опубликовано!.............

Письмо 8

Первое из этих писем, четвертое и частично третье, с моей вступительной статьей, изданы в изд. Усужаловой.Т. Король лиры. М. 1928; они же: Умирающий. М.; Л. 1949.
Я порядочно издержалась в 1949 году. А эти письма все равно найдут после моей смерти и издадут посмертно.
Я помню, глаза у Вас нежно палевые.

Письмо 9

В 1949 году я истратил часть писем — о, горестная доля! — на излечение угоревшего в моем старом доме на Ленина, 44 — знакомого ботаника.
Занимался немного плакатом, упаковкой, дошел до того, что рисовал ярлыки для ширпотреба. Вы правы, обленился.

Письмо 10

Тем временем изданы еще два письма: про ярлыки для ширпотреба и одно с фронта.
Я пыталась уличить издателя в том, что они не могли брать письма 1914 года. Тем более, про ярлыки для ширпотреба! Но поймать за руку не удалось.
Рукопись загрязнилась довольно сильно, там где Вы пишете про ярлыки для ширпотреба, — и вовсе ничего разобрать нельзя. Не понимаю, как они изловчились?
Письма из плена все измазаны чем-то красным, липким. Можешь держать их у себя сколько угодно. Расшифровывать их настоящая пытка. Я переворошила всё. И мне будет интересно, как тебе удастся выпустить книгу на таком материале. Придется модифицировать всё полностью. Даже про ярлыки для ширпотреба!

Письмо 11

Модифицировал всё полностью — радуйся, Бронислава! Расшифровывать — действительно пытка, средневековая! На каждом шагу приходится видоизменять всё, что мы видели и чувствовали, бетонировать образующиеся при этом смысловые разломы, в общем, — модифицировать всё полностью. Преобразованный материал пересылаю тебе для дальнейших его трансформаций. Возможно, когда-нибудь нам удастся поймать и остановить их руку, измазанную чем-то красным и липким.

Твой притиснутый и переработанный сколько угодно Б. Юхсон

Письмо 12

Липкий смрад перекроённой туши несчастной переписки, грубо измеренной, сухо систематизированной, безжалостно преломленной по-косточкам г-ном Рубинштейном, сверлит мое нежное литературоведческое обоняние. Сие нельзя объясни Сие измывательство нельзя объяснить никакими словами, — радуйся, Бронислава! Еще дрожит рука, комкавшая последнее твое письмо. Все твои письма всегда были красными и липкими. Еще до трансформации рукописной части.
Твое пророчество состарилось и свалилось с плеч, дорогой, Б.Юхсон, хотя несмотря на то, что оно пока все еще в ходу.

Письмо 13

Истрепанные красные липкие листочки, цитируемые выше, сохранены в библиотеке г. Жмыхова.
Отвечаю на последнее твое письмо, изобилующее естественным красным и липким веществом. Радуйся, Бронислава! — архив, присланный твоей мамой, собственноручно изодран мною в мелкие клочки. Как нужно изощриться, чтобы при такой жизни — и быть страшно влюбленным...

медвежонок Нынц

Письмо 14

В гостинице г. Жмыхова сижу с книгой возле окна и ем из блюдца порубленный на мелкие кусочки апельсин. Мои пальцы перепачканы изумительно вкусным красным и липким веществом. Медвежонок Нынц, страшно влюбленный (в Ирину!) утром 24 сентября 1949 года изъявил свое твердое намерение оставлять все будущие мои послания без внимания. А у меня уже заключен договор на издание четвертой части той самой изысканной эпистолярной романтической истории! Вот уже и обложка раскрашена... Может быть, предыдущая книжка была и не лучше, но в замечательном, изящно выполненном переплете. Какая тонкая подделка! Я устала бороться с медвежонком Нынцем, и вот он одолевает меня...




Стихотворения были опубликованы в журнале "Футурум-АРТ" (№ 2 — 3, 2001 г.).



КОГДА ПЧЕЛА САДИТСЯ НА ЦВЕТОК


* * *

Ну ладно, не меня, но хотя бы ее.
Ну ладно, не меня, но хотя бы...
Ну ладно, не меня хотя бы!
Ну ладно, хотя бы меня.
Ну ладно, меня, хотя...
Ну ладно, меня!
Ну ладно.
Ну?



* * *

Когда пчела садится на цветок
И лапками пыльцу перебирает,
И солнце расплавляется и тает,
И вот
Минута настает и наступает,
Когда пчела садится на цветок
И лапками пыльцу перебирает
И солнце расплавляется и тает,
И вот...пчела садится на цветок
И лапками пыльцу перебирает,
И солнце расплавляется и тает,
Когда пчела садится на цветок
И лапками пыльцу перебирает,
Когда пчела...



* * *

Я лежу на дивном ане,
Подо мной простая ыня,
На цветном покрытом але
Нарисован аппель синий.



* * *

рука его вцепилась в спинку стула,
вперед сверкал слепительный тоннель,
и взвинченная музыка свистела,
пугливая то лесенка то нуль,

мелькание усеянное стуком,
цвело и щебетало вдоль пути,
пискливое пронзительное эхо,
увязшее на тормозе хрустит,

кристалл луны в окне наводит глянец,
наверно он попался как дурак,
нечастый пассажир слюнявит палец,
черкая полосу дорожных лязг,

крест-накрест заведенные колени,
пыль вытер прислонившейся щекой,
какой какой лицом преломлен тени,
великий мой хороший золотой



СТОЛ

Посередине комнаты стоит стон.
Ствол покрыт скатертью.
Ножка слона сломана.
На листе кусок хлеба и стакан молока.
Под ослом миска для собаки.
Нас только двое
за стулом.




Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 3 (41), 2008 г.



ПИСЬМО ОТ ЛЮБОВНИКА



* * *

вскачь пущенный козлик тревожно блеял
болезненно носом хлюпала сырость
спала на скамейке боками белея
лабораторная крыса

мальчишки пронзительно замолчали
почтительно закричали старушки
там совки ночные с пути совлекали
на высях мерцали игрушки



* * *

делаешь простые вещи
но с безумьем роковым
возгорайся и трепещи
и движением простейшим
бросишь вызов всем живым

словом, ясно выраженным
не услышанным никем
отстраненно и блаженно
удостойся пораженья
от соблазнов налегке

между тем, в легчайших тканях
в жестком корпусе стиха
незаметным юнгой канешь
в необъятном океане
моряка и рыбака



* * *

мы оба обладаем сильным ударом
глаза глядят угрюмо из-под черных бровей
ни один промах не пройдет противнику даром
танцы перед зрителями, и мы покажем им бой

нам будет жалко невинных мирных граждан
мы смотрим свысока на бездарных коллег
пока нам не удастся утолить нашу жажду
немало будет убрано мешающих трупов и калек

есть много тайных знаков помимо всяких штучек
у каждого из нас их целый арсенал
когда идет страда, так косят стебли злаков
они могут поразить нас, только рискуя головой

на неприязнь ссылаться нельзя в серьезной драке
на снисходительность не рассчитывай, робость преодолевай, не трусь
слабые и убогие жестоки во время атаки
от ударов я дергаюсь, грудями о кровать трусь

такого преимущества нелегко им было добиться
лишь стоило наклониться, чтобы раненого спасти
не каждому дано стать хладнокровным убийцей
возможно, к победе есть другие пути

характерная ошибка — в спешке искать укрытие
удар по каске — и ты на земле
вот настоящее зрелище и обещанное кровопролитие
через секунду я чувствую сзади удар по голове



* * *

повседневный надеваю костюм
бодро бренчу рублями
подражаниям подверженный ум
брезжит в ответ рекламе

только если вертикально стоишь
мыслишь вслух популярно
а когда горизонтально лежишь
лжешь перпендикулярно
я запираюсь от себя изнутри
ветреная гордячка
изнуряя дух и плоть до зари
похотью и горячкой

я внедряюсь в продолжительный сон
клейкий, нелепый, сложный
смутно догадываясь, что он
худший из всех возможных



* * *

Наломало веток ивы
Набросало ветки в пруд
В ветках ивы пруд красивый
Не напрасен ветра труд

Это труд ночного ветра
Ураганного почти
Вот и я сегодня жертва
Та, которой не спасти

У пруда сижу босая
С расплетенною косой
В воду веточки бросаю
Дополняю красотой

Отраженьем полюбуюсь
Наклонившись над водой
Попечалюсь, потоскую
И вернусь к себе домой



* * *

В даль бросает луч слепящий
Поднимая солнца диск
Огнь полдневный, зной палящий
Жаркий летний василиск

Зверь полуночный стрекочет
Ночь подъемлет свой венец
Смерть свою влачит как хочет
Свежевскопанный мертвец

Грозно бездна вертит жернов
Страхи носятся гурьбой
Вечность столь высокомерна
Не заметит нас с тобой

Облака проплыли низко
Безмятежно грянул гром
Сумасшествие не близко
С кисловатым пирогом



Письмо от любовника

паранойя предполагает наличие объекта и закона
шизофрения предполагает отсутствие оных
параноик соблюдает волю высших инстанций
шизофреник неуклонно ускользает от власти

мы подвержены сомнениям, колебаниям, страхам
нельзя угодить сразу двум монархам
для нас неудобен баланс между ними
мы оба более склонны к шизофрении

но в случае последовательного отречения от структуры
приходится смириться с отсутствием центральной фигуры
которую можно уведомить о своей бутафорской свободе
и о том, что самой фигуры не существует в природе

мы с тобою живем в таком садомазохистском режиме
исчезновение центра становится невыносимым
изнываем на грани безумья в совместном недуге
в итоге искомый центр находим друг в друге

вот на этом фоне и происходят наши "признанья"
то в любви, то в измене, то в недоверии, то в невозможности расставанья
тебя нет, я свободен — свободна, — мы шепчем, друг друга лаская
в нашем фрейме свирепствуют, не затухая, конфликты и парадоксы

P.S.:

выезжаем в Буденновск лишь завтра, а может быть, и послезавтра
в лесополосе слишком долго провозились с курганом
возвратиться в Москву в сентябре — наиболее вероятный сценарий
золота не нашли

Новопавловск, шестое августа, любящий Вас Евгений