А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | # | библиография |
Алексей ШМАНОВ — поэт, прозаик, драматург. Родился в 1959 году. Публиковался в журналах и альманахах "Континент", "Арион", "День и ночь", "Зеленая лампа", "Сибирь", "Иркутское время" и др. Автор сборника стихотворений "Автопортрет в пейзаже" (Иркутск, 1999), сборника детских рассказов "Классная тапочка" (Иркутск, 2001), романов "Десять черных" (сб. "Новая Иркутская стенка", 2004), "Коллекция отражений" (С.-Петербург, 2005). В 2001 г. состоялась премьера спектакля "Лабиринты сновидений" по трем одноактным пьесам.
Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" № 2 (16), 2006 г.
ПРОШЛОЕ, ПОДАТЛИВОЕ, КАК…
замерзшие лужи
— Ты никогда меня не понимал, — сказала Женя.
Я очень любил замерзшие лужи… В начале зимы лужи промерзали насквозь, а снег часто еще не успевал выпасть, но даже если он выпадал, стоило только смахнуть его варежкой, и гладкий прозрачный лед обнажался вновь… — Я тебя тоже никогда не понимала. травинки, камешки, веточки застывали в нем, как в янтаре, но про янтарь я узнал потом, а тогда, в детстве я любил только промерзшие лужи. Это было, как… зазеркалье. но про него я узнал потом, а тогда, в детстве я любил только промерзшие лужи… — Сколько раз, Господи, сколько раз я пыталась найти дорогу к тебе… Я сидел и смотрел, и хотя там ничего не происходило, мне было довольно того, что есть, ведь там было все: и травинки, и камешки, и веточки… — Но хоть бы один шаг с твоей стороны, хоть бы один маленький шажок… Я сидел и смотрел, пока моя задница тоже не становилась, как лед, и тогда я уходил домой, а лужи оставались и вместе с ними травинки, камешки, веточки. Они не нуждались во мне. Они просто были. — Господи, хоть бы один шажок навстречу... Я очень любил замерзшие лужи… Синее стеклышко
Я очень любил цветные стеклышки.
Зеленых было много. Через них тоже было интересно смотреть, но их было много. Были еще красные и не совсем красные, их было меньше, но тоже много. А я хотел найти синее стеклышко или голубое даже фиолетовое мне бы подошло. Я очень хотел найти синее стеклышко, но находил бесцветные, много зеленых, иногда красные и не совсем красные, и никогда синее голубое или фиолетовое. Один раз ко мне подошла девочка и дала синее стеклышко Ты была той девочкой? — Нет, — сказала Женя, — я бы не отдала синее стеклышко ни за что на свете! Ведь оно было синее-синее, и весь мир сквозь него был такой красивый… Нет, я бы не отдала синее стеклышко. А девочка отдала. Она не была такой жадной, как ты. — Она просто не понимала, что отдает, — сказала Женя, — она наверно не смотрела сквозь синее стеклышко. Она смотрела, но все равно отдала, но не просто так. Она хотела взамен деньги. — Какая глупая девочка, — сказала Женя, — разве можно купить за деньги синее стеклышко и синий-синий волшебный мир? Я побежал домой, взял 5 рублей и отдал их девочке, и у меня теперь было все, о чем я мечтал: синее небо и синий дождь, синие игрушки и синие стены в синем-синем доме, синие мама и папа, синие брат и сестра, синие мысли и синие звуки, синий вкус и синий запах, и все-все синее-синее на ощупь… Но потом родители девочки принесли обратно моим родителям 5 рублей, и мне пришлось отдать девочке синее стеклышко. — Зря ты это сделал, — сказала Женя, — ей оно все равно было не нужно. Нет, синее стеклышко нужно всем. — Но живут же люди без синих стекол. Разве они живут? Волшебное слово
Управлять лошадью я научился в четыре года.
Это совсем не сложно. Моему двоюродному дядьке вдарило тогда лет пятнадцать по белобрысой морде. Как я теперь понимаю, он был остроумным подростком. — Чтобы управлять лошадью… — говорил Вовка. Никто не называл его дядей. Он был моложе на два года, чем его старший племянник. Вовка морщился и сплевывал горькие крупинки табака с вечно треснутых кривых губ. Зубы уже тогда пожелтели. А в щель меж заячьих резцов он мог плюнуть на восемь моих шажков. Я мерил. — Надо знать волшебное слово. Телега грохотала по проселочной грунтовке. От станции до деревни пять километров. Напрямки пешком вдвое короче и быстрее… Еще он был чемпионом. Он пердел громче всех своих племянников, даже того, кто старше. Все его уважали. — Хочешь, я научу тебя править? Вовка закуривал новую «приму». Он курил непрерывно. Я привык и почти не кашлял. Я подвинулся ближе. Кто же не хочет править? Я хотел очень-очень. — Чтобы она повернула направо, надо сказать волшебное слово: «…» И он говорил это слово, и лошадь его понимала, и, умная, шла направо! Для «лево» и «прямо» были свои слова, тоже волшебные. А чтобы остановиться, надо было сказать всего-то: — Тпр-р-р-ру, б...! А чтобы пошла: — Н-но-о-о, сука! Управлять лошадью совсем не сложно. Я все запомнил с первого раза. Я до сих пор все помню. И не надо про вожжи, не надо. Сначала-то было Слово, вожжи придумали позже. У меня получалось, я правил! Вовка и лошадь смеялись, курили и грызли удила, и, хвост поднимая, пердели. Какой замечательный вечер! Какое волшебное слово! План детского рассказа Последовательно описать, как мальчишки лепят снежную бабу, и пусть один филонит (как же без этого?), пусть все его осудят и он исправится (смердящий соц. реализм…) пусть они вставят ей (здесь бы и кончить) красную, как… (ладно, не буду) просто морковку в рыхлое бабье лицо, пусть они водят хоровод, взявшись за руки, и поют что-нибудь про Новый год, только без мата… (ах, с каким наслаждением выговаривал я в шесть лет волшебные слова!) А в финале веселая ворона (ворона навеселе?) пусть утащит морковку. Детишек понесла кормить, — скажет Вовка и улыбнется (ах, как скучно…) (…из леса вышел некто Зайцев, косой совершенно, пропахший перегаром и канализацией (опять ночевал черте где). От его когда-то белой шубки несло блевотой и мокрой овчиной… прямо у бабы он отхлебнул из горла «паленки» и захрумкал красной, как нос, морквой… Он пел «семь — сорок», кривлялся и матерился через слово… Дети смотрели на него с уважением…) Не было у наших баб никаких морковок, сучок какой-нибудь в лучшем случае… А рассказ мог бы получиться, вот только не стану я его писать. Прошлое, податливое, как…
Если очень быстро бежать вперед,
можно расквасить нос о будущее. Оно же твердое, как камень, как приговор, оно не имеет обратной силы. Оно вообще ничего не имеет настолько, что его как бы и нет. Хотя, оно, конечно же, есть, но где-то далеко, в будущем. С прошлым проще, оно — не камень, оно — необожженная глина, мягкая, податливая, теплая. Из такой Творец вылепил Адама, из такой можно лепить все, что угодно: детские свистульки, красные кирпичи, ночные горшки и даже колоссов с ногами. А вот Евы из глины не вылепить. Я пробовал, бесполезно. Еву можно из собственного ребра. Попробуй, если не боишься лишиться нелишней косточки в грудной клетке. Брать следует то, о которое бьется сердце. О которое больно бьется сердце. О которое нестерпимо больно бьется сердце. А если сердце бьется терпимо больно, следует поберечь ребро до более благоприятного случая. Или не следует? Решать тебе, а мне остается лепить из глины прошлого, мягкой как воск, теплой, как тело, и податливой, как… просто податливой. Мне остается лепить детские свистульки, забавных зверушек, смешных чертенят и красные сердечки с надписью на английском: «I LOVE YOU» Но, боже меня упаси, совать все это в огонь, в печь… Оно же затвердеет и станет будущим. Обязательно станет. Лифт
Он вошел в лифт, как слон в постыдную лавку,
где ни мебели, ни посуды — три стены и губная гармошка… чтоб их… Что тут придумать? Зря он мочился в парадном на зеленую, местами облупившуюся краску, нервно положенную прямо на известь… Три стены и губная гармошка — скучно. Никаких развлечений. И тогда он достал толстый, как сигара у Билла, темно-зеленый маркер и написал на дверях лифта: «МИРУ — МИР» — жирно, сочно. Каждой створке досталось по миру. И когда открывались двери, впуская неврастеничную, как карликовый пинчер, девицу, или очкастого врача «скорой помощи», правдоподобно закосившего под сексуального маньяка, или просто какую-то тетку, или какого-то дядьку с кошелкой в кепке… словом, когда открывались двери, миры расходились и в трещину втекали человеки. |