А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | # | библиография |
Виктор СОСНОРА (Санкт-Петербург) — поэт и прозаик. Родился в 1936 году в Ленинграде. житель блокадного Ленинграда, потом "сын полка", связной в партизанском отряде на Кубани и "сын Войска Польского" у Рокоссовского, где его отец командовал двумя дивизиями (корпусом). Прошел с Войском от Ленинграда до Франкфурта-на-Рейне. Учился в Варшаве, Махачкале, Архангельске, во Львове. Спортсмен. Был мастером спорта по прыжкам с трамплина. Вычислитель артиллерийских, минометных и ракетных частей. Служил три года в армии. Работал слесарем-электромонтажником на заводе и учился на философском факультете Ленинградского университета. Славист. Читал курсы лекций в Новом Парижском университете (Венсен), преподавал во Вроцлаве. Фольклорист. Печататься начал в 1960 году.
Автор нескольких десятков книг стихов, прозы, драматургии, из которых опубликована малая часть. Тридцать лет руководил литературными студиями молодежи в Ленинграде. Дважды читал лекции в США. График и оформитель своих книг. Лежал в 27 больницах и перенес 11 операций. В 1981 году перенс клиническую смерть. Член Соза писателей, действительный член Академии русского стиха в Москве. Лауреат премии Аполлона Григорьева (1999). Интервью было опубликовано в "Митином журнале" (№ 41, 1991 г.). Интервью Виктора Сосноры Сергею Спирихину ( "Митинному журналу")
— Откуда Вы знаете: это хорошо, это плохо; критерий вкуса — в Вас, в культуре?
— Вопрос, во-первых, задан неправильно. Что такое культура? Культура давно превратилась в цивилизацию, а цивилизация — это никакая не культура, это этика, мораль, помойка, Невский проспект... там вообще нет критериев... Что такое культурно? собираются какие-то в белых рубашках (а белые рубашки — это культура гангстеров) и пьют какие-нибудь "слезы шимпанзе" и рассуждают: это культурно, это не культурно... культура придумана обществом, чтоб никто никого не тронул: я никому не желаю зла и мне не желайте зла. Культура к искусству не имеет никакого отношения. Искусство — это преступление, художники, Шекспир, например, это преступники: у Шекспира — горы трупов, это бессмысленно: 37 трупов за одну пьесу! зачем они? Искусство не делают культурные люди, его делают выродки, такие, как Маяковский. Что такое "Облако в штанах"? "Наполеона поведу на веревке, как мопса!" — зачем? Культурные люди такого никогда не делают. Или Набоков. Все, что он писал, это ерунда, одна "Лолита" — книга, потому что он совершал преступление против искусства, против культуры и всех маленьких девочек. — Культура развивается или ее качество неизменно? — Опять эта культура... Культура развивается в худшую сторону, вниз... если сравнить римскую литературу и советскую литературу... — Много ли в культуре ложных ценностей? — Все. — Писателю необходимо быть философом жизни? — Кто тебе сказал, что писатель философ жизни? — Вы. — У меня метафоры, а метафоры — это не философия жизни. — Какими качествами должен бы обладать литератор? — Крепкими ногами, крепкими руками, отличной печенью и всем остальным, что нужно бы назвать в первую очередь. Нужно быть спортсменом, чтобы заниматься литературой. У Байрона были здоровые кулаки, он ими дрался: как даст этим по мозгам — так они все летят — вьють... Уайльд ходил в 16 лет в матросской куртке по кабакам Лондона, тоже был здоров, и психически и культурно... они все родились в культуре, им не надо было тянуться к культуре, они, наоборот, не как рабочие, которые — тянутся к культуре, — они били этих рабочих по мордам. — Будущее литературы непредсказуемо? — Предсказуемо. Существуют вершины, на которых есть люди, эти вершины останутся, настоящая литература будет такого же качества. — Общечеловеческое — враг художественного? — Враг. Только личное художественно. Правда, можно найти что-то свое в религиях, например, как нашел Толстой, но только он нашел — тут же его и отлучили. — Вы относитесь к жизни серьезно? Ее необходимо переживать? — Необязательно. Она не стоит, чтобы ее переживать, если куда-то тянет, вверх, вниз, можно уходить... но это уже другой разговор... я не отношусь к жизни серьезно. — Тема: поэзия и смерть. Что Вы скажете? — Это как понимать? Поэзия смерти? Гений и безумие? Гений и безумие — это обывательское представление... Я знал 100 гениев, из них только 5 болели шизофренией... физики, например... им нужно работать, им некогда сходить с ума... а сумасшедший не может быть кем-то: как только человек замечает, что у него что-то не в порядке — он бросает работу, он садится в сумасшедший дом и ничего не делает. — В чем Ваш феномен? — Не знаю... В психической организации, другой тип психики. У Пушкина — другой тип психики, чем у Ломоносова, у Хлебникова — иной, чем у Пушкина. Вознесенский хорошо пишет, но у него психика столетней давности. Нужно отличаться именно психическим складом, чтобы что-то сделать. — Так ли важно, чтобы твои писания были известны людям? — Слова — это такая вещь, что, если появляется новое слово, его обязательно слышат, его невозможно утаить... в философии, в эстетике, там еще можно писать для себя. — Чтобы занять должность гения, нужно, чтобы тебя выбрал народ? — У народа свои гении, эти — Горький и т.д. Бодлер открывал вечер чтением Клейста, Клейста знал один Бодлер и говорил ему, что, Клейст, ты — гений. Этого Клейсту было достаточно. — В чем причина редкости искусства высокого качества? — В чем причина? В чем причина редкости красивых женщин? Не знаю. На Советский Союз их три... к ним невозможно подобрать окружение, они не вписываются никуда, одну снимали в кино, у Ионеско: ничего не получилось, после мучительных проб взяли подурнее... кино пошло как по маслу. — Спасибо. — А чего это ты все задаешься вопросами? Зачем тебе эти вопросы? Стихотворения были опубликованы в журнале "Дети Ра" (№1, 2004 г.).
И Я ЛЕЖАЛ ОТ ВСЯЧЕСКИХ УДАРОВ
* * *
ПОСЛЕДНЕЕ СКАЗАНИЕ
О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ Еще одно, последнее сказанье
А. Пушкин
Я обратился:
— Побратимы, давай по правде. Сдадим поборникам свободу или потонем? И мы зажарили живьем быков сто сотен тысяч! Еще визжащих кабанов сто сотен тысяч! Последний скот последовал таким исчадьем, что солнце ползало по небу двумя клопами! Мы затонули в полночь. Полностью. До нитки. Остались только кляксы клюквы да песни смердов, да песни смердов про бессмертный Град Героев. Вот я вернусь в тот город Китеж, в тот Град Героев. Как видоизменилась челядь моей державы! Ни огонька на дне болота. Дни побледнели — не ржут кобылы. Не режут злаки. Не жарят жир. Носы, торчащие как сучья, хрящи прогнули и окончательно скурносились по-рыбьи. Луноподобные усы окостенели. Как будто человечья челюсть, но жабьи жабры. Так видоизменилась челядь моей державы. Но я вернусь в тот город Китеж, туда, где верность в то время почиталась вровень с богами хлеба. Никто не ждет меня в том граде, кто ждал, тот предал. Я захвачу с собой двенадцать головок лука, чтоб с головой моей тринадцать головок было. Ведь лук — последнее растенье живой природы, и в эту эру вызывающее слезы.
И я на площадь положу —
пускай поплачут! — мой лук — наивные останки живой природы. В стране, где столько веков выковывали бодрость, где только видоизменялись, где за слезинку снимали голову, как лапоть, где за слезинку снимали голову, как прыщик — рыдала стража! Народ производил рыданья поголовно! Сам самодержец — вождь серьезный — звезда на зобе! заместо слизи кусая слезы, предался злобе. Но не забыли меня казнить и не забыли зарыть двенадцать головок лука в ближайший омут. Когда-нибудь, потом, гораздо позднее, после взойдет над городом двенадцать головок лука. И голова моя взойдет предупрежденьем: я не последний из казненных, не последний. Но говорят, что город Китеж никто не видел. Что ж! Предположим: никто не видел. Предположим... |