Вернуться на предыдущую страницу 

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

Ноябрь 2003 г.

 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2

3

4

5

6
7

8

9

10

11

12

13

14

15
16

17

18

19

20

21
22
23
24
25
26
27
28

29

30
   

17.11.2003

"ГДЕ КРИЧАЛО ВСЕХ КРИЧАЛ?"

В книге "ТАК" (издательство "Лакруа", 2003) известного питерского художника Валерия Мишина собраны стихи, написанные в период с 1998-го по 2002-й год. Для пущей убедительности под каждым текстом стоит год его написания.
Спрашивается, зачем такая точность? Ведь поэты, как правило, витают в облаках, работают в эмпиреях, живут в элизиумах… И вообще, пребывают в каких-то иных мирах и неземных измерениях. Плюс-минус сто лет погоды не делают…
Валерию же Мишину, в отличие от большинства его коллег по поэтическому цеху, уже давно сошедших с дистанции, очень важно подчеркнуть, что он творит именно здесь и именно сейчас. Это действительно принципиально. Тем самым поэт дает нам понять, что он продолжает участвовать и в историческом процессе, и в художественном. Поэтому не будет преувеличением, если мы скажем, что книга "Так" — это интеллектуальный дневник нашего современника. Дневник миллениума…
Конечно, Валерий Мишин — не историк, не политолог. На все, что происходит вокруг, он реагирует как художник, который любит игру, парадоксы, юмор. Как правило, начинается все очень спокойно и невинно:

Бреду по площади Сенной,
батон несу я нарезной,
на улице сегодня март,
передо мной — живой поп-арт…

Затем идет подробное и красочное описание всех типов (чудиков и сумасшедших), которые встречаются на Сенной площади. Характеристики "героев нашего и не нашего времени" разбавлены мыслями о России вообще. И все это без натуги, без пафоса — с легкой карикатурной иронией:

Иду по площади Сенной,
батон кусаю нарезной,
на морде урожай прыщей,
не в этом разве суть вещей,
чтоб отрываться, друг честной,
где календарь наш отрывной?
Что на свету и что в тени —
без сдачи, руку протяни.

Другой бы поэт на месте Валерия Мишина после написания таких строк наверняка затосковал бы, загоревал бы, запил горькую… И вообще, пустился бы во все тяжкие. Но Мишин легко переключается с негатива на позитив. От грустных мыслей и образов он лечится веселой каламбурной игрой (это уже другое стихотворение): "Где начало всех начал, / где кончало всех кончал? // Где мерило всех мерил, / где ценило всех ценил? … // Где молчало всех молчал, / где кричало всех кричал?"
И все-таки, где кричало всех кричал? Мне кажется, что на странице 59. В стихотворение, которое заканчивается вот такой головоломкой-звуколомкой:

э — сказал,
ох — сказала,
ух — сказал,
оп — сказала
о — сказал,
и — сказала,
ы — сказал.

Вот именно — в букве "Ы" кричало всех кричал!

Михаил КУЗЬМИН,
Санкт-Петербург