17.12.2003
МОСКВА
— ПЕТУШКИ. ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ
В уходящем
году Венедикту Васильевичу Ерофееву исполнилось бы 65 лет.
Я видел писателя однажды, году, если не ошибаюсь, в 89-м, на его
литературном вечере. Венедикт Васильевич уже был тяжело, мучительно
болен, говорил через трубочку в микрофончик, чем вызывал в душе
горестные, трагические чувства.
Помню, как мой приятель, поэт и журналист Игорь Болычев, сделав
интервью с Ерофеевым, предложил его редакции газеты "Семья",
где я тогда работал в отделе литературы и искусства. Интервью
нам с моим начальником Михаилом Поздняевым очень понравилось,
но главред его не пропустил. Интервью называлось так: "Я
умру, но не пойму этих скотов…" В нем писатель, в частности,
рассказывал, как ему, раковому больному, приходили приглашения
на лечение за границу, а наши чиновники его не выпускали… Вот
их-то он и не мог понять.
Идя на спектакль "Москва — Петушки" (режиссер Валентин
Рыжий) 16 декабря в ЦДРИ, очень волновался. Великая книга, в спектакле
задействованы незаурядные силы — яркий актер Александр Цуркан,
тонкий джазовый музыкант Сергей Летов. Но как прочел книгу режиссер?
Он ее прочел по-своему. И образно, метафорично передал зрителю
свои впечатления от поэмы. Главный герой (актер А. Цуркан) — это,
по Рыжему, динамичный, энергичный молодой человек, обладающий
незаурядной физической силой, в буквально смысле умеющий стоять
на голове и не находящий адекватного выхода своей энергии. Размышления
о смысле жизни, о бренном нашем бытии озвучивает непрерывно жестикулирующий,
играющий бицепсами, сверкающий глазами артист. Метафора неожиданна,
по-своему авангардна, но понятна. Понятна, но не близка. У меня
от книги другие впечатления, и писателя я запомнил другим. Тем,
наверное, интереснее взгляд режиссера — отличный от моего.
Совершенно очевидно следующее — актерский состав (прежде всего
А. Цуркан и удивительно точно музицирующий по ходу действия Сергей
Летов, который, на мой взгляд, является вторым действующим лицом
спектакля) исполняет режиссерский замысел безукоризненно. Это
действительно качественная, профессиональная работа.
Евгений
СТЕПАНОВ