|
|
18.08.2006
Рецензия на книгу Алексея Прасолова
ТИХИЙ РУССКИЙ ВИЙОН
Алексей Прасолов. На грани тьмы и света. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.
Алексей Прасолов (1930–1972) родился в селе Ивановка Кантемировского района Воронежской области. Окончил Россошанское педагогическое училище (1951). Печатался с 1953-го. Автор книг стихов "День и ночь" (1966), "Лирика" (1966), "Земля и зенит" (1968), "Во имя твое" (1971).
Сейчас немногие его помнят. Между тем Алексей Прасолов — один из ярчайших русских поэтов XX века. Эстрадные поэты-шестидесятники подсчитывали в стихах, сколько стран они посетили, сравнивали себя с Иисусом Христом и творили другие уму непостижимые глупости, дискредитируя и самих себя, и поэзию, а в это время в российской глубинке, в Воронежской области, жил настоящий поэт. Работал в районных и многотиражных газетах, ошибался, оступался, писал. Поэт Алексей Прасолов, наследующий традиции Федора Тютчева и Александра Блока, Георгия Иванова и Николая Заболоцкого…
Этого русского Франсуа Вийона более сорока лет назад открыл широкому читателю Александр Твардовский, напечатав в "Новом мире" десять его стихотворений.
Поэт, родившийся в 1930 году, прожил без малого 42 года.
И вот вышло его избранное, составленное вдовой Раисой Васильевной Андреевой-Прасоловой. Удивительный и вместе с тем закономерный парадокс: автор, никогда не гнавшийся за сиюминутностью, оставил стихи абсолютно современные и неустаревшие. О человеке, природе, космосе, борьбе добра и зла.
Стихи Прасолова незатейливы, спокойны, но в них есть внутренний нерв, есть чувство единства с окружающим миром. "В объятьях сосен я исколот./ Я каждой лапу бы пожал./ И красоты кристальный холод/ По жилам гонит алый жар".
Здесь каждое слово на месте, каждый слог (как писала по другому поводу Марина Цветаева) является лексической единицей. "А в стремительном усилье,/ Как вызов, как вселенский клич,/ Выносишь солнечные крылья,/ Чтоб запредельное — постичь".
Бытует мнение, что стихи Прасолова асоциальны, герметичны. Это не так. Разумеется, в его стихах нет "КамАЗов" и "Братских ГЭС" — социальное проявляется в лирике поэта исподволь, не в лоб.
Лучшие стихи Прасолова предельно немногословны, лапидарны. А есть и настоящие, на мой взгляд, шедевры, которые отчасти перекликаются с лирикой другого вечного странника — Георгия Иванова. "Я губ твоих не потревожу…/ Дремли, не злясь и не маня./ Огнем небес и дрожью кожи/ Мой день выходит из меня./ Необожженной, молодой –/ Тебе отрадно с этим телом,/ Что пахнет нефтью, и водой,/ И теплым камнем обомшелым".
Тихим, спокойным шагом, никому ничего не доказывая, не стремясь никому понравиться, поэт дошел до своего читателя. И остался в русской литературе.
Евгений Степанов
Опубликовано в газете НГ Ex Libris, от 17.08.2006
|