РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Февраль 2024 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   

ИСКУССТВО МЕДЛЕННО ЖИТЬ


Евгений Степанов. К/ф «Христос-Человечество» (Диалог-ТВ, 2023)


Бог как космическая синергия всего живого. Каждый отдельный человек как неотъемлемая частица всеобщего, соединяющая в себе, подобно образу Иисуса Христа, земное и божественное первоначала. Такова идея, заложенная известным московским поэтом, прозаиком и издателем Евгением Степановым уже в самом метафорическом названии его художественно-документального фильма «Христос-Человечество», размещенного на авторском YouTube-канале «ТВ Диалог» минувшим летом 2023 года. Развивая свою мысль на протяжении всего часового фильма, лирический герой, в роли которого выступает сам режиссер Евгений Степанов, отвечает на вопрос своей подруги (ее играет поэтесса Ольга Ефимова) о божественной сущности мира: «Бог — это ты!»
Сейчас, в эпоху повсеместной доступности Интернета, любительских видеокамер и смартфонов, попробовать себя в роли кинорежиссера может каждый. Однако для того, чтобы претендовать на вид искусства, любительское кино непременно должно за простотой формы скрывать глубину содержания. И фильм Евгения Степанова «Христос-Человечество» претендует на выражение высоких материй посредством невербального художественного языка.
Герои фильма разговаривают немного, и их диалоги не всегда завершенные и связанные между собой. Равно как и саму картину можно назвать бессюжетной — как бессюжетна и сама жизнь. Именно эту самоценность неспешного течения жизни и стремится передать режиссер в каждом сменяющемся кадре. Перед нами немного сонно и неторопливо проходят пасторальные зарисовки загородной жизни. В саду чинно покачиваются цветочные головки, на деревьях шумят под ветром зеленые листья, собака, лениво почесываясь, ласкается к руке хозяина, кошка неуклюже слезает по ветке вниз. В доме уютно тикают часы, на батарее в ванной откровенно сушится белье, две женщины — пожилая и молодая, будто символизируя преемственность поколений, слаженно хлопочут на кухне, готовя застолье на лоне природы. А потом всего один миг — и мы уже переносимся на черноморское побережье, где герои все в том же состоянии безмятежности слушают крики чаек и непрерывное шипение волны…
Невольно заражаясь ощущением спокойствия и умиротворения, мы не сразу понимаем, что именно нам безмолвно рассказывает художник, пока лирический герой Евгения Степанова не заговаривает о поэзии. Именно в этом коротком монологе раскрывается важнейшая мысль: стихи и поэзия — это совсем не одно и то же. Стихотворения могут быть хорошими и плохими, иметь (изредка) отношение к поэзии или (гораздо чаще!) не относиться к ней вовсе, в то время как сама поэзия присутствует в мире вечно и неизменно. Она разлита в воздухе, отражена самой природой и зачастую вовсе не нуждается в словах. Поэзия — это жизнь.
Приоткрывая перед нами завесу сокровенного личного пространства, Евгений Степанов впускает зрителя в свой дом, знакомит с родными и близкими, друзьями и соседями, задавая и взрослым, и детям один и тот же главный вопрос: в чем они видят смысл жизни. Ответы героев просты и понятны: построить дом, посадить дерево, вырастить детей, и чтобы ближние пребывали в счастье и добром здравии. Но, пожалуй, главным ответом на этот вопрос служит весь фильм, от начала и до конца: смысл жизни в самом течении жизни, в том, чтобы жить и успевать замечать, что живешь. Этому искусству медленного, осознанного существования мы все, вертясь в мясорубке многомиллионного человейника и ежедневных кровавых катастроф, давно разучились — но рано или поздно, если мы хотим остаться людьми, нам придется учиться искусству медленной, осознанной жизни заново. Чтобы в конце не стало «мучительно больно»…

Марианна МАРГОВСКАЯ,
прозаик, публицист, критик,
кандидат философских наук,
член Союза писателей России