РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Февраль 2024 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   

ПОИСК И ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ



Евгений Степанов, к/ф «Основной вопрос» (1, 2 серии) ТВ-Диалог, 2023

Двухсерийный художественно-документальный фильм «Основной вопрос», снятый в 2023 году известным московским поэтом, прозаиком и общественным деятелем Евгением Степановым, стал логическим продолжением его первого режиссерского опыта — философской кинокартины «Христос-Человечество», посвященной поиску себя и своего места в мире. В новом кинофильме сакраментальный вопрос, в чем смысл человеческой жизни, выходит на первый план и становится концептуальным «гвоздем программы». Произвольно смешивая игровой и документальный жанры, Евгений Степанов начинает повествование с жанровой сценки, в которой дочь (роль исполняется поэтессой и литературным критиком Ольгой Ефимовой) рассуждает вместе со своим отцом (актер Дмитрий Кочетков) об утрате смысловой основы собственного существования: «Стихи и музыка, кажется, теперь никому не нужны!..» В этой сцене появляется яркий аллегорический образ — цветок, прорастающий на камне. Он словно олицетворяет стойкость человека при самых неблагоприятных обстоятельствах, умение сильной натуры, несмотря ни на что, сохранить себя, и одновременно напоминает о единении человека с природой, со всем живым на земле.
Словно помогая главной героине фильма отыскать ответ на мучающий ее вопрос, режиссер переходит к основной документальной части, которая по кусочкам собиралась из 15-летнего видеоархива — множества интервью, проведенных Евгением Степановым с самыми разными представителями современной русской литературы и культуры в целом — часть из них здравствует и поныне, часть же, увы, к моменту выхода фильма уже покинула этот мир. Среди приглашенных гостей — известные поэты Владимир Олейников и Олеся Николаева, главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев, режиссеры Марк Розовский и Павел Урсул, ныне покойные главный редактор литературного журнала «Зинзивер» Владимир Шпаков и автор знаменитой песни Крокодила Гены Александр Тимофеевский, а также многие другие поэты и прозаики разных возрастов и мировоззрений. В этом философском «попурри» каждый из гостей отвечал на вопрос о смысле жизни по-своему, однако в целом выделяются всего три основных направления: любовь, самореализация и удовольствие. Умножение любви ко всему живому выделила, например, как человек православный, Олеся Николаева, о стремлении к личному бессмертию через реализацию своих способностей говорил ушедший в мир иной в 2021 году поэт, прозаик и теоретик искусства Слава Лён, удовольствие от жизни как главную составляющую обозначила литератор и дизайнер Ирена Санс, и т. д.
Невольно задумываясь вслед за героями фильма «Основной вопрос», я бы, пожалуй разделила людей на две категории: люди-«как» и люди-«зачем». Иными словами, для одних людей (которые составляют подавляющее большинство) важнее всего, как они проживают жизнь — то есть качество самой жизни; для другой же, менее численной категории людей, к которой чаще всего относятся люди творческие или с философским складом ума, первоочередным становится вопрос, зачем жить, какова конечная цель их земного существования; и для человека с таким мировоззрением жизнь становится гораздо сложнее, особенно если мы говорим о человеке не религиозном, а значит, лишенном «аксиомных» подсказок из сакральных первоисточников. Но без этого набора внутренних противоречий, без тяжелого, порой даже мучительного поиска собственного предназначения у нас не было бы ни искусства, ни литературы, ни философии; и даже если предположить, что в жизни изначально нет никакого смысла (к чему я сама, например, стала склоняться с годами), человек, как некая «природная аномалия», вступающая с миром в постоянный спор, вполне может создавать его для себя сам.
Недаром фильм Евгения Степанова делится на две части: «Поиск» и «Обретение». Если в первой части автор расспрашивает о смысле жизни других, то затем, в конце первой и во второй серии, он переходит к примеру самого себя, делясь со зрителем стародавними видеоархивами из разных стран мира, приоткрывая завесу своего повседневного загородного быта, рассказывая вместе со своим отцом о родном районе Кусково, где, в непосредственной близости от знаменитой исторической усадьбы, проходило его детство, и, конечно, читая свои стихи. Иными словами, «Обретение» — это обретение самого себя, целостности собственной личности, в которой через воспоминания и созидательную творческую деятельность соединяется прошлое, настоящее и будущее. И этот вдохновляющий посыл может послужить духовным толчком для каждого, кто, быть может, как и героиня Ольги Ефимовой, под тяжестью современной действительности, полной зла, лицемерия и равнодушия, порой впадает в апатию, теряя смысловую нить собственной жизни.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
прозаик, публицист, критик,
кандидат философских наук,
член Союза писателей России