Новости авангардных событий культурной жизни
Апрель 2024 г.
ОБЗОР ЖУРНАЛА «ЗИНЗИВЕР», № 2, 2024…Прослеживаются стадии жизни — через образность сада, через умирание его… Символически зажигаются строки, исполненные Евгением Каминским, чьей подборкой открывается новый номер «Зинзивера»:
Рос прежде сад, а теперь зарастает.
Сколько усилий ни трать, жизнь у заросшего сада простая — так, день за днем, умирать. Время подернуло плесенью сливу и лишаями — ранет. Но что больны, и не знают счастливо. Знанье больному — во вред. Сложно и сильно организованные созвучия Каминского, играя оттенками бытия, открывают нечто важнейшее… в читателе, чутко воспринимающим слово в поэтическом его аспекте.
Длинно растягиваемые строки Виктории Мамоновой наполнены метафизическим оттенком познания мира через языки: пусть и мертвые; о, здесь философия слова рождается на глазах: Кости брошены — нет смысла маркировать имманентность:
шаг — влево, шаг — вправо — бесшажно; стояние в присутствии — еще не мужество быть. Нужно, наконец, удостовериться: языки описания — бывшие, нынешние, составленные ИИ, — чудо, как хороши, но мертвы… Еще не снег, а слышится: еще не свет; и комплекс деталей, предложенный суммой перечислений, завораживает сложно:
Еще не снег, но копится беда
по перелескам и полям окрестным, где с неба неизбывная вода стекает вниз по желобам отвесным. Где все готово для привычных нег грядущих зим, и свадебное ложе из стылых трав, гнилой листвы, но все же еще не снег. Так истолковывает явление яви Андрей Ивонин.
Через юмористические призмы, чьи грани заострены метафизикой, рассматривает действительность Евгений Лесин: Читал, читал твою статью
От корки и до корки — Угрюмую галиматью. Унылые разборки. О том, как нежится Ордынка, Которой не хватает дуста. Что ж, таковы гримасы рынка И актуального искусства. А рядом… почти песенка, или считалочка — легкая, как детская мечта:
Баба-яга
Костяная нога Купила рога. И два пирога. Стала счастливою И красивою. Верлибры Олеси Уткиной, трактующие многообразие оттенков любви, главного чувства, тянутся длинными строками, словно прощупывая вечность — как там относятся к любви?
А что если обрывки фраз прохожих —
Это послания любимых, не успевших к нам? А что я пошлю сквозь абсолютную тишину, вакуум зимы, влюбившейся в имя твое, вакуум обожания, вакуум неприсутствия? Проза достойно и разнообразно представлена рассказами Александра Мелихова и Марианны Рейбо.
Мемуары Евгения Курдина необычно показывают таинственные лабиринты Москвы советской эпохи. …Живою плазмою памяти и боли текут воспоминания Евгения Степанова о недавно ушедшей Наталье Гранцевой, смерть которой пробивает брешь в литературном процессе. Подборка стихотворений трагически рано покинувшей мир Анастасии Харитоновой предваряется сквозным и пронзительным словом ее дочери, Марианны Рейбо. …Снежно-сквозная лирика Харитоновой часто зажигается столь сложными и точными одновременно образами, что… непроизвольно увидишь в поэте духовидца и пророка: В гудящем, снеговом аду
Толпятся люди, брови хмуря. Но ангел ясную звезду Ладонями прикрыл от бури. Она горит — поверх знамен, Поверх грядущих преступлений, Горит, горит поверх имен Трех обреченных поколений. Эссе доктора филологических наук Аллы Новиковой-Строгановой истолкует линии мудрости и безумия в повести Николая Лескова «Заячий ремиз»; блеснут пародии Евгения Минина; густо развернутся, представляя современность слова, рецензии…
Номер, как всегда, насыщен и разнообразен; и сии качества бросают на него блики такой заманчивой и красивой вечности. Александр БАЛТИН
|