Новости авангардных событий культурной жизни
Август 2024 г.
ВРЕМЯ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ(К 90-ЛЕТИЮ ГЕННАДИЯ АЙГИ)Действительность немного и тонко смещается: на мистический волос: и изображение ее, помещенное в слове, становится зыбким, данным по-новому, сложно и утонченно:
чтоб голову склонить
мой косогор печальный! и волосы по ветру как будто темью в воздух: все вдаль и вдаль — паденьем! по ветру до могилы (душа лишь одинокая — душа!) и шевеленьем — шепот (с остатками рыданья) с полынью — будто с явью (как в-крохах-осязаемо!) единственного в мире (как будто — вот: душа! — и руку — будто в воду!) и очень-моего сырого одиночества… Трудно разрывать стихотворения Айги для цитирования; они идут цельностью и целостностью, вовлекая в поток свой, расплавленно-клубящийся, иногда — напротив: солнечно-успокаивающий…
Вот душа: рядом же, а! в тебе, в другом, нет — все опять упирается в недра сырого одиночества. Страшно ли? Стремительные глаголы осиливают страх. …Стихи Геннадия Айги возникают вспышками, перекликаясь и с тонкими контурами японской поэзии, и с экспериментами Хлебникова, и с игрою смыслов Дилана Томаса: время падает на землю
более-зримым: снег — поля раскрываются чтобы — чисто и ясно — хоронить настроения — (открыть — другие) — время — такое (все — к свету!) — и вдруг — снег — прошел Время падения яблок… нет: крошки снега, внутри каждой снежинки мир… Айги, как Филонов, стремится разъять реальность на части, чтобы явить новую целостность.
Снег заметает все предметы, сыплется с потолков, покрывает обыденность, чтобы сделать ее не обычной… Так видел Айги. Человек — в определенной мере — гарантия бытия, поэтому: чистота тропинки
простота воды — и такое небо — будто снится этой выси — никому неведомая очень — даже очень уж — другая бедность ясная Земли – в нас немного говорящей: «пока мы в мире есть дым — в трубах изб — играет» И чистота, и простота сходятся, сияющими лучами наполняя мир, который представляет Айги температурой тайны: да, температура сердца и души должна быть повышенной для словотворчества, для мистерии поэзии…
«Бедная ясность Земли» врывается в сознание новым горизонтом: когда не — новой правдой, окрыляющей стоически-по-доброму… К первотворению прикасаясь, волхвует на манер шамана поэт: дом — или мир
где я в погреб спускался белый был день — и я за молоком — это долго держалось спускаясь со мной: это был день — как река: наплывающего расширения света в мир перекидываясь: я события был — творцом в возрасте первотворений… Переливаются разноцветно шарики слов.
Время тикает в висках, в сердце, напрягается в мышцах, никогда не кончаясь, играя деревенскими ходиками, оставляя поэтические дерзновения — ради новых прочтений, истолкований, грядущего понимания… Александр БАЛТИН
|