РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Октябрь 2024 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

ЖИЗНЬ ПО ВЕРТИКАЛИ

Евгений Степанов, Младший брат травы. Книга стихотворений. — М.. Вест-Консалтинг, Книжная серия «Библиотека Поэтограда», 2023. — 408 с.


Мне почему-то хорошо думается со стихотворениями Евгения Степанова. Он соединил в одном томе то, что резонирует в душе здесь и сейчас. И это, на мой взгляд, очень «правильное» избранное. Написанное давно может оказаться актуальнее и злободневнее сочиненного вчера. Большое творчество часто начинается со страдания. Инструментарий поэта ничего не стоит без испытаний души. Подобно Данте Алигьери, Евгений Степанов прошел за несколько последних лет все круги ада. И это только взгляд со стороны. Изнутри все может быть намного жестче. Испытания часто делают человека лучше. Иногда — бесстрашнее, иногда — добрее. Мы видим, что творчество Евгения устремлено к свету. «Я живу по вертикали: / Почва — чувства — небосвод», — признается поэт. Он — почвенник неба: «не боюсь быть нелепым / тот живой кто неловок / между почвой и небом / лишних нет остановок». Что совершенно точно — в стихах Степанова пульсирует современность:

Сквозь пальцы в песок утекает вода.
Бог смотрит все строже и строже.
А слово «победа» и слово «беда»
Немного похожи.
И чувство бессилья и чувство стыда
Пронзают до дрожи.

Евгений Степанов верен себе, он одновременно пишет и верлибры, и рифмованные стихи. Он тот редкий автор, который все время пытается найти в своем творчестве что-то новое. И, перечитывая, может что-то кардинально изменить в тексте свежим взглядом. Мы живем в странное время, когда от человека требуется универсализм, но читатели не могут охватить человека в нескольких ипостасях. Это проблема современного восприятия. Честь и хвала Евгению Степанову, что он себя не упрощает в угоду неприхотливому вкусу. Лучший Степанов — там, где он ищет смысл жизни, ответы на мучительные вопросы.

У Евгения — мощные антивоенные стихи. Конечно, он — поэт-мыслитель. Евгений не боится простоты, потому что время, в которое мы живем, — сложное: «Так получилось, что сильна / Царица Смерть в разгар террора. / Так получилось, что война / Закончится не очень скоро». Здесь у Евгения присутствует многозначительность, которая раздвигает временные рамки отдельного стихотворения. Можно подумать о конкретном военном событии (таких, в горячей фазе, сейчас два). А можно увидеть у Степанова перекличку со знаменитыми строчками Игоря Талькова: «Я мечтаю вернуться с войны, на которой родился и рос». И эта война — в наших душах — точно закончится не скоро. Порой террор, о котором пишет Степанов, поддерживает и идейно спонсирует сам народ, и это самое печальное. Многие радуются бичеванию, разоблачению и даже уничтожению инакомыслящих.

«Младший брат травы» — возможно, лучшая книга Евгения Степанова. Говорю это как человек, который рецензировал несколько его книг. Мне нравится это название, в нем слышится близкое мне: «Поговори со мной, трава!». Трава — это что-то очень простое и очень живое. Странно, что маленькая трава старше своего брата-человека. В этом есть некий парадокс. Стихам Евгения Степанова свойственны как бескомпромиссность, так и взвешенность. Снова парадокс? Евгений — двойной воздушный знак, сосед Пушкина по Зодиаку. Как двойной знак, он, несомненно, и дружен с парадоксами. В сущности, парадоксальна вся наша жизнь. Но парадоксы — хлеб поэзии. Не случайно Пушкин так высоко ценил «друзей парадоксов».

В строчках Степанова щедро фонтанирует время: «Что было бетоном, то стало трухой. / Что было барьерами — стало мостами. / И самый хороший, и самый плохой / Довольно легко поменялись местами». Здесь мы видим «переворачивание символов», о котором писал Рене Генон. Плохое маскируется под хорошее, и без острого зрения души его не распознать. Это происходит, к сожалению, в самых разных областях человеческой деятельности. И не только в России, но и во всем мире. «И фразу «всем миром мазаны» — можно, наверное, воспринимать и в этом ракурсе, глобалистически, вне церковного контекста.

Евгений — мастер формы. Но в новой книге, на мой взгляд, содержание доминирует над формой. Степанов отдает предпочтение содержанию. Разные даты под стихотворениями Евгения свидетельствуют о том, что автор неоднократно возвращался к своим давним произведениям. Порой — уже как критик и редактор. Даже в хорошем стихотворении иногда хочется что-то поправить, потому что изменилось время. Слогу Степанова свойственна афористичность. В этом он наследник своего тезки Евгения Евтушенко: «Если погибать, то за идею. / Впрочем, лучше за идею жить». Еще один афоризм от Евгения Степанова: «любовь — это когда альтернатива невозможна».

Поражает стихотворение «Памяти Тютчева». Оно совсем не о нашем классике. Оно — о родине. «Люблю Россию я, но странною любовью», — говорил Лермонтов. Стихотворение Степанова поражает амбивалентной сложностью отношения поэта к родине. Удивительно, но из плохого у него следует вывод, что хорошее побеждает. Особенно сложно в это поверить именно сейчас. Но стихи Евгения были написаны еще до пандемии. В этом стихотворении цепляет слово «Надежа». Вызывает вопросы. Страна то и дело пускается во все тяжкие, и это напрямую отражается на судьбах граждан. Многие уехали, стали релокантами. Что же в этом надежного? Какая в этом надежда? Но у Евгения Степанова есть какой-то другой, сквозной взгляд на родную землю. И, не исключаю, более глубокий. Надежа у него — это вековая страна, а не ее временное руководство. Поэт вне своей страны не существует. Спасибо Евгению за эту внутреннюю веру, которой он щедро делится с читателями. Он соединил в устаревшем слове «надежа» надежду и надежность. Впрочем, некоторый исторический пессимизм в тексте Степанова тоже присутствует:

ПАМЯТИ ТЮТЧЕВА

Это родина: снег, холодрыга,
Это вести плохие и месть.
И кому-то басманное иго,
А кому-то гаагская жесть.

Это родина: род и отродье,
И родной до беспамятства сброд,
Черных речек разлив, половодье,
Черных речек, не пройденных вброд.

И страшна, и грешна, и — пригожа!
И не нужно какой-то иной.
Это родина, это надежа.
А надежа навеки со мной.

Евгений Степанов, коренной москвич, часть жизни прожил в глубинке, часть — за рубежом. И у него выработалась четкая точка зрения на многие животрепещущие вопросы. Степанов попадает в нерв нашего времени. И это главное достоинство новой книги. Но Евгений идет дальше — он пытается заглянуть и в будущее. В стихотворении «Тут-и-там» он с горечью в душе сообщает, что по ту сторону жизни, возможно, оказалось больше дорогих ему людей, чем осталось здесь. Там мама, Татьяна Бек, Слава Лён, отец и сын Тимофеевские — «И та, в которую влюблен / Я буду, как пацан, до гроба». Речь идет о Наталии Лихтенфельд. Потери огромны, с этим сталкивается каждый живущий. «Тут-и-там» — настолько важное для автора стихотворение, что оно дало название целой главе. И в этой главе жизнь, несмотря ни на что, сильнее смерти:

Это не страшно, что кровь запеклась
Там, где вздымается мышца сердечная.
Точно в сети побывавший карась,
Жизнью любуюсь взахлеб, бесконечно я.

Каждый автор старается по максимуму использовать в стихах сильные стороны своего дарования. На мой взгляд, у Евгения Степанова это — способность широко смотреть на мир и удивляться. Никаких тематических табу для него не существует. Он пишет буквально обо всем. Евгений — один из самых образованных, интересующихся всем на свете авторов. В сложных темах поэта выручает способность к анализу. Вертикально у него и само время. Вот пример вертикали времени из «Младшего брата травы»: «нами правят потомки Чингисхана и Наири».

«Поэзия — это несовершенная душа человека, облеченная в совершенную форму», — говорит Евгений. И трудно с этим не согласиться. Поэт очень оригинально «обыграл» пророчества Нострадамуса, сообщив о напастях, которые выпадут в будущем на долю чужих народов, но умолчав при этом о грядущих бедах собственного народа. С одной стороны, пророчить напасти родине нехорошо. С другой, это становится у нас дурной привычкой, — говорить плохое о других и умалчивать о себе тоже нехорошо. Как быть? Писать стихи, размышлять над загадками бытия, стараться быть честными перед собой и Богом. Все повторяется, все возвращается, а профетические способности Евгения Степанова сомнений у меня не вызывают.

Александр КАРПЕНКО