РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Ноябрь 2024 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

АЛЕКСАНДР БАЛТИН О НОВОЙ КНИГЕ НИНЫ КРАСНОВОЙ


Нина Краснова, «Поэтика Евгения Степанова на примере книги «Младший брат травы»», М.: Вест-Консалтинг, 2024

Монография  Нины Красновой посвящена сборнику стихов Евгения Степанова «Младший брат травы». Этот сборник, вышедший в 2023 году, собрал лучшие стихи поэта.  Чередуя регулярный рифмованный стих и весть верлибра, Евгений Степанов всегда предельно искренен и откровенен и открывает людям свой внутренний мир, простертый в космос…

Нина Краснова, исследуя книгу Степанова, подходит к делу глобально, для начала уточняя отношение к литературе:
«…Меня всегда удивляло и  удивляет некое общепринятое разграничение таких понятий, как «литература» и  «искусство». Например, когда говорят о  представителях культуры, что они  — «представители литературы и  искусства». Как будто искусство — это только музыка, живопись, скульптура, балет, танец, театр, кино, цирк, а  литература  — не  искусство. Но  литература  — это тоже искусство! Искусство поэзии и  прозы, искусство Слова! А высшая форма искусства Слова, высшая организация речи— это поэзия, символ красоты…».

О, разумеется так, а искусство — от слова искусный: и искусность, меру мастерства Евгений Степанов демонстрирует щедро, граня и чеканя строки, стремясь к предельному сжатию оных, к максимальной емкости, которой успешно достигает.
Лапидарность Степанова — мускульно-музыкального свойства, особая, лучевая, и вновь — пронизанная корневой оригинальностью: ни с кем не спутаешь.

Нина Краснова, погружаясь в пласты недавней истории, вспоминает и широкие дискуссии о поэзии, когда она была социально-значимым феноменом… Как так получилось, что перестала быть таковой?

Но у Евгения Степанова — все получилось. Книгой «Младший брат травы» — особенно концентрировано. Что главное? Главное то, что  получилось сказать свое слово: неповторимое, многогранное, своеобычное.

Краснова исследует социальность и гармонию степановского стиха, его одновременное тяготение к вечности и актуальности,  скорее – к актуальности, рассмотренной через призмы и окуляры вечности.

Щедра в цитатах, Краснова анализирует тончайшие нюансы поэтической ткани, созданной Степановым, тонко проводя грани между просто стихами и поэзией:

«А что значит  — быть поэтом? Это, как считает Степанов, не  обязательно писать стихи, а  это значит  — чувствовать все хорошее и  прекрасное и  нести все это в  “форме света” в  своей душе и  излучать этот свет и  дарить людям. Есенин говорил, что “быть поэтом — это значит… петь по-свойски, даже как лягушка”».

Петь по-свойски…

Евгений Степанов именно это и делает: словно и в траву саму перевоплощаясь, и социальные явления воспринимая сердцем сердца, и аккумулируя тончайшую энергию мудрости.

Краснова исследует рифмы Степанова: он часто дарит читателям необыкновенные, новонайденные созвучия, добывая необычные, запоминающиеся рифмы в золотоносных жилах языка.
Составные, усеченные, анаграммные, точные и неточные, ассонансные — весь диапазон использует Степанов, насыщая стихи свои предельно богатым звуком; не говоря о внутренних рифмах, всегда служащих торжеству гармонии.
Евгений Степанов стремится к освоению всех возможных поэтических полей. Отдельно исследует Нина Краснова столь своеобразное поэтическое явление, как одностишия — в исполнении Степанова, разумеется.
О, здесь нужна предельная концентрация мысли и… особый способ чувствовать — только значимые слова, только вершины смысла.
Высверк алмазной грани.
Блеск стального клинка.
Отдельно — альфа чувств, любовь. Здесь, изучая оную тему в трактовке поэта, Краснова деликатна, поскольку речь пойдет о трагедии поэта, о том, как смерть вплетается в любовь, не отменяя, но продолжая оную.

Логично, что следующая глава монографии Красновой посвящена теме смерти, разработанной Степановым: он демонстрирует здесь виртуозность мудрости, словно — фибрами сердца — ощутив бесконечность жизни, и стремясь благородно заразить этим ощущением читательскую аудиторию.

Разнообразно проанализировав книгу Евгения Степанова, Нина Краснова логично завершит свое исследование подборкой стихотворений — тех, что исследовала, закруглив (ведь круг— символ мира, своеобычный знак совершенства) таким образов свой трактат о ярком современном поэте.

Александр БАЛТИН