Новости авангардных событий культурной жизни
Ноябрь 2024 г.
АЛЕКСАНДР БАЛТИН О НОВОЙ КНИГЕ НИНЫ КРАСНОВОЙНина Краснова, «Поэтика Евгения Степанова на примере книги «Младший брат травы»», М.: Вест-Консалтинг, 2024
Монография Нины Красновой посвящена сборнику стихов Евгения Степанова «Младший брат травы». Этот сборник, вышедший в 2023 году, собрал лучшие стихи поэта. Чередуя регулярный рифмованный стих и весть верлибра, Евгений Степанов всегда предельно искренен и откровенен и открывает людям свой внутренний мир, простертый в космос… Нина Краснова, исследуя книгу Степанова, подходит к делу глобально, для начала уточняя отношение к литературе: «…Меня всегда удивляло и удивляет некое общепринятое разграничение таких понятий, как «литература» и «искусство». Например, когда говорят о представителях культуры, что они — «представители литературы и искусства». Как будто искусство — это только музыка, живопись, скульптура, балет, танец, театр, кино, цирк, а литература — не искусство. Но литература — это тоже искусство! Искусство поэзии и прозы, искусство Слова! А высшая форма искусства Слова, высшая организация речи— это поэзия, символ красоты…». О, разумеется так, а искусство — от слова искусный: и искусность, меру мастерства Евгений Степанов демонстрирует щедро, граня и чеканя строки, стремясь к предельному сжатию оных, к максимальной емкости, которой успешно достигает. Лапидарность Степанова — мускульно-музыкального свойства, особая, лучевая, и вновь — пронизанная корневой оригинальностью: ни с кем не спутаешь. Нина Краснова, погружаясь в пласты недавней истории, вспоминает и широкие дискуссии о поэзии, когда она была социально-значимым феноменом… Как так получилось, что перестала быть таковой? Но у Евгения Степанова — все получилось. Книгой «Младший брат травы» — особенно концентрировано. Что главное? Главное то, что получилось сказать свое слово: неповторимое, многогранное, своеобычное. Краснова исследует социальность и гармонию степановского стиха, его одновременное тяготение к вечности и актуальности, скорее – к актуальности, рассмотренной через призмы и окуляры вечности. Щедра в цитатах, Краснова анализирует тончайшие нюансы поэтической ткани, созданной Степановым, тонко проводя грани между просто стихами и поэзией: «А что значит — быть поэтом? Это, как считает Степанов, не обязательно писать стихи, а это значит — чувствовать все хорошее и прекрасное и нести все это в “форме света” в своей душе и излучать этот свет и дарить людям. Есенин говорил, что “быть поэтом — это значит… петь по-свойски, даже как лягушка”». Петь по-свойски… Евгений Степанов именно это и делает: словно и в траву саму перевоплощаясь, и социальные явления воспринимая сердцем сердца, и аккумулируя тончайшую энергию мудрости. Краснова исследует рифмы Степанова: он часто дарит читателям необыкновенные, новонайденные созвучия, добывая необычные, запоминающиеся рифмы в золотоносных жилах языка. Составные, усеченные, анаграммные, точные и неточные, ассонансные — весь диапазон использует Степанов, насыщая стихи свои предельно богатым звуком; не говоря о внутренних рифмах, всегда служащих торжеству гармонии. Евгений Степанов стремится к освоению всех возможных поэтических полей. Отдельно исследует Нина Краснова столь своеобразное поэтическое явление, как одностишия — в исполнении Степанова, разумеется. О, здесь нужна предельная концентрация мысли и… особый способ чувствовать — только значимые слова, только вершины смысла. Высверк алмазной грани. Блеск стального клинка. Отдельно — альфа чувств, любовь. Здесь, изучая оную тему в трактовке поэта, Краснова деликатна, поскольку речь пойдет о трагедии поэта, о том, как смерть вплетается в любовь, не отменяя, но продолжая оную. Логично, что следующая глава монографии Красновой посвящена теме смерти, разработанной Степановым: он демонстрирует здесь виртуозность мудрости, словно — фибрами сердца — ощутив бесконечность жизни, и стремясь благородно заразить этим ощущением читательскую аудиторию. Разнообразно проанализировав книгу Евгения Степанова, Нина Краснова логично завершит свое исследование подборкой стихотворений — тех, что исследовала, закруглив (ведь круг— символ мира, своеобычный знак совершенства) таким образов свой трактат о ярком современном поэте. Александр БАЛТИН
|