РедакцияРедколлегияКонтактыДневник главного редактораХроникаСвежий номерАнтологияНаши интервьюСерия "Библиотека журнала "Футурум АРТ"СпонсорыАвангардные событияАрьергардные событияАрхивО нас пишутМультимедиа-галереяБиблиотека журналаКниги, присланные в редакциюМагазинЛауреаты "Футурума"Гостевая книгаАвангардные сайтыПодписка и распространениеСтраница памяти

 

Новости авангардных событий культурной жизни

 

 

Ноябрь 2024 г.

  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

НОВАЯ КНИГА ГАВРИИЛА МАРКИНА


Гавриил Маркин, «Ремесло невидимости и оборотничества», М.: Вест-Консалтинг, 2024

Есть нечто старообрядческое, истовое, невероятное в графическом звучание черно-белых, рьяной силой пропитанных строк:

черный лес был распахнут
правдой отреченных книг

за день до того
как все ветры марта стали нами

Книга стихов Гавриила Маркина «Ремесло невидимости и оборотничества», вышедшая в издательстве «Вест-Консалтинг», пропитана субстанцией своеобразной сложности; даже название заставляет задуматься о поэзии как о силе современной алхимии, не столько работающей с веществами, сколько — с содержанием душ.
История раскрывается суммами тончайших связей: всего со всем, современности с вечностью, ни один листок бытия нельзя потерять:

На острие иззубренного листа крапивы
дрожит мгновение,
когда еще помнит самый прекрасный
из своих снов Бертран де Борн:

на верхушке дуба стоит прямой
как башня спешенный всадник,
и листва не расседается под ним, у корней
сидит отрок с розоватым нимбом…

Необычность видения поэта завораживает; и тончайшая связь между зазубренным листком крапивы и словно сквозь витражи идущим словесным светом, приоткрывает тайны мира, которые до конца не познать. Однако поэзия может предложить варианты подобного познания.
Гавриил Маркин многое собирает в коробе одного стихотворения:

Давно и совсем уже белый
под дождями страны ливов
лежал череп, в одной глазнице жил уж,
в другой — мышь, сквозь неплотные швы
с балтийской росой сквозили улитки
и холод;

а по золотому небу
катили на колесах нимбов
отцы-аскеты и отцы-учителя.

Густотканная плоть стихотворения переливается византийскими тканями; нимбы вспыхивают на солнце духа, не объясняя процесса наработки сияния.

Вести верлибров Гавриила Маркина разносятся широко; вибрируют строки, рассекая воздух обыденности:

видеть
поводырей солнца сквозь сбывшиеся ладони
больней на число
шпал до начала ~ г

де в тактильных объемах зимы
снег носил мою кожу
мною вовнутрь…

Все уходит вовнутрь, к себе, к расшифровке себя; невидимость — таким образом — обретает своеобычные формы, а оборотничество, снова играет алхимией, растит многообразие ракурсов, используя которые можно посмотреть на явь.
К предельной емкости тяготея, Гавриил Маркин рисует золотящиеся картины таинственными красками:

ах как долго и просто
в золотой бесконечности
облетали березы
вслед за полетом пчелы…

Космос поэта сливается воедино с космосом вселенной. Так рождается настоящая поэзия.

Александр БАЛТИН

От редакции:
В полном объеме рецензия Александра Балтина на книгу стихов Гавриила Маркина будет опубликована в журнале «Зинзивер», № 6, 2024.

Редакция портала «Читальный зал»