Новости авангардных событий культурной жизни
Ноябрь 2024 г.
НОВАЯ КНИГА ГАВРИИЛА МАРКИНАГавриил Маркин, «Ремесло невидимости и оборотничества», М.: Вест-Консалтинг, 2024
Есть нечто старообрядческое, истовое, невероятное в графическом звучание черно-белых, рьяной силой пропитанных строк: черный лес был распахнут
правдой отреченных книг за день до того как все ветры марта стали нами Книга стихов Гавриила Маркина «Ремесло невидимости и оборотничества», вышедшая в издательстве «Вест-Консалтинг», пропитана субстанцией своеобразной сложности; даже название заставляет задуматься о поэзии как о силе современной алхимии, не столько работающей с веществами, сколько — с содержанием душ.
История раскрывается суммами тончайших связей: всего со всем, современности с вечностью, ни один листок бытия нельзя потерять: На острие иззубренного листа крапивы
дрожит мгновение, когда еще помнит самый прекрасный из своих снов Бертран де Борн: на верхушке дуба стоит прямой как башня спешенный всадник, и листва не расседается под ним, у корней сидит отрок с розоватым нимбом… Необычность видения поэта завораживает; и тончайшая связь между зазубренным листком крапивы и словно сквозь витражи идущим словесным светом, приоткрывает тайны мира, которые до конца не познать. Однако поэзия может предложить варианты подобного познания.
Гавриил Маркин многое собирает в коробе одного стихотворения: Давно и совсем уже белый
под дождями страны ливов лежал череп, в одной глазнице жил уж, в другой — мышь, сквозь неплотные швы с балтийской росой сквозили улитки и холод; а по золотому небу катили на колесах нимбов отцы-аскеты и отцы-учителя. Густотканная плоть стихотворения переливается византийскими тканями; нимбы вспыхивают на солнце духа, не объясняя процесса наработки сияния.
Вести верлибров Гавриила Маркина разносятся широко; вибрируют строки, рассекая воздух обыденности: видеть
поводырей солнца сквозь сбывшиеся ладони больней на число шпал до начала ~ г де в тактильных объемах зимы снег носил мою кожу мною вовнутрь… Все уходит вовнутрь, к себе, к расшифровке себя; невидимость — таким образом — обретает своеобычные формы, а оборотничество, снова играет алхимией, растит многообразие ракурсов, используя которые можно посмотреть на явь.
К предельной емкости тяготея, Гавриил Маркин рисует золотящиеся картины таинственными красками: ах как долго и просто
в золотой бесконечности облетали березы вслед за полетом пчелы… Космос поэта сливается воедино с космосом вселенной. Так рождается настоящая поэзия.
Александр БАЛТИН
От редакции:
В полном объеме рецензия Александра Балтина на книгу стихов Гавриила Маркина будет опубликована в журнале «Зинзивер», № 6, 2024. Редакция портала «Читальный зал»
|